Признанный специалист в области экологии, фауны и зоогео-графии птиц и некоторых млекопитающих Севера.
Автор и соавтор 65 публикаций, в том числе 5 монографий.
Действительный член национального Географического общества США.
В ЭТОМ ГОДУ ЧЕЛОВЕКОМ ГОДА В МАГАДАНЕ СТАЛ ИЗВЕСТНЫЙ БИОЛОГ АРСЕНИЙ КРЕЧМАР. СВОЕ ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ В ЭТОМ ЗВАНИИ ОН ДАЛ КОРРЕСПОНДЕНТУ «АИФ-МАГАДАН».
Арсений Васильевич Кречмар - ведущий научный сотрудник лаборатории орнитологии, кандидат биологических наук Института биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук, заслуженный эколог Российской Федерации, победитель Всемирного международного конкурса фотографий живой природы «Золотая черепаха». Он автор более сотни научных статей и пяти монографий. Соавтор Красных Книг федерального и регионального уровней и научных обоснований при организации ряда заповедников и заказников на северо-востоке страны, в том числе заповедников «Остров Врангеля» и «Магаданский». Кроме всего, человеком года в Магадане выбрали именно его. Но - главное - Арсений Кречмар ученый, который на месте белого пятна создал орнитологическую карту нашей территории и Чукотки.
ПРОЧЬ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
«В год, когда я заканчивал Ленинградский университет, в педагогических вузах продлили обучение на год, и выпуска не было. И нас почти всех распределили по школам. Я должен был ехать в Архангельскую область, но не захотел и, по блату, меня устроили в НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера. Тогда он еще находился в Ленинграде. Но практически сразу власти решили его приблизить к месту, и весь институт, целиком, из Ленинграда отправили в Норильск. Половина народа разбежалась, но я туда поехал с удовольствием. Так я попал на Таймыр и проработал там пять лет», - рассказывает об этом периоде своей жизни сам Арсений Васильевич.
Но этот Север не был первым в его жизни - еще студентом кафедры зоологии позвоночных биолого-почвенного факультета Ленинградского университета Арсений Кречмар трижды ездил на летнюю практику в довольно длительные экспедиции: дважды в Южную Карелию, и один - в Якутию. Именно тогда он узнал и искренне полюбил Север. Поэтому после окончания университета с такой охотой принял приглашение работать в Норильске. Но это была еще не орнитология. Арсений Кречмар работал в должности младшего научного сотрудника отдела промыслового хозяйства. Основной темой экспедиций для него были пушные звери - песец и ондатра.
«Когда я попал в этот институт, в отдел промыслового хозяйства, там чем занимались? Тем, что важно, что приносит валюту стране, - пушниной. И я должен был заниматься ондатрой, песцом, но попутно с основной деятельностью интересовался птицами.
В то время экспедиции организовывались так: на самолете АН-2 меня, куда скажу, увозили в мае, а забирать возвращались уже в октябре. И все это время, пять месяцев, я распоряжался временем по своему усмотрению. Свою основную работу делал, конечно, и делал вроде неплохо. Но птицами занимался», - говорит Арсений Васильевич.
Но тут стоит добавить, что это его «занятие для себя» позволило собрать первые материалы по экологии и распространению птиц на Таймыре, в отношении которых данный регион до того оставался «белым пятном» для орнитологов. Именно эти исследования потом стали основой для большой работы «Птицы Западного Таймыра» и основной частью его кандидатской диссертации.
СВОЕ ДЕЛО
«После защиты кандидатской диссертации я попросил, чтобы меня распределили в Якутию, хотя предлагали остаться и работать на Кушской косе или на Беломорской станции, фактически в Ленинграде. Но мне не хотелось работать в цивилизованных местах. В Якутии тоже заставили заниматься ондатрой. И куда денешься - надо, значит надо. Но опять же, я и там птичками попутно занимался. А потом решили организовать вот здесь, в Магадане, Биологический институт. Ну и уехал я сюда. Потому что, чтобы заниматься самому чем хочешь, нужно было попасть в такое место, где сам планы составляешь, а здесь все только создавалось. Причем мы же и создавали - мой коллега по Якутии, известный зоолог О.В. Егоров, был главным идеологом всего этого дела.
Тут и института вначале не было, мы были отдел СВКНИИ. Потом была лаборатория зоологии, а потом отделилась орнитология, и мы сами стали планы писать так, чтоб каждый занимался чем хочет. И так до сих пор. Это главное, я считаю, чтобы люди занимались тем, чем они хотят, что им интересно. Тогда будет результат, а иначе результат будет формальный», - именно так звучит позиция Арсения Кречмара. И это не просто слова - только в Магадане во вновь созданном институте он впервые за всю свою научную карьеру получил возможность заниматься только орнитологией. Только тут главное дело стало основным.
20 ЛЕТ НАБЛЮДЕНИЙ
«У меня, вообще говоря, методика работы своеобразная, я предпочитаю, что называется, копать вглубь. Где-нибудь организовывал не стационар, а даже полевую базу, чтобы кроме меня никого не было, и там годами работал. Вот, допустим, после падения Советской власти, когда всякое финансирование прекратилось, я вот здесь, недалеко от Магадана, организовал базу на реке Чукча. Туда можно было попасть без самолета или вертолета - на машине и лодке. И работал с тех пор в основном там. Такой подход дает возможность оценивать результаты тщательно, по годам анализировать, и получается тогда работа очень ценная, так называемый «мониторинг отслеживаний». Вот отработал лет шестнадцать на одном месте и книжку издал. В молодости я любил ездить много. Но потом понял, что когда работаешь, нужно чтобы сухой остаток оставался после тебя».
Надо сказать, что, будучи полевым зоологом, Арсений Кречмар, еще со времен своей работы на Таймыре, отдавал явное предпочтение работе на долговременных полевых базах. Такие базы устраивались в отдаленных от поселков местах, и там силами двух-трех человек и при полном отсутствии собак и прочих домашних животных (для минимального негативного воздействия на окружающую среду) велись длительные, в большинстве случаев многолетние исследования. Такие полевые базы использовались в истоках реки Рыбная, в среднем течении Омолона, близ пика Тундровый на острове Врангеля, в среднем течении Анадыря и на реке Чукча, что в 200 км к западу от Магадана. В последних двух случаях ежегодные мониторинговые работы проводились шестнадцать и двадцать лет.
СОХРАНИТЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО
Помимо детальных экологических исследований, являющихся основной тематикой его научной работы, за что ему, собственно, и присвоено Президентом страны звание «Заслуженный эколог», Арсений Кречмар не утратил интереса к фаунистике и зоогеографии. В своих взглядах на зоогеографию птиц ученый не склонен придерживаться традиционных взглядов на главную роль исторических факторов, считая, что высокая мобильность дает возможность птицам быстро осваивать подходящие для обитания места.
«Фауна птиц меняется очень быстро, потому что птицы подвижные, они летают. Как только появляются подходящие условия, они их тут же занимают. Я могу привести свежий пример: буквально три года назад в Магадане и окрестностях появился новый вид, которого здесь никто никогда не видел, называется он «большеклювая ворона». Она характерна для юга Дальнего Востока. К примеру, водится на Сахалине. Залетало их тут несколько, а сейчас она вытесняет черную ворону, которая тут эндемик. Конечно, все бывает, может и попугая к нам ветром занести, и колибри на Чукотке видели, но в отношении птиц не справедливо оперировать геологическими эпохами. Все меняется, и очень быстро, и чтобы этих птиц сохранить, нужно их изучить и знать их природу.
В данное время, пожалуй, самая основная проблема - это наше наследие. Мы его должны сохранить. Хотя люди меняются.
Вот, допустим, запрещено стрелять хищных птиц. Хотя раньше это было святое дело - они все считались вредителями. Но, оказывается, без них тоже никак нельзя. Сейчас не стреляют. Даже независимо от штрафов не стреляют, как-то сознание у людей меняется. Бережнее начинают относиться».
Сейчас Арсений Васильевич собирается покинуть Магадан. Как говорит он сам, силы уже не те. Да и здесь он остался один. Так что уезжает к сыновьям. Но с наукой заканчивать не собирается. «Я увожу с собой те материалы, которые собрал здесь. Если будут силы, время и настроение - буду писать».
Любовь КРИВОНОС