Бескрайние просторы Колымы открыты для туристов


Магаданская область славится не только золотодобывающей и рыбной промышленностью. Это еще и удивительно красивая земля, богатая своими интересными традициями и уникальной природой. Неслучайно сюда приезжают любители активного отдыха со всего мира. Что их привлекает? Об этом — в интервью с министром культуры, спорта и туризма Магаданской области Людмилой ГОРЛАЧЕВОЙ.

Чудеса и красоты


— Людмила Александровна, в восприятии, скажем так, среднестатистического жителя России Магаданская область — это огромная, дикая земля с уникальной природой и суровым климатом. Представление справедливое?

— Отчасти — да, справедливое. Просто некоторые думают, что лета у нас на Севере совсем нет. Это большая ошибка. Лето у нас хоть и относительно короткое, но тоже прекрасное. Что же касается нашей природы, то таких «красот и чудес» вы не найдете нигде в мире. И я сейчас не преувеличиваю.

Ну вот где, скажите мне, вы сможете оказаться одновременно в трех природных зонах планеты — таежной, лесотундровой и тундровой? Отвечаю — на Колыме. То же самое относится к повсеместному распространению вечной мерзлоты, к резким климатическим контрастам, к своеобразию растительного и животного мира. Или кого может оставить равнодушным наша река Колыма, которая занимает шестое место среди российских рек по протяжённости (2129 км) и площади бассейна (647 000 кв. км). Ее неслучайно называют «Золотым сердцем России», ведь большинство месторождений золота и других полезных ископаемых сосредоточено как раз в бассейне этой красавицы-реки. Вот вам одно из преимуществ нашей области. А уж если говорить о нашем экстремальном туризме, тут не статью нужно писать, а книгу. Причем не одну.

— Да, нам как-то довелось проехать по трассе «Колыма» от Якутска до Магадана. И вы правы — впечатления, действительно, незабываемые. Северные реки, горные прижимы, Полюс холода, в конце концов. Все это вряд ли хоть кого-то может оставить равнодушным.

— А вы знаете, что теперь такой маршрут не является чем-то сверхъестественным? У нас все большую популярность набирает автопробег Харбин – Якутск – Магадан, протяженностью около трех тысяч километров. Там впечатлений гораздо больше. Впрочем, если вести речь об экстремальном туризме, то в этом плане Колыма — настоящий рай. Например, многие мечтают побывать на священном мёртвом озере Мак-Мак, расположенном на высоте более 600 метров над уровнем моря и окутанном старинными легендами и преданиями. Пожалуйста, любой турист, приехавший в Магадан, может отправиться к этому водоёму. Причем на снегоходах, по сложной трассе, протяженностью в 60 километров. Также могу сказать, что это место привлекает все большее внимание любителей сноуборда.

Для Робинзонов


— Кстати, о сноуборде. Это правда, что ваши ледовые трассы отвечают всем требованиям Международной федерации горнолыжного спорта?

— Вне всякого сомнения. Вот вы сами упомянули путь из Якутска в Магадан по трассе «Колыма». А ведь в те места, где дорога пересекает отроги Верхоянского хребта и выходит на берега великой сибирской реки Лены, как раз и любят приезжать любители зимних видов спорта. Неслучайно для колымчан имя Елены ВЯЛЬБЕ, как и имена многих других прославленных спортсменов, значит очень многое. Так что беговые и горные лыжи, сноуборд, сноутюбинг — это наше все. Тем более что снежный покров во многих горных местах у нас лежит с октября по июнь. Впрочем, в наших краях любой туризм может носить статус экстремального. Например, для желающих совершить подледное погружение у нас организованы комплексные драйв-туры к очень живописным водоемам.

— Но ведь для такого погружения нужно быть сертифицированным дайвером?

— Не обязательно! Точнее, сертифицированные дайверы работают в нашей туриндустрии. Они и помогут безопасному погружению под лёд любому любителю. Это, так сказать, тоже наша колымская особенность. Как и туры «Робинзонада» на один из необитаемых островов, где человек может остаться наедине с дикой природой.

— Это что, действительно необитаемый остров?

— Абсолютно! Кроме птиц и животных там никого нет. Так что это не бутафория. Но! Я еще вам не все сказала. На острове есть клады. Настоящие клады с зарытыми сокровищами, которые пока никто не нашел. И я не шучу. Так что дерзайте, может, вам повезет.

— А если я захочу пожить на острове этаким Робинзоном, то как я потом докажу, например, своим друзьям в Хабаровске, что я там вообще был? Может, ваши туроператоры какие-то сертификаты выдают?

— Да они могут даже фильм снять о ваших приключениях на острове. Этакий наш вариант проекта «Последний герой».

Богатая рыбалка


— Да, здорово!

— На Колыме хватает заповедных мест, которые эффективно используются в нашем туризме. Причем это касается и земли, и моря. К примеру, если вы захотите совершить водную прогулку вдоль берегов Охотского моря — самой живописной части Тихоокеанского побережья России, вас ждет множество приключений. Потому что в этом случае вам не миновать скальных клифов заповедного полуострова Кони, птичьих базаров на островах Завьялова, Спафарьева и Талан, лежбища ластоногих в заливе Одян.

— А на чем совершаются такие прогулки?

— Прежде всего, на надувных лодках. Причем организаторы таких туров обеспечат вашу безопасную высадку в любых понравившихся вам заповедных местах.

— А рыбалку обеспечат?

— Ну а какое морское путешествие без рыбалки? Тем более в наших местах. Рыбалка у нас просто роскошная. И вашей добычей могут стать палтус, камбала, терпуг, треска, морской окунь. А в реках бассейна Охотского моря много лососевых, таких как горбуша, кета и кижуч. Встречаются даже нерка и чавыча. А многие реки побережья богаты крупным сибирским хариусом.

Удивительная охота

— Хорошо, о рыбалке мы поговорили. А как быть с охотой? Несложно догадаться, что с этим у вас проблем вообще нет.

— У нас на Колыме охотник даже не каждый второй, а каждый первый. Так что для туристов в этом плане здесь настоящее раздолье. Для профессионалов у нас постоянно организуется трофейная охота на крупного зверя — снежного барана, бурого медведя или гигантского лося. Также возможная попутная добыча дикого оленя и каменного глухаря.

— А когда у вас наступают охотничьи сезоны?

— В основном они приходятся на весну и осень. Это, так сказать, пик сезона. Но и в остальное время года охота также возможна.

— Но ведь охотникам необходимы хоть какие-то условия. Не приедет же человек наобум, например, из Москвы или вообще из-за границы и не пойдет в первый попавшийся лесной массив. Какие услуги предоставляются охотникам?

— Хочу сразу оговориться — у нас предоставляются не «какие-то условия», а вполне комфортабельный сервис. Хотите разместиться в стационарных домиках? Пожалуйста! Предпочитаете палатку? Без вопросов! Нужна машина, лодка или вертолет? Нет проблем! Требуются проводники, переводчики, повара или рабочие? Да с дорогой душой. Более того, наши туристические компании берут на себя даже подготовку визовых и разрешительных документов для клиентов. Словом, полный набор услуг. Причем наше министерство культуры, спорта и туризма уделяет всему этому особое внимание. Для нас чрезвычайно важно, чтобы люди, хоть раз побывавшие на Колыме, захотели вернуться сюда еще не раз.

Для всей семьи

— Вот вы, Людмила Александровна, так интересно рассказали об экстремальном туризме. А какие впечатления могут получить у вас любители спокойного, например, семейного отдыха?

— Да их множество, этих впечатлений. Например, поезжайте на озеро Джека Лондона или на озеро Танцующих хариусов, расположенные в чистейших, девственных лесах Колымы. Там столько грибов, ягод и лекарственных трав, что не передать словами. И, опять-таки, наши туроператоры сделают все возможное для вашего комфортного отдыха.

— Вы сказали о целебных травах. У вас ведь в Магаданской области человек и здоровье поправить может?

— У нас не только много целебных трав, но и много целебных горячих ключей. Самый близкий к Магадану — Мотыкейский источник — располагается в 50 километрах от поселка Балаганное, на полуострове Хмитевского. Да и других источников, где люди лечатся достаточно эффективно и от многих болезней, у нас хватает.

Разнообразие природы


— Организуются ли у вас экологические туры?

— Это вообще одно из преимуществ Колымы. Достаточно съездить на острова Умара и Талан или на полуостров Кони, чтобы ощутить все разнообразие нашей природы. Вы окажетесь в настоящих природных лабораториях, где можно наблюдать за колониями морских птиц или запечатлеть на камеру, как ведут себя в естественной среде белоплечие орланы, сивучи, тюлени, касатки, лисы и бурые медведи. Красот у нас вообще хватает. Причем красот уникальных, невиданных. Я могу посоветовать поехать на полуостров Старицкий, где расположен красивейший скальный зубчатый гребень, сложной и довольно дорогой поделочной породы габбро. Благодаря своей необычной форме это место получило название «Каменный венец». Причем уступы местного утеса — это своеобразная книга истории морских первопроходцев.

— А первопроходцы тут при чём?

— Дело в том, что здешний высокий мыс правильной формы всегда служил хорошим ориентиром для судов, желающих пополнить запас пресной воды.

И нарты, и яранга


— Когда говорят о соседней с вами Якутии, то главным образом вспоминают культуру, обычаи и быт местных народностей. А у вас в Магаданской области этому внимание уделяется?

— Более чем! Начну с того, что наши коренные малочисленные народы Севера (КМНС) получают серьезную поддержку от государства, и в первую очередь от региональных властей во главе с нашим губернатором Владимиром Петровичем ПЕЧЕНЫМ. Это касается и их промыслов, и их быта. Что же касается темы нашего разговора, то я вам так скажу — помимо замечательных, интереснейших праздников КМНС, о которых я обязательно расскажу вам в следующих номерах вашей газеты, у нас организуются и этнографические туры в места проживания народностей, ведущих традиционный образ жизни. Тем более что в наших отдаленных районах эвены и коряки живут сегодня так же, как жили их предки 100 и более лет тому назад.

— Что, и на оленьих нартах прокатиться можно будет?

— Нужно! Вас вообще познакомят с укладом жизни оленеводов. Вы и в яранге погостите, и блюда национальной кухни попробуете, и национальные сказания послушаете, и, конечно же, на нартах прокатитесь.

Город восходящего солнца

— А что нужно обязательно посетить любому туристу, впервые оказавшемуся на Колыме?

— Да все, что я перечислила, достойно внимания. Получив такие впечатления, человек обязательно захочет вернуться сюда еще раз. Ну и, конечно же, никого не оставит равнодушным наша столица — город Магадан. Его не случайно называют городом восходящего солнца. И знаете, почему?

— Честно говоря, нет.

— Да потому, что здесь можно наблюдать удивительное явление, когда в одной бухте — Гартнера — солнце встает, а в другой — Нагаева — садится. Впрочем, мы вообще любим свой город. И гордимся им.

Чтобы помнили


— Людмила Александровна, задам не совсем удобный для колымчан вопрос. Что ни говори, но Колыма в представлении большинства жителей России ассоциируется в первую очередь со сталинскими лагерями. Вы этот интерес ощущаете?

— Ничего неудобного в вашем вопросе, конечно, нет. Из истории, как и из песни, строчки не выбросишь. Да, мы ощущаем интерес тех, кому небезразлична эта тема. Причем речь идет не только о жителях России. Сами понимаете, все, что происходило с нашей страной в 30—50-е годы, это уже часть именно мировой истории Поэтому сюда довольно часто приезжают люди со всего мира, те, кто хочет увидеть остатки лагерей, тот самый знаменитый Колымский тракт.

— Но, насколько я понимаю, увидеть остатки колымских лагерей довольно непросто. Это так?

— С тех пор прошло более полувека, поэтому большинство лагерей не сохранились ни в каком виде. Какие-то остатки бараков и ограждений есть, разумеется, но они расположены далеко от автомобильных трасс. Плюс ко всему не забывайте, очень многие найденные в лагерях вещи стали экспонатами музеев. И не только колымских. Но история не определяется исключительно брёвнами и колючей проволокой. Есть места, где эти лагеря были, есть карьеры, в которых работали заключённые. Туда и стремятся люди. Ну и, конечно, остается память, которую стараемся сохранить для потомков.

— Вы имеете в виду музеи?

— И не только, хотя лагерная тематика, естественно, занимает серьёзное место в музеях Колымы. Но мы еще очень гордимся уникальным монументом «Маска скорби» Эрнста НЕИЗВЕСТНОГО. Он, этот монумент, был открыт 12 июня 1996 года у подножия сопки Крутая. Именно в этом месте находилась печально известная «транзитка» — начало бесконечного пути по этапу тысяч заключённых колымских лагерей.

Я бы советовала всем, кто испытывает интерес к нашей истории, хоть раз в жизни побывать у «Маски скорби». Энергетика здесь потрясающая. Семнадцатиметровый монумент представляет собой маску из монолитного железобетона, в верхнем левом углу которой расположен колокол, а на обратной стороне каждый увидит стилизацию под распятие и скульптуру скорбящей женщины. У подножия монумента — множество глыб с названиями самых страшных лагерей и символами всех религий. А от подножия вверх ведет лестница, которая заканчивается маленьким помещением, изображающим одиночную камеру. В нем, в этом помещении, нары, стол, керосинка и старая телогрейка. Как говорится, чтобы помнили. И именно чтобы помнили, скульптор расположил монумент на высоте 200 метров над уровнем моря, поэтому ветры раскачивают колокол и над всем городом раздается монотонный звук. Чтобы помнили!

— Человеческая память сохраняет не только страшные, но и славные традиции народа. Мы видели у вас в Магадане еще один удивительный монумент, называемый Узел памяти магаданским героям фронта и тыла. Это, как нетрудно догадаться, тоже предмет гордости местных жителей.

— Конечно! Память о Великой Отечественной войне это ведь то, что объединяет всех нормальных людей, независимо от политических взглядов, от религиозной принадлежности, вообще от отношения к жизни.

Поэтому колымчане гордятся прошлым своего народа. А значит, и своим прошлым. И это — заслуженная гордость.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»








Колымские колонки