Ты узнаешь, что напрасно называют Север крайним


В Северо-Эвенский городской округ добраться не так-то просто: только самолетом можно долететь. Но едва шасси, отпружинив пару раз от заснеженной взлетки, останавливают крылатую машину, взору из иллюминатора открывается странная и необычная красота.

Здесь самый краешек Севера - это чувствуется по суровому климату и вопреки ему таким дружелюбным людям с отзывчивыми, горячими сердцами. Они сохранили в себе то, чем испокон веков славилась Колыма.
Нынешний глава округа Руслан Марзоев вырос в Ольском районе, возглавлял с. Клепка, а совсем недавно, в октябре 2015-го, вступил в должность руководителя самого отдаленного округа со специфическими особенностями и проблемами. Какими? Об этом сегодня он расскажет корреспонденту «МП».

- Руслан Павлович, в начале нашего разговора хочу вас поздравить с новой должностью и констатировать факт: вы очень мужественный человек!

- Почему же?

- Потому что во вверенном вам округе, признаться, немало проблем, таких, как отдаленность, запущенное жилищно-коммунальное хозяйство, неразвитая инфраструктура…

- Мне нескучно, признаюсь. Но когда приехал и оценил обстановку, страшного для себя ничего не увидел. Подумал даже: может быть, кто-то хочет эти проблемы так преподносить?

- Понятно, что все зависит от угла зрения. Но у вас не возникло впечатления, что район запущенный?

- Я не могу судить прошлых руководителей, что поневоле придется сделать, отвечая на ваш вопрос. Округу не уделялось должного внимания со стороны прежнего руководства, вот что могу констатировать. Район не самый бедный, если оценить природные ресурсы. До консолидации бюджетов сюда поступали деньги от налогов, что давало больше финансовых возможностей менять жизнь людей к лучшему. Но и сегодня здесь работают крупные предприятия. Например, горнорудная компания «Полиметалл», которая в прошлом году потратила по соглашению о социальном партнерстве с округом 15 млн. рублей на его развитие, на 5 млн. больше, чем было прописано.

Придут и другие партнеры. Так что перспективы есть. Но я не стану утверждать, что решу все в самое короткое время. Вместе с тем не хотел бы, чтобы меня считали здесь временщиком. Вот вы говорите - отдаленность. Но всего полтора часа - и ты в Магадане.

- Только стоит это 18 тыс. рублей туда и обратно…

- Да, такая проблема существует, будем решать вопрос по уменьшению тарифа на авиаперевозки. И это не единственная загвоздка, требующая скорейшего решения. Посудите сами: до с. Гар­манда 45 км неплохой, недавно сделанной дороги, туда можно проехать на обычном автомобиле. До Гижиги - 80 км, казалось бы, не намного дальше, но туда добраться можно только вездеходом или по зимнику. Я уже не говорю про Верхний Парень, расстояние до которого составляет 280 км. В связи с этим губернатор Владимир Печеный поддержал идею создания предприятия, где будет аккумулироваться весь транспорт местных муниципальных организаций, также оно возьмет на себя транспортное сообщение между населенными пунктами. Понимаем все сложности, это потребует колоссальных бюджетных затрат, но если мы хотим, чтобы эти села не были оторваны от «большой земли», сообщение между окружным центром и ними должно быть налажено. Перед Новым годом я проехал по всем селам, провел сходы с населением, так как главы там закончили работу, надо было избирать новых управляющих. Три дня в КамАЗе до какого-то посел­ка - да, сейчас это норма. Но так быть не должно и не будет!

- Мне говорили, что в этих национальных селах жизнь не похожа на ту, к какой мы привыкли в Магадане, даже в Эвенске все по-другому…

- Начнем с того, что там нет котельных, централизованной системы канализации. Гижига, Тополовка, Гарманда топятся углем, Верхний Парень - исключительно дровами. У тамошних людей особенный уклад жизни. Туда нужно хоть раз съездить и посмотреть на все это своими глазами. Поверьте, таких людей, как там, вы вряд ли где-то еще увидите! Что касается коммунальной энергетики, «Комэнерго» обеспечивает там круглосуточное, а не режимное электроснабжение, и, поверьте, это немаловажно. Сейчас по федеральной программе села подключаются к цифровому телевещанию. На каком-то промежуточном этапе вышло так, что Гарманда из нее выпала. Но при содействии губернатора вопрос удалось решить своевременно.

- И теперь жители сел смогут смотреть более 20 телеканалов. Это замечательно, но, кажется, наиболее значимым является обеспечение населения связью. Вопрос с мобильными компаниями пока не решен. Слышала, что в селах нет телефонов, только таксофоны, и не совсем поняла, как это работает.

- Вы правы, пока о сотовой связи говорить не приходится, она имеется, кроме Эвенска, только в Гижиге. Но также по федеральной программе во всех селах установлены таксофоны в местных администрациях. Они работают через спутник. Жители, для того чтобы позвонить, покупают карточки. Когда я был в Верхнем Парене, повстречался с молодым человеком, который в селе навещал любимую. Он камчадал, житель с. Усть-Парень, что в 60 км, но уже на Камчатке. Там аналогичную проблему решили также по федеральной программе, установив таксофоны в домах как обычные телефонные аппараты.

- Но все-таки оцените перспективы округа, принимая во внимание уже озвученные проблемы и те, о которых мы еще не поговорили.

- Стоимость на энергоресурсы - вот наш бич. 24 рубля за киловатт для предпринимателей. Напомню, что для бюджетных учреждений существует льгота, население также пользуется компенсацией затрат. Вот и получается, что экономику частного предприятия никак не сложить. Отсюда и дороговизна в местных продуктовых магазинах.

Проблема, что пока к нам приезжают на сезонную работу на золотой и рыбный промысел временщики. Может быть, если начнет работать закон «О недрах» в части вольного приноса, здесь люди станут добывать золото. А в перспективе, если учесть нацио­нальную специфику, можно будет попробовать развить туризм. Но, хочу отметить, при всех проблемах ситуация с безработицей не безнадежная, большая часть населения трудоустроена.

- Вопрос о возрождении Дома оленевода проговаривался давно. Есть ли решение?

- Есть! Выделили секцию бывшего геологического общежития, требующую ремонта. Как только приведем помещения в порядок, оленеводы смогут приехать из бригады и здесь остановиться, а не скитаться по знакомым, как сейчас.

- Но ключевой вопрос - это состояние оленеводства в целом. Знаю, что проблем много, и они гораздо глубже, чем кажется. Сейчас говорить о самоокупаемости отрасли сложно, есть три программы - федеральная, областная и окружная, но…

- Вы правы, олени для нас дорогие во всех смыслах - и в финансовом, и в моральном, - это наша визитная карточка, мы не можем ее потерять. Проблемы - это и снабжение, и работа МУСХП «Ирбычан», которую нужно менять кардинально, необходим эффективный управляющий, который организовал бы дело так, чтобы там пошли показатели. Разбираться надо на месте, а не здесь, болтая в кабинете. За последние три года на предприятии сменился третий руководитель. Были у работников вопросы с оплатой труда начальству, ее установило тогдашнее руководство района. Куда оно смотрело, когда поднимали через собрание представителей зарплату директору, а оленеводам урезали, остается только догадываться. Моя задача - навести там порядок, заставить «Ирбычан» работать с максимальной отдачей. Мы сделали просчет по оленепоголовью, это дает представление об экономике, отсюда можно уже строить какие-то планы на будущее.
- Например, не раз ставился вопрос о том, чтобы уводить маршруты от дорог.

- И это тоже. Нужно принять ограничительные шаги, чтобы места выпаса оленей сделали запретной зоной. Сегодня на базе сельхозкомитета нашей администрации пытаемся создать муниципальный контроль - четыре инспектора будут проверять бригады, материально-техническое снабжение, вести просчеты. Тем самым мы наладим контроль, которого нет. Есть бригады корякские, есть эвенские, нужно, чтобы проверяющие были тоже этих национальностей. Сейчас готовим материально-техническую базу, чтобы они смогли приступить к работе. Будут контролировать время перегона оленей через дороги и прочие моменты.

Сейчас у многих оленеводов нет оружия, только петарды. А у инспекторов оно будет. Но вопрос безопасности нужно решать, в частности, и с «Полиметаллом». Многие водители компании приезжают из ЦРС, они не знают местной специфики, того, что каждый олень здесь на особом счету. Ситуация такова, что места исконного проживания и пребывания оленеводов должны находиться отдельно от века технологий и большой промышленности. Но не должно быть и спекуляции в этом вопросе со стороны местных, мол, мы не уйдем, это наша земля, пусть переносят дорогу. Признаю, что пастухи не хотят уходить от дорог - привезли им бензин, алкоголь, они из палаток и не выходят. Нужно разработать совместно с руководством другие маршруты. Но, как только об этом встает вопрос, выступают старейшины, которые говорят, что не хотят менять маршруты, лучше пусть дороги уберут.

Также, чтобы иметь полную картину по финансам, создаем централизованную бухгалтерию трех муниципальных предприятий - «Таватума», «Колоска» и «Ирбычана».

- К вопросу об экономике. Олень - это не только мясо. Можно ведь запустить комплексную переработку.
- Чтобы об этом говорить, необходимо четко понимать экономику. Пока этот вопрос кладет меня на лопатки. Мне нужно точно знать, как это все выглядит в цифрах. Рога, насколько я знаю, и так успешно продаются, мясо тоже. Мы проводили ярмарку после забоя по выбраковке, где реализовывали оленину килограммами, а не тушами.

- Я понимаю, о чем вы говорите. До этого по своим мясо тушами разбирали, и всем желающим не хватало. Это проблема всех поселков - кумовство. Кто имеет нужные связи, у того все схвачено. Вы, наверное, тоже с этим столкнулись в своей работе - приехали с двумя замами, а команда вся давно сложившаяся. Люди много лет сидят на местах, может, нужно омолаживать кадры?

- Я столкнулся с тем, что, как слон на муравейнике, старался никого не задеть, но не всегда так получается. Это мешает делать дело. Некоторые люди защитились определенными правами, например, избирательным, теперь их нельзя ни уволить, ни заменить. К определенным личностям есть недоверие, может быть, они хорошие специалисты, но Эвенск пока еще разбит на два лагеря - «проказинские» и «ахназаровские», у них тут вечная война, они на баррикадах, а тут пришел третий человек, пытается завязать коммуникации на себе, людей это напрягает. Кто-то перестраивается и готов работать в новых условиях, кто-то саботирует, находится в глубокой оппозиции и вносит диструктив в работу. Есть проблемы с представительным органом власти, некоторые представители которого считают так: вы работайте, а мы вам будем гайки закручивать. Конечно, в этих условиях нелегко. Люди привыкли жить так, как привыкли, и нам приходится действовать не благодаря, а вопреки. Пытаемся переломить ситуацию: раз не любят чиновники и депутаты, раз не получается донести через тех, через кого должно, значит, будем действовать через население.

В администрации многим не нравятся те организационно-штатные мероприятия, которые я провожу, переводя людей с более высокооплачиваемых должностей на менее, из консультантов делая главных специалистов, тем самым пытаясь оптимизировать расходы, чтобы не сокращать людей. А без оптимизации у нас ничего не получится. Понимаем, что и бюджет области находится не в лучшей ситуации. Я работодатель, и для меня ответственность перед подчиненными, округом, губернатором гораздо важнее, чем заигрывания с некоторыми и их улыбки. Мне важнее, по каким улицам будут ходить люди, в каких подъездах их квартиры.

- То, что округ национальный, усложняет работу?

- Наоборот, при нормальном подходе даже облегчает! То, что округ национальный - наша визитная карточка, традиции нужно возрождать! На Камчатке есть забеги на собаках, а у нас многие люди и оленей живьем не видели, можно же в поселке держать несколько, пусть детей катают!

- Руслан Павлович, спасибо за разговор. Надеюсь, и читатели поддержат меня, все у вас получится, хватит сил на запланированные реформы, и люди будут окружать только позитивно настроенные. Спасибо!
- И вам! Приезжайте к нам, будем рады!

Автор: Татьяна ХРИПУН.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки