Наша беседа - с уполномоченным по правам человека в Магаданской области Александром Суровцевым, назначенным на эту должность летом 2015 года Магаданской областной Думой по представлению губернатора Владимира Печеного. Кандидатура бывшего начальника УМВД России по Магаданской области как человека, обладающего безупречной репутацией, согласована с Уполномоченным по правам человека в РФ Эллой Памфиловой.
- До недавнего времени эта правозащитная должность в регионе отсутствовала. Каковы ваши главные задачи и с чего началась работа?
- Напомню, что еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С. А. Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995-го. После всех процедур согласования Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом РФ 26 февраля 1997-го. Он официально вступил в силу 4 марта 1997 года. Данным законом предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах Федерации.
В нашем регионе институт уполномоченного учрежден Законом Магаданской области от 2.04.2015 г. № 1881-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Магаданской области», в положениях которого определяются правовой статус уполномоченного, порядок его назначения и освобождения от должности, формы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления и другие важные вопросы деятельности. Как следует из положений закона, должность уполномоченного учреждается в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Деятельность уполномоченного осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, открытости, объективности и доступности.
Отмечу, что институт уполномоченного не наделен властными полномочиями и не осуществляет надзорные функции. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
До 2015 года уполномоченный по правам человека отсутствовал только в двух субъектах РФ - Магаданской области и на Чукотке. Сегодня институт уполномоченного завершает стадию становления, которая связана с материально-техническим, кадровым обеспечением. Проведена важная работа по правовому регулированию отдельных направлений деятельности. Так, разработаны и утверждены правовые акты о порядке рассмотрения жалоб (обращений), об общественных помощниках уполномоченного, а также об общественном совете при уполномоченном.
- Столь специфический институт гражданского общества один в поле не воин и предполагает взаимодействие. С кем оно уже налажено?
- Для обеспечения взаимодействия и сотрудничества по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Магаданской области уже заключено 10 соглашений, в том числе с региональной Общественной палатой, прокуратурой области, УФСИН, Управлением юстиции, Госжилинспекцией Магаданской области, Отделом ФМС по Магаданской области, Следственным управлением СК РФ по Магаданской области, Управлением Роспотребнадзора, региональным Управлением МВД России, Госинспекцией труда.
Я, как уполномоченный, участвую в работе комиссий по восстановлению прав репрессированных жертв политических репрессий и по вопросам помилования, призывной комиссии, совете при губернаторе по содействию развитию гражданского общества и правам человека в Магаданской области, а также координационном совете при Управлении юстиции. Есть первый опыт сотрудничества с представителями общественности по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина и участия в работе Общественной палаты Магаданской области.
- Александр Иванович, есть ли первые наблюдения, выводы?
- Безусловно. По результатам анализа сложившейся практики, в том числе в других регионах Российской Федерации, разработаны и внесены для рассмотрения законопроекты по совершенствованию правового регулирования деятельности уполномоченного и обеспечения принципа независимости этого института. В частности, предложено наделить уполномоченного правом законодательной инициативы, полномочиями по заключению соглашений, изданию правовых актов, выдаче доверенностей, поощрению граждан и организаций за особые заслуги в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, ввести административную ответственность за воспрепятствование деятельности уполномоченного.
- Зная вашу активность, уверен, что работа не ограничивается лишь рамками кабинета, бумагами, звонками. Куда ведут пути-дороги?
- Это верно, я не кабинетный работник, да и работа предполагает движение вперед. Только с июля по ноябрь 2015 года вместе с представителями УФСИН России по Магаданской области, прокуратуры области, общественной наблюдательной комиссии региона мы выезжали проверять соблюдение действующего законодательства в отношении лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, посетили СИЗО-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4. Встретились с гражданами, ранее направлявшими жалобы (обращения), и другими заинтересованными лицами. В ходе встреч я давал необходимые правовые консультации и разъяснял положения действующего законодательства.
Для обеспечения соблюдения избирательных прав граждан в период проведения предвыборной кампании 2015 года вместе с членами избирательных комиссий мы проверяли соблюдение законодательства на избирательных участках, в том числе в СИЗО-1 г. Магадана. А 22 октября 2015-го в Магадане прошел полезный семинар, организованный по инициативе известного правозащитника из Челябинской области Николая Щура, члена Наблюдательной комиссии по общественному контролю обеспечения прав человека в местах принудительного содержания граждан. Вместе с представителями правоохранительных органов и общественных организаций мы обсудили различные аспекты по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе по обеспечению прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, обменялись опытом.
Пути-дороги, как вы заметили, ведут и за пределы региона. Так, в июле вылетал в Хабаровск для участия в работе Координационного совета уполномоченных по правам человека в Дальневосточном федеральном округе. На днях в столице соберутся уполномоченные всех регионов России.
- Как вы планируете реализовывать принципы открытости и доступности, взаимодействовать со СМИ и информировать население о деятельности института уполномоченного по правам человека?
- Наша беседа - пример готовности к любому диалогу с журналистским сообществом. Сейчас создаем в сети Интернет на портале Правительства Магаданской области официальный сайт уполномоченного. Уже согласованы его структура и содержание, идет техническая проработка.
Прием жалоб (обращений) как еще один элемент открытости и доступности проводится в ходе личного приема и посредством получения почтовых отправлений. Я принимаю лично по вторникам и четвергам, планирую выездные приемы на территории муниципальных образований региона.
- Люди приходят? И с какими проблемами?
- В ходе личного приема уже обратились 24 гражданина, в том числе по вопросам восстановления жилищных прав, улучшения жилищных условий, получения государственного жилищного сертификата, незаконного увольнения, нарушения порядка начисления пенсии, ненадлежащего оказания медицинской помощи, оспаривания судебных постановлений, регистрации по месту жительства в специализированном жилищном фонде.
По результатам изучения материалов принято к дальнейшему рассмотрению в установленном порядке 8 жалоб (обращений). Для решения имеющихся вопросов по существу 16 гражданам даны разъяснения о способах и формах защиты своих прав как в судебном, так и административном порядке, давалась правовая консультация. К 1 декабря в мой адрес поступило 29 письменных жалоб (обращений).
Рассмотрено 18, по 9 доводы заявителей признаны необоснованными, факты, свидетельствующие о нарушении прав граждан, не установлены, заявителям направлены соответствующие ответы. 7 заявителям для решения вопросов по существу даны письменные разъяснения о способах и формах защиты своих прав в судебном или административном порядке, оказана правовая консультация. Еще по двум жалобам (обращениям) о получении государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья после наводнения и продлении договора коммерческого найма ситуацию удалось решить в пределах имеющейся компетенции. По 11 работа уполномоченного продолжается.
- Что для вас значит эта работа?
- Что люди доверяют уполномоченному по правам человека и в ходе беседы говорят не вопросительно, а утвердительно: «Право имею!». Это также значит, что в Магаданской области институт уполномоченного по правам человека начал исполнять возложенные на него функции в соответствии с действующим законодательством. Замечу, что при анализе нашей работы необходимо принять во внимание, что данный институт проходил стадию становления. Относительно небольшое количество поступивших жалоб (обращений) связано с коротким периодом деятельности уполномоченного, отсутствием сформированного аппарата (обеспечивающих специалистов), низкой информированностью населения, а также незавершенностью работы по назначению общественных помощников.
Но я уверен, что развитие института уполномоченного по правам человека, повышение его эффективности с учетом закрепленных принципов независимости, открытости и доступности во многом зависит как от накопленного опыта, так и от объема бюджетного финансирования, влияющего на материально-техническое, кадровое обеспечение деятельности. Действующая схема, в том числе объем финансирования, не в полной мере отвечает задачам, возложенным на институт правозащиты. Как показывает многолетняя практика работы уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в том числе ДФО, эффективность работы во многом обусловлена наличием самостоятельного аппарата уполномоченного по правам человека. Предложение об образовании такого аппарата (либо создании единого аппарата уполномоченных) направлено губернатору Магаданской области.
- Александр Иванович, и все-таки реальная работа набирает темпы. На днях вы записали в актив еще одну победу. Как удалось помочь?
- Ко мне поступило обращение с просьбой содействия в продлении договора коммерческого найма жилого помещения. Срок договора истек в ноябре 2014 года, а управление по учету и распределению жилой площади мэрии Магадана первоначально отказало в продлении договора. Заявитель сообщил, что является пенсионером и находится в тяжелых жизненных обстоятельствах, вызванных его болезнью и смертью супруга, также совместно с ним проживает беременная дочь. Другой жилплощади нет, возможность ее приобретения отсутствует. Ранее в этом жилом помещении для восстановления санитарно-технического состояния заявитель сделал ремонт за свой счет. На основании Закона Магаданской области от 2.04.2015 г. № 1881-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Магаданской области» я обратился к мэру Магадана о перезаключении договора коммерческого найма соответствующего жилого помещения.
Сегодня вопрос о продлении договора коммерческого найма решен положительно. С заявителем будет заключено дополнительное соглашение о продлении найма соответствующего жилого помещения. Хочу поблагодарить мэра Магадана Ю. Ф. Гришана за понимание проблем граждан и их оперативное решение.
Уполномоченный по правам человека в Магаданской области А. И. Суровцев принимает граждан по адресу: г. Магадан, пл. Комсомольская, 1 (Молодежный центр), во вторник с 10.00 до 13.00, в четверг с 15.00 до 18.00. Телефон для контактов и предварительной записи 62-95-19. В ходе личного приема гражданам даются необходимые правовые консультации и рекомендации.
Автор: Александр МУРЛИН.