Подразумевается, что значимые для областного центра проекты будут реализованы через создаваемые в отраслевых федеральных программах разделы по развитию Дальнего Востока. Так они смогут получить государственное софинансирование.
План комплексного социально-экономического развития Магадана на 2017- 2025 годы включает мероприятия по развитию инфраструктуры, строительство животноводческих и растениеводческих комплексов, модернизацию систем водоснабжения и водоотведения, развитие жилищного строительства, капитальный ремонт очистных сооружений питьевой воды в Соколе и на водозаборе в Снежной долине. В числе важнейших мероприятий - реконструкция аэропортового комплекса, строительство новых автодорог, объектов культуры, спортивных комплексов и современных зданий под лечебные учреждения, капитальный ремонт улично-дорожной сети, создание новых мест в школах и детских садах. Документ насчитывает 73 мероприятия на сумму около 38 млрд рублей. Основная его цель - повышение качества жизни населения и создание стимулов для привлечения людей на Север.
Об этом рассказал губернатор Магаданской области Владимир Печеный.
«Магадан всегда развивался согласно стратегическому плану, который действовал в экономике, социальной сфере, благоустройстве, но настал момент, когда надо продолжать эту работу в комплексе. Такой подход опробован первым пилотным проектом, который реализуется на Дальнем Востоке в Комсомольске-на Амуре, - пояснил на заседании рабочей группы глава территории Владимир Печеный. - Президент России на заседании Совета Безопасности в очередной раз заявил о важности развития Дальнего Востока. Он подчеркнул обязательность включения в федеральные целевые программы специальных «дальневосточных» разделов.
Поэтому и нам важно определиться со стратегией развития области, чтобы работать по включению крупных проектов в ФЦП на базе комплексного развития и госпрограмм региона, муниципальных образований и, в частности, Магадана.
Мы окончательно сформировали план развития областного центра. Он содержит большой пакет финансовоемких мероприятий во всех сферах. Создание новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий предусмотрено в нем как инвестиционные проекты. В нем заложены основы системной работы по созданию дополнительных мест в школах и детских садах, в сфере модернизации крупных объектов инфраструктуры, в частности, аэропорта «Магадан», без которого город развивать невозможно.
Я обращаю внимание на то, что в областном центре действуют разные формы реализации задач по строительству жилых домов с использованием механизмов получения финансовой поддержки из федерального центра. Теперь нам нужно рассмотреть и возможность строительства арендного жилья. Это предусматривает несколько специфическую господдержку, но, как бы то ни было, она есть. Мы можем попробовать привязать ее к программе переселения жителей закрывающихся поселков в более благополучные районы области.
Все мы знаем, что миграционные процессы в регионе складываются сами по себе, и местом тяготения и переселения из неперспективных поселков является Магадан. Это происходит за рамками программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Поэтому данный процесс надо отслеживать более четко, с учетом программ переселения.
Кроме того, в том, что касается жилищного строительства, надо максимально использовать инструменты привлечения инвесторов с упрощением всех процедур по предоставлению земельных участков. Мы знаем, что для реализации инвестпроектов субъектам дано право предоставлять земли без торгов, но делать это нужно в привязке к конкретным инвесторам, которые готовы работать, в том числе по проектам возведения арендного жилья.
В этом направлении тоже нужно двигаться быстро, потому что это может стать промежуточным вариантом для переселения граждан из ветхих и аварийных домов. Однако сначала нужно доработать региональную нормативную базу и вместе с властями города определить точки приложения этого проекта.
На данный момент сформирован понятный план, и главная его цель – улучшение качества жизни людей. Именно на это нужно нацелить работу, от реконструкции аэропорта до обустройства дворов и всего, что окружает людей в повседневной жизни. Без этого миграционный отток сдержать невозможно.
Надо отметить, что мы проделали действительно большую работу, и теперь у нас есть от чего отталкиваться. При этом надо понимать, что ни один объект не будет включен в ФЦП или адресные инвестиционные программы, пока не сделана вся подготовительная работа. Что касается проектно-сметной документации, на уровне государства стоит задача максимально использовать типовые проекты, внесенные в Госреестр, это обходится дешевле. Второе - все мероприятия, которые мы хотим реализовать, должны быть включены в разделы, где предусмотрены средства на приобретение, проектирование, изыскание, прохождение экспертиз.
Как сказал замминистра по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов, рассчитывать только на федеральный бюджет, что государство раскошелится по всем мероприятиям плана, неправильно. Нужно идти по пути приоретизации, с помощью сенаторов, Госдумы, собственных активных действий, включаться во все федеральные программы и, по мере возможности, в собственные региональные и муниципальные.
После утверждения Плана, в этом же проекте решения, мы определим действия по включению мероприятий из него в федеральные целевые программы в установленные постановлением Правительства РФ сроки: по формированию дальневосточных разделов в ФЦП они обозначены до 31 марта 2017 года. Так что для нас они еще более сжаты. Пока речь идет о 2017-2020 годы, на срок, на который формируется федеральный бюджет, и мы должны выделить те объекты, по которым в этот срок можем получить федеральные деньги. Все мероприятия Плана нужны, вопрос в очередности и сроках реализации проектов.
Сегодня мы находимся на важном этапе формования долгосрочной политики развития Магаданской области и ее муниципальных образований. Хочется, чтобы эти задачи были реализованы через комплексные планы развития территории. Принятие Плана развития областного центра – это старт для создания планов развития каждого городского округа нашего региона».