В дни празднования 25-летия образования налоговых органов России мы встретились с руководителем регионального управления Федеральной налоговой службы Юрием Павловичем Дмитриенко и обсудили, что сегодня волнует налоговиков, как они находят взаимопонимание с налогоплательщиками, чего достигли и к чему стремятся.
- Юрий Павлович, как изменилась налоговая служба за четверть века?
Ю.П. Дмитриенко: 25 лет - срок вполне достаточный, чтобы подвести итоги и наметить пути совершенствования работы налоговых органов Российской Федерации.
В 1990-х годах, на которые пришлись годы становления Службы, экономическое развитие России было крайне нестабильным. Рыночные преобразования в экономике требовали создания сбалансированной налоговой системы, способствующей оздоровлению и безопасности государства. Важным шагом для развития налоговой системы Российской Федерации стало принятие в 1999 году Налогового кодекса РФ, который привел действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Кроме того, был взят курс на модернизацию и информатизацию налоговых органов: внедрена система электронной обработки данных, обеспечена возможность бесконтактного предоставления отчетности по телекоммуникационным каналам связи, развивалась система электронных сервисов для налогоплательщиков.
За минувшие годы нами проделана большая работа по формированию в обществе цивилизованного отношения к налогам, повышению налоговой грамотности и культуры, внедрению современных форм взаимодействия с налогоплательщиками и улучшению налогового климата.
С позиции достижений налоговой службы 25-летний юбилей – значительная дата: настолько очевиден произошедший скачок и в техническим оснащении, и в уровне подготовки инспекторов, и в грамотности налогоплательщиков.
-Юрий Павлович, так уж сложилось, что работу налоговиков, в первую очередь, оценивают по количественным показателям. С какими результатами Вы и Ваши коллеги встречают праздник?
Ю.П. Дмитриенко: Приоритетным направлением в деятельности налоговых органов является обеспечение устойчивости формирования доходов бюджетной системы всех уровней, в том числе за счет повышения эффективности налогового администрирования, взыскания задолженности с недобросовестных налогоплательщиков, улучшения досудебной работы и, конечно же, создания комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Тесное взаимодействие с Правительством Магаданской области по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений позволяет не только пополнить доходы бюджета, но и повысить социальную защищенность граждан.
Благодаря скоординированным действиям налоговых и правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию преступлений налоговой направленности выявляются схемы получения необоснованной налоговой выгоды, связанные с теневым сектором экономики, обналичиванием денежных средств с использованием фирм – «однодневок», мнимой миграцией налогоплательщиков.
Весь проводимый налоговыми органами региона комплекс мероприятий направлен на решение главной задачи – обеспечение поступлений администрируемых доходов бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение экономических и социальных задач, поставленных Президентом и Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни граждан нашей страны.
За 10 месяцев 2015 года в консолидированный бюджет Магаданской области поступило более 14 млрд. рублей налогов и сборов, что соответствует объему поступлений за весь 2014 год.
Более 40 процентов поступлений в бюджеты региона составил налог на доходы физических лиц (5,5 млрд. рублей), почти 30 процентов (4,2 млрд. рублей) – налог на прибыль организаций, около 18 процентов (2,6 млрд. рублей) поступило налога на добычу полезных ископаемых.
- Расскажите, как сегодня взаимодействует налоговая служба с налогоплательщиками?
Ю.П. Дмитриенко: Сегодня перед налоговой службой стоит задача быть не только мощнейшим контрольно-аналитическим органом, но и современным центром оказания государственных услуг бизнесу и населению по высоким международным стандартам качества. Контроль за соблюдением налогового законодательства должен быть максимально комфортным.
В целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков инспекции области сегодня работают дважды в неделю до 20 часов и две субботы в месяц с 10 до 15 часов (о режимах приема налогоплательщиков в инспекциях можно посмотреть на сайте ФНС России www.nalog.ru и в самих инспекциях).
Во всех инспекциях области оборудованы операционные залы обслуживания в фирменном стиле ФНС России, который предусматривает единый стандартный дизайн интерьеров, а также оптимизацию «логистики» приема налогоплательщиков, четкое зонирование помещения с выделением зоны информирования и зоны ожидания.
Так как мы заинтересованы в грамотных и законопослушных налогоплательщиках, то через средства массовой информации, на обучающих семинарах, при непосредственном общении с налогоплательщиками информируем их о порядке исчисления и уплаты налогов.
Сайт Федеральной налоговой службы по итогам ежегодного конкурса «Рейтинг Рунета» уже на протяжении двух лет признан лучшим в номинации "Государство и общество". Кроме того, наша служба является лидером среди ведомств по количеству внедренных интернет-сервисов. На сегодня - их более 40. Наиболее востребованы Личные кабинеты для физических лиц, юридических лиц и предпринимателей. В нашей области около 4 тысяч граждан уже подключены к Личным кабинетам и оценили их возможности и удобство.
Налажено взаимодействие между многофункциональным центром и налоговыми органами области при предоставлении ряда государственных услуг, относящихся к сфере деятельности налоговых органов, в многофункциональном центре.
В сентябре текущего года налоговые органы области подключены к общефедеральному телефонному номеру Единого Контакт-центра ФНС России (8-800-222-22-22). Теперь налогоплательщики через специалистов имеют возможность получать консультации по имущественным налогам, порядке получения имущественных и социальных вычетов и по многим другим интересующим вопросам.
Со следующего года благодаря централизации данных граждане будут получать одно единое налоговое уведомление по всем имущественным налогам единовременно без привязки к местонахождению имущества (сегодня налогоплательщики получают несколько уведомлений).
Таким образом, реализуется принцип экстерриториальности, то есть возможности доступа к информации, сервисам и обслуживанию налоговыми органами вне зависимости от места регистрации и нахождения налогоплательщика.
Повышение качества оказания государственных услуг налогоплательщикам - одна из приоритетных задач Федеральной налоговой службы и мы, безусловно, заинтересованы в обратной связи с налогоплательщиками. Нам важна объективная картина того, как они относятся к нашей работе. Полученные данные внимательно изучаются и используются в дальнейшем для корректировки деятельности всех территориальных налоговых органов России.
По результатам исследования на сайте «Ваш контроль» качества предоставления государственных услуг налогоплательщики Колымы высоко оценили работу налоговых органов: средняя оценка составила 4,92 балла при 5-ти бальной системе.
Спасибо тем налогоплательщикам, которые оценивают нашу деятельность и высказывают свои предложения по совершенствованию качества обслуживания налогоплательщиков и повышению уровня предоставляемых услуг.
- Юрий Павлович, в дни празднования 25-летие налоговой службы, Ваши пожелания коллегам?
Ю.П. Дмитриенко: На долю налоговиков редко выпадают слова любви и признательности. И сегодня, в наш профессиональный праздник, есть прекрасный повод сделать это, - ведь именно труд налоговых служб - гарантия экономической безопасности региона, реализация социально значимых программ и инвестиционных проектов, и, как следствие, повышение уровня, качества жизни граждан.
Главный ресурс налоговых органов - это сотрудники. Без слаженной работы всего коллектива невозможно было бы достичь высоких показателей деятельности и сегодняшнего уровня развития налоговой службы.
Желаю всем работникам налоговых органов области крепкого здоровья, счастья и новых успехов в трудовой деятельности на благо Колымского края и всего Отечества - Российской Федерации!
Пользуясь случаем, хочу выразить особую благодарность сотрудникам, которые стояли у истоков становления налоговой службы, прошли вместе с нею годы напряженной работы и своим многолетним и добросовестным трудом способствовали достижению высоких результатов.
С праздником вас, уважаемые коллеги!