Анатолий Широков: Привлечение новых авиаперевозчиков в регионы ДФО позволит удовлетворять потребительский спрос и формировать конкурентное давление на складывающийся уровень цен


В рамках "правительственного часа" 404-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ, на котором шла речь о развитии конкуренции и совершенствовании антимонопольной политики, главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву сенаторами был задан целый ряд вопросов. Среди участников этого диалога были представитель Магаданской области в верхней палате парламента Анатолий Широков. В своем интервью он рассказал, какие актуальные вопросы затронул в общении с руководством ФАС России.

- Анатолий Иванович, по мнению Общественной палаты Магаданской области, государственный контроль за ценами на авиабилеты крайне слаб. Сегодня единственная структура, которая вправе что-то сделать - это Федеральная антимонопольная служба?



- Это вопрос я адресовал руководителю ФАС именно по поручению ОПМО. И доволен тем, что могу опубликовать полученный ответ. Тема авиатарифов была и остается актуальной не только для жителей Магаданской области, но и всего Дальневосточного федерального округа. Жители Колымы и представители региональной Общественной палаты отличаются завидной активностью в обсуждении наболевшего для всех вопроса, держат руку на пульсе. Они регулярно отслеживают цены на пассажирские перевозки, шлют запросы во все инстанции, публикуя информацию в СМИ и социальных сетях.

Замечу, что Магаданское управление ФАС применяло санкции к авиакомпаниям за злоупотребление монопольным положением на рынке и установление необоснованно высоких цен на билеты. Однако ситуация такова, что в соответствии с действующим законодательством всё это происходит постфактум, когда люди уже приобрели авиабилеты втридорога.

Но сама процедура привлечения монополиста-авиаперевозчика к ответственности длительная и не позволяет пресекать ценовое самовольство в тот момент, когда оно происходит. По мнению Общественной палаты Магаданской области, антимонопольный орган должен получить полномочия оперативно отменять решения авиакомпаний о необоснованных повышениях тарифов на один и тот же рейс, период и класс обслуживания.

- Как руководитель Федеральной антимонопольной службы относится к возможности изменения законодательства и передаче его службе таких полномочий?



- Руководство службы, как прозвучало на "правительственном часе" такое предложение считает нецелесообразным. Как пояснило руководство ФАС, в сфере регулирования воздушного транспорта реализуются общие принципы антимонопольного регулирования. Сюда входит свободное ценообразование на авиаперевозки и услуги в аэропортах.

Антимонопольная служба провела анализ и пришла к выводу, что устранение административных барьеров и развитие конкуренции в перевозочной деятельности привели к тому, что в период с 2008 по 2014 годы объемы авиаперевозок увеличились с 49,8 млн. до 93,2 млн. человек. Рост объемов перевозок в этот период отмечается по всем направлениям, связывающим Москву с районами Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири.

Если между перевозчиками на маршруте существует конкуренция, то уровень тарифов, понятно, снижается, становится меньше размах ценовых колебаний, определяемых спросом. К примеру, летом 2016 года на маршруте Магадан- Москва работали три авиакомпании, что в итоге привело к снижению ценовых предложений на пике спроса по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

- И все-таки на Дальнем Востоке размер авиатарифов в разы выше...



- По информации ФАС, на Дальнем Востоке удельный вес воздушного транспорта в объеме перевозок пассажиров в два раза выше, чем в среднем по стране. Обеспечение ценовой доступности воздушных перевозок является одной из важнейших социальных задач. Федеральная антимонопольная служба уделяет большое внимание этому вопросу.

Что касается стоимости авиасообщения, то она в значительной степени обусловлена затратами на авиатопливо, расходами на приобретение и содержание парка воздушных судов, аэропортовое обслуживание.

При этом важно отметить, что в последние два года рынок авиаперевозок развивается под влиянием целого ряда негативных факторов, что приводит к росту номинированных в иностранной валюте расходов перевозчиков по лизингу и техническому обслуживанию воздушных судов, а также росту суммарной задолженности авиакомпаний и сокращению возможностей для обслуживания долга, существенному снижению пассажиропотока на рентабельных международных авиалиниях и др. Именно такую информацию нам предоставила ФАС.

- Именно поэтому с уходом с рынка компании "Трансаэро" сократилось товарное предложение и снизился уровень конкуренции, прежде всего на дальневосточных направлениях?



- Совершенно верно. Но вместе с тем, группе компаний "Аэрофлот" в значительной мере удалось компенсировать падение рынка. Как известно, с 1 квартала 2016 года на дальневосточные направления вышла входящая в группу "Аэрофлот" компания "Россия". К тому же возможность перелета по доступным ценам обеспечивают и заявленные Аэрофлотом "плоские" тарифы. Если билеты бронировать заранее, то их стоимость до Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Магадана не превысит 12-13 тысяч рублей.

Однако, безусловно, необходимо решать задачу по привлечению новых перевозчиков. С их приходом удастся в большей степени удовлетворять потребительский спрос и формировать конкурентное давление на складывающийся уровень цен. Задача не простая, сложная.

- Анатолий Иванович, за счет каких мер, по Вашему, можно обеспечить снижение стоимости авиаперелетов по внутренним маршрутам?



- Этот вопрос также обсуждается на всех уровнях, начиная от регионов и заканчивая федеральным центром. Значительное снижение стоимости перелётов по внутренним маршрутам, прежде всего региональным и местным, в частности, может быть обеспечено за счёт развития низкотарифных перевозок. На это обратил внимание Игорь Артемьев.

Необходимо восстанавливать и развивать аэродромные сети, снижать стоимость аэропортового обслуживания, лизинговых платежей, внедрять лучшие зарубежные практики, обеспечивающие свободный доступ потребителей к услугам в аэропортах и др.

С точки зрения ФАС, создание на базе небольших аэропортов Севера, Дальнего Востока, Чукотки казенных предприятий - одно из направлений государственной политики по поддержанию и развитию аэропортовой инфраструктуры.

Сегодня принимаются меры для перехода к долгосрочному стимулирующему ценовому регулированию субъектов естественных монополий, что имеет большое значение для модернизации аэропортовой инфраструктуры и привлечению в эту сферу частных инвестиций.

- Приведите, пожалуйста, примеры...



- В настоящее время в действующее законодательство уже внесены изменения, устанавливающие обязанность инвесторов утверждать инвестиционные программы в сфере аэропортовой деятельности на Правительственной комиссии по транспорту.

Пример новых подходов — реализация инвестпроекта по строительству аэропорта в Хабаровске.

Для обеспечения транспортной доступности жителей отдельных регионов с европейской частью страны реализуются отдельные государственные программы. Речь идет о субсидировании воздушных перевозок отдельных категорий пассажиров с 1 апреля по 31 октября по 67 направлениям с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Для сравнения в 2009 году субсидировалось 33 направления.

- Еще один важный вопрос развития Крайнего Северо-Востока и Дальнего Востока - стоимость автомобильного топлива. Она чаще всего может характеризоваться как беспрецедентно высокая, когда в некоторых городских округах Колымы стоимость бензина А-92 может превышать 60 рублей за литр. Какие мероприятия по контролю за ценообразованием в этой области проводит ФАС и каковы могут быть способы решения этой проблемы?



- Общеизвестный факт - поставки нефтепродуктов на территорию ДФО осуществляются с пяти нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Два из которых находятся непосредственно в дальневосточном округе (Комсомольский и Хабаровский НПЗ) и три в Ангарске, Ачинске и Омске. Нефтепродукты поставляются в ДФО преимущественно по железной дороге. Крупнейшими компаниями, занимающимися мелкооптовой реализацией автомобильных бензинов и дизельного топлива в ДФО, являются ВИНК ПАО «НК «Роснефть» и ВИНК АО «ННК».

Отмечу, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Они формируются по рыночным принципам, основанным на сформированной коммерческой инфраструктуре рынка, а именно биржевых торгах и регистрации внебиржевых сделок.

Чаще всего люди интересуются, какие факторы влияют на рост цен. Их несколько. Это и динамика мировых цен, и рост отраслевых издержек, а также общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Естественно, что большое влияние оказывают налоги – их составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.

- Какие меры принимает ФАС России в отношении нарушителей закона о защите конкуренции?



По данным этой структуры, в период с 2008 по 2015 годы рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было возбуждено также три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших нефтяных компаний: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпромнефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО АНК «Башнефть».

Общая сумма перечисленных в бюджет страны штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.

Ситуация с ценообразованием на нефтепродукты в Дальневосточном федеральном округе обусловлена рядом дополнительных факторов: транспортными издержками поставок нефтепродуктов, слабой развитостью конкуренции на рассматриваемом рынке, недостатком емкостей (нефтебаз, складов хранения) под нефтепродукты.

Для улучшения ситуации на рынке нефтепродуктов ДФО ФАС России предлагает разработать и утвердить программу развития инфраструктуры хранения нефтепродуктов, включая развитие инфраструктуры независимых операторов рынка, обеспечить в течение года равномерную поставку нефтепродуктов на территорию ДФО (за исключением «северного завоза»), направленную на формирование товарных запасов для «высокого сезона», рассмотреть возможность замещения процессов производства и транспортировки необходимых объемов топлива в Российской Федерации между нефтяными компаниями и другие меры.

- И о долгожданном снижении стоимости электроэнергии на Дальнем Востоке. Ведь соответствующий федеральный закон начал действовать с 1 января 2017 года?



Это действительно так. Закон начал действовать с начала текущего года. Но это закон непрямого действия. Принципы, заложенные в его содержании, требуют создания механизмов – правовых и финансовых – их практической реализации. Вот этим и будет заниматься рабочая группа из представителей нескольких ведомств в течение ближайших трех месяцев, чтобы с 1 июля, как это и было установлено, тариф начал снижаться к уровню 3.19 руб. (среднероссийский тариф, на который ориентируются все расчеты). Мне удалось войти в состав этого коллектива, за что я благодарен Федеральной антимонопольной службе.

Принципиально схема остается той, о которой я много раз рассказывал в самых разных аудиториях Магадана и области. За счет установления оптовой надбавки на генерирующие мощности в центре страны, на Урале и в Сибири будут аккумулироваться целевые деньги на снижение издержек производственной деятельности энергосистем Дальнего Востока. Оператором этих средств станет «Русгидро», и речь идет о сумме около 29,5 млрд руб. А вот каков будет порядок передачи этих средств энергокомпаниям дальневосточных территорий – вот это и надо просчитать, продумать. Этим и занимается упомянутая мною рабочая группа.

Могу твердо сказать о том, что с 1 июля тарифы на электроэнергию начнут снижаться. Мы с вами это увидим. Более того, напомню слова полномочного представителя Президента России в ДВФО Юрия Петровича Трутнева о том, что за период с 1 января по 1 июля будет произведен перерасчет таким образом, чтобы компенсировать дальневосточникам оплату за электроэнергию за первое полугодие до среднероссийского тарифа.

Людмила Лата
Анатолий Широков: Привлечение новых авиаперевозчиков в регионы ДФО позволит удовлетворять потребительский спрос  и формировать конкурентное давление на складывающийся уровень цен



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки