К чему придем?
- Юрий Федерович, буквально на днях вы анонсировали городской форум «Магадан. Вектор развития 2020» как площадку для честного и открытого разговора. О чем там пойдет речь?
- Речь на форуме будет идти о ситуации, которая на сегодняшний день сложилась в Магадане. Мы отчитаемся о сделанном в 2015-м году, расскажем о том, что получилось, а что – нет. Каждый блок доклада строится следующим образом: анализ ситуации, выбор стратегии и конечный пункт - к чему мы приходим к 2020 году. Кроме того, произойдет честный, открытый диалог с горожанами о том, что беспокоит и волнует сегодня всех.
- Не секрет, что у города образовались большие долги. Насколько они велики? Каким образом власти собираются выходить из ситуации?
- Да, сегодня самое уязвимое место в городе – деньги. Можно придумать все что угодно, но реализация любого проекта требует денежных средств. Ситуация такова: у Магадана 933 млн рублей кредиторской задолженности и 1,7 млрд рублей – муниципального долга. Единственный выход – перестать брать новые кредиты, сокращать расходы городского бюджета. Отчасти мы перестроим и систему муниципального заказа, и работу мэрии сделаем более эффективной, чей аппарат, как я уже неоднократно говорил, слишком громоздкий. Какие-то наиболее финансово-емкие вопросы, например, асфальтирование большого количества площадей в городе, вообще отложим. За последние три года мои предшественники проделали огромный объем работ в данном направлении, за который нам еще предстоит рассчитаться. Но мы в этом году даем бюджету «отдохнуть». Главная цель в финансовом плане на 2020-й год – это город без долгов. Это стратегический план и если мэрия и Гордума исполнят его идеально, новому градоначальнику придется очень просто. Текущие платежи будут поступать, и можно будет подумать над новыми планами.
Чем платить?
- Есть ли план, за счет каких средств будет уменьшена кредиторская задолженность?
- Прежде всего, мы хотим решить вопрос по межбюджетным отношениям таким образом, чтобы некоторые налоги, которые забрали у муниципалитета, были ему возвращены. Это налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц и увеличение доли подоходного налога. Мы бы хотели, чтобы собираемые в городе налоги максимально работали на его интересы. Есть интересные цифры: в 2015 году в бюджеты всех уровней городские предприятия перечислили более 11 млрд рублей. Мы же получили от области едва ли 1,6 млрд. Справедливо ли это? – нет. В принципе, если правильно выстроить межбюджетные отношения, у нас появится прямая заинтересованность, чтобы развивать экономику. Если у нас вообще все налоги отнимут, то нам будет не важно, работает экономика или нет. Мы составим свою смету расходов под полномочия области, которая будет их полностью обеспечивать. Тогда и комитет экономики мэрии можно будет распустить, потому мы не сможем ни на что повлиять. Это неправильно, ведь люди живут на территории города Магадана, они должны получать необходимый объем муниципальных услуг. Бесплатно их предоставить невозможно, для этого нужны средства.
Еще одна составляющая – неналоговые доходы. Это рациональное распоряжение муниципальным имуществом, землей, усиление претензионной работы и эффективная торговля. Потенциальные приобретатели у нас плохо информированы, поэтому многие, покупая муниципальное имущество, через некоторое время продают его втридорога. Мы бы хотели, чтобы реальные деньги за объекты не оседали у посредников, а оставались в бюджете.
Нравится женщине – нравится всем
- А что будет с решением проблем, требующих вложений сегодня. Например, заявленное строительство новых школ и детских садов?
- На данный момент главная проблема в образовании – вторая смена, которой не должно быть. Сегодня 22% детей учатся во вторую смену. И решение проблемы есть. Мы планируем построить 3 школы: небольшую школу-детский сад в поселке Снежный, вторую – на месте бывшей первой школы. А третью, суперсовременный учебный комплекс, построят на территории горохового поля, рядом с вертолетной площадкой. Она станет своеобразным Магаданский «Сколково», с самым современным учебным оборудованием. Эти проекты заморожены не будут.
Второй блок - детские сады. Многое было уже сделано, но по-прежнему есть очереди в детский сад для детей до 2-х лет. Разгрузить ситуацию нам поможет строительство детсада в третьем микрорайоне, чье проектирование скоро будет закончено. Также будет переоборудовано здание экологического центра – там появится еще 220 мест.
Есть в сфере образования и серьезные трудности, но уже финансовые. Школы сегодня находятся на двойном содержании: заработную плату и материальное обеспечение берет на себя область, а город оплачивает хозяйственное содержание и коммунальные ресурсы. И этот наш муниципальный фонд «урезают» очень сильно. Не сокращали его только в один год, когда в школы закупали учебники для детей. А сейчас мы подошли к такому уровню, что даже не можем обеспечить интернет-обучение – неотъемлемую часть современного учебного процесса. В данном случае Министерство образование региона должно повернуться к нам и не игнорировать проблему.
- Есть ли в перспективе реальные большие проекты с инвестициями в город? Ведь все мы помним и «горнолыжный» проект «Марчекан», из новых – строительство водородного завода японцами. Но дальше громких анонсов дело не пошло.
- Нельзя сказать, что проект «Марчекан» не состоялся. Он явился отличной рекламной площадкой для того, чтобы в мире услышали про город Магадан. Вы даже не представляете, сколько людей во время пиара проекта приезжало сюда. Здесь был Артур Доппельмайер – человек, который проектирует практически все крупные горнолыжные подъемники в мире. Правда, «Марчекан» он раскритиковал, сказав, что трасса не должна вести к кладбищу, к тому же находится она между двух бухт, на сквозняке. Зато, по его словам, уникально было бы спуститься к бухте «Светлая». Здесь были олимпийские чемпионы по лыжным дисциплинам и прошлых лет, и действующих, люди из Министерства спорта России, знаменитые музыканты, комментаторы. На первом-втором канале появлялось огромное количество сюжетов про Магадан. Поэтому, с точки зрения продвижения города, результат был, причем резонансный.
- Значит ли это, что план лыжного курорта «солнечный Магадан» - преемник «Марчекана»?
- Это так, все заготовки легли в основу проекта «Солнечного Магадан». Но лыжный курорт – это только отправная точка, центр притяжения. Дальше разрабатывалось огромное количество маршрутов: морских, зимних, и т.д. Здесь, кстати, и трассы можно растянуть не на 6 км, как на Марчекане, а до 20 км, причем удобные, туристические.
Артур Допельмайер сказал одну интересную вещь, которую я запомнил: если это понравится женщине – то понравится всем. Она приведет мужа, детей, расскажет подругам. Если женщине не понравится - проект обречен на провал». Я уверен, что «Солнечный Магадан» женщине понравится.
Другие инвестиционные проекты, которые готовятся в Магадане, в том числе и на международную ярмарку: строительство морского причала и комплекса коттеджной застройки на Старой веселой. Здесь люди смогут остановиться, отдохнуть, половить крабов, порыбачить. Уже определены и земля, и район застройки.
Важный для нас проект - строительство либо мусороперерабатывающего, либо мусоросжигающего завода. Сегодня заниматься примитивным способом захоронения коммунальных отходов только за счет отвоевывания у природы все новых пространств - неправильно. Надо подходить к современной технологии. Также нас очень интересует проект по переработке шин, которых в Магадане очень много. Сегодня единственные кто ими пользуются – работники кладбища на 14 км. А это полезный материал, который с помощью специального оборудования перерабатывается в крошку, а затем создается травмобезопасное покрытие. Плюс крошка - это добавка к асфальту, он становится более эластичным, происходит лучшее сцепление с автомобильными шинами. Таким должен быть нормальный, цивилизованный путь утилизации. Конечно, проекты, которые реализует Правительство области и город - разные. У них там природные ресурсы и десятки млрд рублей, наши же направлены на городскую среду. Это туристические, коммунальные и инфраструктурные объекты.
Терпеть нельзя, сносить.
- В Магадане началась серьезная, даже агрессивная работа по сносу гаражей, ларьков, по борьбе с баннерной рекламой. Не ударит ли такая борьба по бизнесу, который и так переживает не лучшие времена?
- Какой удар по бизнесу? Если ларек стоит незаконно, то и бизнес в нем незаконен. У нас существует схема размещения нестационарных торговых объектов, которая учитывает все градостроительные нормы и правила, санитарные нормы, нормы безопасности дорожного движения. Если мы отказываем в каком-то конкретном месте, где предприниматель хотел поставить торговую точку, то мы и предлагаем ему другое место. Такое, где можно узаконить павильон. Все, кто недоволен сносом несанкционированных точек торговли может прийти в мэрию, где ему предложат новое место. Но проблема в том, что большинство предпринимателей хотят размещение в центре города. Если удовлетворить всех желающих, то улица Ленина, Карла Маркса покроются ларьками, везде будут стоять лавки с огурцами и помидорами. У нас такое уже было, возьмите из архива фотографии центра 20-летней давности. Тогда весь город торговал, одно время даже стадион хотели отдать под рынок. Сегодня город обеспечен торговыми площадями на 280%. Никто не хочет завод построить – все хотят торговать. Помимо открытых недавно торговых центров и рынков, еще 3 земельных участка находятся в стадии отвода под строительство центров. Но мы не можем превратить город исключительно в торговую площадку.
Все, что стоит незаконно: торговые объекты, жилые объекты, гаражи – сносили, сносим и будем сносить. Ведь у нас как было: человек приходит и начинает строить, абсолютно ничего не спрашивая, например, на Каменном карьере. Почему тогда не построить на Ленина? Это создает удобство одному, а люди должны смотреть и думать: «А есть ли в городе власть или нет?». Поэтому мы просто все приводим в соответствие с существующими законами и нормами.
Сейчас в Магадане 4 000 незаконно-установленных объектов. Такое количество просто невозможно сдвинуть, а значит, будет проведена некая селекция. В первую очередь будут убираться незаконные постройки там, где планируется благоустройство, что-то строиться или, если объект находится в охранной зоне (например, под ЛЭП). Но если в ближайшее время никаких работ на месте незаконного строения нет – трогать его не будут. В таком случае нужно просто узаконить объект: обратиться в департамент САТЭК и составить договор аренды. Ведь каждый гараж стоит на муниципальной земле, за которую нужно платить, пусть и плата – копеечная.
Что касается баннерной рекламы и возвращения архитектурного облика городу, то давно было принято постановления, что улица Ленина должна быть очищена от баннеров, а Телевышка - освобождена от щитов. Все это – символы Магадана, как и улица Портовая, башня с часами, наши шпили. Это трогать нельзя, никогда и никому. Сейчас же творится полная вакханалия.
- Скоро начнется отпускная компания, эта тема волнует большинство горожан. Стоит ли ждать проблем с оплатой проезда бюджетникам? Какова ситуация сегодня и в перспективе?
- На данный момент мы рассчитались за 2015 год, долгов по оплате билетов нет. В этом году уже отработаны вопросы со всеми агентствами, предусмотрены деньги в необходимом объеме для оплаты бюджетникам. Мы зафиксировали тарифы с двумя авиакомпаниями: «ВИМ-авиа» (40 тысяч рублей) и «Икар» (39 тысяч рублей), ведутся переговоры с «Аэрофлотом». В этом году 3400 человек, чью дорогу оплачивает городской бюджет, должны уехать в отпуск. На днях стали продаваться субсидированные билеты, пока никаких опасения по отпускной компании нет. Сегодня схема такова: человек получает доверенность в муниципальном предприятии, берет направление и приобретает билет. Затем по счет-фактуре предприятие его оплачивает. Поэтому всем, кто собрался в отпуск, я желаю приятного отдыха, и вернуться обязательно загорелыми, здоровыми, с новыми силами.