Мы стараемся при принятии решений ориентироваться на мнение граждан


С февраля 2017 года в колымской столице заработал проект «Открытый Магадан», который сегодня включает несколько сервисов, позволяющих голосовать, выражать мнение, обозначать муниципальные проблемы и получать информацию и тратах городской казны. Он доступен на всех устройствах, имеющих выход в интернет.

Самым активных участникам проекта даже начисляют баллы, за которые полагаются приятные бонусы. Главное же, по мысли создателей проекта – это добиться отлаженной обратной связи от горожан к местной власти, чтобы магаданские чиновники могли принимать действительно нужные людям решения. О том, как развивается проект "Открытый Магадан" рассказал руководитель управления по информационной политике мэрии города Магадана Олег Дудник.

Олег Владимирович, как родился проект Openmagadan.ru?



Предыстория такова. В марте 2016 года состоялся Первый городской форум: «Вектор развития - Магадан 2020», и он серьезно отличался от прежних городских собраний. Был избран новый мэр, сформировалась обновленная команда, и перед ней были поставлены новые задачи. Для их реализации на форуме проводилось широкое обсуждение того, как должна выглядеть городская власть, как должна действовать и на что в первую очередь обращать внимание.

В форуме приняли участие общественные организации, активные граждане, городская и региональная общественные палаты. Они говорили о том, что одним из основных условий муниципальной информационной политики должна быть максимальная открытость. Конечно, это стандартные фразы, но реализацию этой цели мы разложили на несколько задач.

Первой стало предоставление людям возможности доносить свои пожелания до городских властей максимально быстро, в удобной технологической форме, без затрат со стороны граждан. Традиционные инструменты, прописанные в законодательстве: публичные слушания и обсуждения, сходы граждан, собственно магаданская исторически сложившаяся форма получения обратной связи – «Дни микрорайонов», которые ввел еще Владимир Печеный на посту мэра, - это вещи разовые и не оперативные, их нужно ждать, затем обрабатывать материалы.

Этот проект напоминает московский сервис «Активный гражданин».

Верно. Мы проанализировали опыт других городов, прежде всего Москвы, где «Активный гражданин» был запущен с 2014 года по инициативе тогда нового мэра Сергея Собянина. Мы взяли его за основу. В декабре 2016 года я был командирован в мэрию Москвы, где встречался со специалистами комитета госуслуг и они рассказывали, как начиналась работа, с какими проблемами сталкивались.

Московский проект «Активный гражданин» награжден на многих выставках и конференциях в России и за рубежом, и этот опыт тиражируется. Для органов власти субъектов и городов это не обязанность, но федеральный центр ориентирует регионы на то, чтобы он максимально был внедрен на местах.

Но затем мы пошли по своему пути, потому что из-за высокой стоимости не смогли договориться с разработчиками «Активного гражданина» - ведь у Москвы иные бюджетные возможности, и сам проект максимально продвинут технически, это стоит дорого.

Поэтому мы нашли альтернативного разработчика, благо, что практика такой организации обратной связи с гражданами признана лучшей в масштабах страны.

Мы остановились на разработчике, который запускал проект в Липецке, и предложил нам максимально приемлемые финансовые условия и быстрый старт. В своем выборе мы не ошиблись и оцениваем наше взаимодействие положительно.

Стартовал проект в феврале 2017 года, полтора месяца ушло на подготовительные и организационные работы. Первым вопросом для голосования был выбор места для установки «Дерева любви». С тех пор ресурс значительно изменился, мы учли максимум пожеланий и критических замечаний.

Насколько магаданцам интересно участвовать в проекте?



Количество пользователей быстро растет. Горожане приняли проект благожелательно, в настоящее время их количество в проекте перевалило за полторы тысячи. Для Магадана это хороший результат, - это около 1,5% населения. В том же Липецке, где порядка 300 тысяч жителей, где работает аналогичное программное обеспечение, в проекте участвует 1% населения.

Кстати, у нас есть и призовой фонд: людям нравится получать бонусы за участие. К примеру, мы будем устанавливать подъемник на базе Русской горнолыжной школы, и при получении определенного количества баллов на сайте можно будет получить ски-пасс и бесплатно подниматься. Еще один наш спонсор – компания «Маглан», в рамках рекламных договоров она предоставляет в качестве призов клиентские карты для оплаты услуг, а также брендированную продукцию, «Оптимус принт» за 300 баллов изготовит визитные карточки, Квест.In предоставляет право на бесплатную игру для четырех человек. Количество партнеров ресурса растет.

Можно ли там не только голосовать за предложенные темы, но и предлагать что-то свое?



Это была основная идея – создание системы открытого голосования на сайте openmagadan.ru, в том числе через мобильные приложения для Android и iOS.

Городской сервис имеет свою специфику. В первую очередь он касается проблем благоустройства центральной части городского парка, устройства японской аллеи, благоустройства ул. Советской, дворов по улице Пролетарская. Все, что планирует сделать мэрия этим летом, мы выносим на голосование граждан. Обратная связь поступает очень активно, много и критики, и предложений, проект дает возможность не только голосовать «да» или «нет», голосовать или отклонить, можно свободно вписать свое мнение.

Мы стараемся при принятии решений ориентироваться на мнение граждан: например, при переименовании автобусных остановок – там, где люди идею не поддержали, остались старые названия.

Мы ведем мониторинг СМИ, если где-то высказываются идеи, они будут замечены, мы их готовы анализировать и предлагать для голосования. Мы не считаем себя умней других, и приглашаем всех высказывать свои предложения.

На ресурсе размещен адрес электронной почты open@openmagadan.ru, туда горожане тоже пишут. Пока там не было самостоятельных инициатив общегородского характера, но мы ждем таких предложений. Сделать их можно и по телефону «горячей линии», и через любые СМИ, и в интернет-приемной. Мы активно мониторим этот проект, оценка его эффективности для нас - важный показатель. Надо отметить, что реакция магаданцев в основном положительная, но обратная связь пока остается на стартовом уровне.

Может быть, горожане опасаются выражать негативное мнение?



Критиковать никто не боится. Иногда пишут и отборным матом. Мы всю информацию по любому голосованию, а оно длится месяц, включая нецензурную, отдаем мэру, он читает все. Муниципальные службы уже получали разносы за то, что выявлялись факты, о которых градоначальник не был в курсе.

Так что этот ресурс как удобный канал связи востребован. Мэру он нравится за оперативность и дешевизну. Мы стараемся сделать его окупаемым. Бюджет не тратит на него ни копейки, проект финансируется за счет Фонда социального партнерства Магадана, абонентская плата составляет 19 тысяч рублей в месяц, и мы пока по затратам выходим в ноль даже для фонда.

Как на самом деле обсуждаются вопросы?



Возьмем опрос о благоустройстве дворов по улице Пролетарской. Начались вопросы: почему именно там, ведь есть дворы в других районах. Дело в том, что этот проект находился в большой степени готовности, разрабатывался по годичной давности плану, и, когда был принят федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» и было выделено финансирование под условие наличия проекта, мы его и предложили. В каждом дворе есть свои проблемы, и каждый может спросить: а почему не мой двор? Но сразу все благоустроить мы не можем. Однако один из вопросов таки и звучит: поддерживаете ли вы благоустройство именно по этим адресам. Если большинство горожан будет против, то мы этого делать и не будем.

В марте был запущен «Открытый бюджет». Он уже готов окончательно?



Пока нас не устраивает дизайн сайта, он будет изменен в течение полутора месяцев. Идея проекта в том, чтобы предоставить людям информацию куда мы тратим деньги, сколько их у города. Ведь это вечная проблема: любую власть критикуют: почему не сделано то, не дошли руки до этого. Избытка ресурсов никогда не бывает, а у дефицитного бюджета Магадана их нет в принципе. Поэтому те небольшие средства, которыми располагает город, не могут закрыть всех проблем, тем более за одно лето: на них не залатать все дыры и не отремонтировать все фасады.

Но что и куда будет расходоваться, магаданцы вправе знать. Мы хотим попытаться донести это до населения так, чтобы было понятно непрофессионалам. Сейчас качество предоставления информации на сайте не удовлетворяет, но прошло всего полтора месяца, мы еще изменим дизайн и повысим удобство ее получения.

У людей будет возможность высказать свое мнение при обсуждении бюджета и участвовать в его принятии?



Практика высказывания гражданами своих предложений для нас на первом плане. Мы помним, как пару лет назад ОНФ активно критиковал власти и региональный бюджет. Отчасти это происходило и потому, что проект «Народный бюджет» тоже не совсем понятен для населения. Получается, у людей нет канала для понимания ситуации. Бюджет – это открытый документ, обычный человек в нем не разберется. Задача нашего ресурса – помочь говорить просто о сложных вещах. Пока, конечно, мы еще далеки от этого.

Надо говорить: денег столько-то, они есть на такие-то нужды. Если вы хотите, чтоб город потратил их иначе и на другие проблемы, мы можем через электронное голосование вынести это предложение на обсуждение. И, если эта инициатива получит поддержку, внести корректировки в бюджет через городскую думу.

Расскажите о новом сервисе problema.openmagadan.ru.



Сейчас о большинстве проблем горожане сообщают мэру в Твиттер, и он переадресует вопросы муниципальным службам. Но он не может быть диспетчером круглые сутки, и потому было решено разработать карту. Каждая обозначенная на ней проблема оформляется в заявке в журнале обращений, как положено, и она должна быть отработана в течение месяца.

Теперь мы запустили сервис problema.openmagadan.ru, идея его в том, чтобы горожане могли снять на телефон, описать и отправить на интерактивную карту ту или иную проблему. Пока они делятся на четыре группы: автомобиль (брошенные, разбитые машины), яма (все, что относится к огрехам дорожного полотна, лужам и т. д.), мусор и «другая проблема», - туды можно разместить все, что не подходит в первые три категории.

Люди уже ставят флажки и размещают фото. Есть и шутники, которые пишут, что прилетели инопланетяне, но такое мы удаляем. Значков с проблемами уже много.

Мы понимаем, что у кого-то их должностных лиц будет желание схалтурить. Но управление информационной политики является генератором идей и администратором проектов, а сфера ЖКХ находится за рамками наших полномочий, это зона ответственности ГЭЛУДа, САТЭКа, предприятий коммунального хозяйства, административного контроля.

Как быстро можно ждать реакции городских служб?



Если в Москве установлен 8-дневный срок для реагирования на обозначенные на сайте проблемы, то мы пока оставили общепринятый срок – 30 дней, поскольку отладка сайта еще идет. Потом сроки, возможно, будут сокращены.

«Открытый Магадан», «Открытый бюджет» и «Народный контроль» - все эти сервисы сделаны, чтобы мы могли выполнять то, что хотят люди, а не то, что сидит в голове депутатов и чиновников.

«Открытый Магадан» существует в окончательном варианте или будет развиваться?



В 2017 году мы запустим проект по городскому краудсорсингу. Это направление, когда создается копилка идей в технологичной удобной форме, позволяющее на ту или иную тему собирать максимальное количество конкретных предложений. В дальнейшем они проходят сито отбора экспертами, выносятся через электронное голосование на «Открытый Магадан», и таким образом город получает приемлемые для большинства альтернативы. Они могут обсчитываться экономистами, выноситься на думу, органам власти будет с чем работать.

Идея в том, что мы только обозначаем проблему, а люди предлагают желательное решение. К примеру, отсутствие парковок. Для Магадана это жесткая ситуация, проекттирование города не предполагало такого количество машин. Но это не единственный город с подобными сложностями, и опыт в их устранении есть. Однако мы хотели бы узнать мнение граждан, живущих в конкретном дворе.

Вот пример: На голосование вынесен вопрос о платной автостоянке в одном из дворов в 3-ем микрорайоне, с вагончиков и забором. На ней стоит 4-5 машин, места в ней – на целую сотню. Это явление досталось нам из истории застройки города, и теперь, спустя 25 лет, людям некомфортно. Они вынуждены ставить машины на газонах и в чужих дворах, а это - ущемление прав владельцев жилья. Они высказали идею мэру, и он уже поручил провести голосование о возможности расторжения договора с бизнесом и устройства за бюджетный счет бесплатной парковки для жителей двора.

Идея краудсорсинга позволяет опираться на мнение людей в решении конкретных вопросов, и мы хотим советоваться с горожанами удобным для них способом: телефоны сейчас есть у всех, уже не надо ходить ради голосования на какие-то мероприятия, комфортней, когда власть идет к жителю и спрашивает его мнение. В этом идея «Открытого Магадана» и семейства его сервисов. Мы не первопроходцы, но активно продвигаем опыт других городов, и получили такую возможность только с прошлого года с появлением безлимитного интернета, до тех пор над нашей идеей магаданцы бы просто смеялись. Сейчас ресурс достаточно востребован.

В целом мысль проста: власть должна быть открытой, и иметь возможность узнавать мнение большинства людей или активных граждан. Иногда нас, как и ресурс «Активный гражданин», упрекают в том, что мы принимаем решение, опираясь на мнение нескольких сотен человек, когда в Магадане проживает сто тысяч. На это мы отвечаем: регистрируйтесь и принимайте участие в голосовании. Наверное, не всем интересно, и не все хотят, но есть неравнодушные люди, на которых мы и ориентируемся.
Мы стараемся при принятии решений ориентироваться на мнение граждан


Комментарии


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки