Процессы модернизации современной системы образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», государственной программы «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» предъявляют особые требования к педагогическим кадрам, диктуют необходимость обеспечения качественного повышения их квалификации, профессиональной переподготовки, условий для непрерывного обучения в течение всей жизни.
О том, как решаются задачи построения качественной системы подготовки, подбора и комплектования педагогических кадров, совершенствования системы социальных гарантий для педагогов, рассказала министр образования и молодежной политики Магаданской области Анжела ШУРХНО.
ДИНАМИКА - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
Благодаря реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на Колыме активизировались процессы модернизации, совершенствуется образовательная среда. Общее представление о текущем состоянии кадрового потенциала системы образования Магаданской области дают показатели роста численности педагогических кадров. Анализ статистических данных свидетельствует о положительной динамике: если в 2012 году общая численность педагогических кадров в образовательных организациях составляла 2437, то в 2013 году - 2545 человек. Рост составил 4,2 %, он наблюдается во всех сферах: в общем образовании - 2,1 %, дошкольном - 5,6 %, а в среднем профессиональном образовании - 26,9 %. И только в учреждениях дополнительного образования отток педагогов составил 6,3 %.
ЗАРПЛАТА - НА УРОВНЕ
Рост численности стал результатом взвешенной политики по обеспечению социальных гарантий педагогическим кадрам. В Магаданской области с сентября 2011 года осуществляется комплекс мер по постепенному доведению средней заработной платы учителей общеобразовательных школ до уровня средней в экономике региона. По данным ежемесячного мониторинга, проводимого министерством образования и молодежной политики, средняя заработная плата педагогических работников школ по итогам 2013 года сложилась в сумме 58,185 тыс. рублей (в том числе учителей - 60,007 тыс. рублей), что составляет 107,8 % прогнозируемой средней заработной платы в регионе.
Выполняются положения «дорожной карты», предусматривающие поэтапное повышение зарплаты других категорий педагогических работников на период до 2018 года.
Рост зарплаты повысил статус работы учителя, изменил социальное самочувствие педагогов, позволил привлечь в школу новые кадры.
ЕСТЬ ПОТЕНЦИАЛ!
Качественный потенциал педагогического сообщества Магаданской области представлен следующим образом. Большое влияние на развитие региональной системы образования оказывает гендерный фактор: 89,8 % работающих в системе образования - женщины, доля мужчин составляет 10,2 % от общего числа. По возрастному признаку состав школьных учителей в основной доле (80,4 %) от 35 до 55 лет, из них 43,3 % - пенсионного возраста, что вдвое превышает среднероссийский показатель. В то же время в 2013 году увеличился удельный вес учителей до 35 лет, составив 10,5 % от общего числа педагогов (в 2012 году - 9,7 %).
Доля преподавателей в организациях профессионального обучения в возрасте от 50 лет и старше - 44 %, численность приближающихся к 50 годам составляет 26 %.
В дошкольных учреждениях воспитателей до 30 лет всего 9,7 %.
В образовательных учреждениях стаж работы до 5 лет имеют 16 % педагогов, а наибольшая нагрузка лежит на тех, кто проработал более 20 лет, - 48,6 %.
В регионе отмечается увеличение доли педагогических работников, имеющих высшее образование (91 % в общеобразовательных учреждениях, 73 % в учреждениях профессионального образования).
ДЕФИЦИТ НАЛИЦО
Несмотря на то что обеспеченность педагогическими работниками в области составляет 95 %, на практике же 80 % школ испытывают кадровый голод. Проблему удается решить за счет увеличения и перераспределения нагрузки между учителями.
Укомплектованность штатного расписания в учреждениях среднего профессионального образования составляет 100 %. В то же время фактическая численность педагогических работников профессиональных образовательных учреждений в 1,6 раза ниже штатной. Укомплектованность, как правило, обеспечивается за счет высокого уровня совмещения должностей.
В школах не хватает учителей начальных классов, химии, биологии, русского языка и литературы, истории, физики, информатики. Наибольший дефицит кадров наблюдается в г. Магадане, Хасынском, Омсукчанском, Северо-Эвенском районах. Сохраняется кадровая проблема в сельских школах Ольского района - Тауйске и Тахтоямске. Причиной тому служит слабо развитая социальная структура, небольшая нагрузка учителя.
Больше всего вакансий сохраняется в дошкольных учреждениях, где штаты укомплектованы на 78 %.
НАДЕЖДА НА МОЛОДЫХ
В 2012 году более 60 вакансий были закрыты за счет молодых специалистов СВГУ, Дальневосточного института иностранных языков, Черкасского национального университета, Омского педагогического колледжа (38 человек) и учителей, прибывших из других регионов и Украины (23 человека). К началу 2013/2014 учебного года в школы области прибыли 68 учителей. Лишь в двух районах (Среднеканском и Северо-Эвенском) в прошлом году не произошло обновления кадров.
Нехватка работников образования обостряется из-за постепенного старения педагогических кадров. В связи с этим одними из ключевых проблем кадрового обеспечения образовательных учреждений остаются привлечение и социальная адаптация молодых педагогов.
Один из выходов - приглашение молодых специалистов. 68 вчерашних выпускников вузов пришли в этом учебном году в школу. Потребность больше, но удовлетворить ее не удается из-за отсутствия служебного жилья в Магадане и Оле.
Подготовку кадров в области по 11 педагогическим специальностям осуществляет Северо-Восточный государственный университет. Если в 2010 - 2012 годах лишь 18 % от общего количества выпускников пополнили ряды учителей региона, то в 2013-м ситуация кардинально изменилась: из 147 выпускников укрупненных групп специальностей «Образование и педагогика» были трудоустроены в образовательные учреждения 83 человека (58 % выпуска).
Предусмотрены меры социальной поддержки молодых. Единовременные пособия, ежемесячные надбавки, коэффициент к надбавкам обладателям красных дипломов. Специальные выплаты установлены для тех, кто работает в удаленных местностях. Действует система льгот по ипотечному кредитованию.
В муниципальных образованиях региона предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки молодых специалистов. Практически во всех районах области им предоставляется благоустроенное жилье, но, к примеру, в п. Ягодное в отличие от поселков, расположенных в районе, обеспечение педагогов жильем остается проблемой.
Однако ряд указанных выше преференций не распространяется на педагогов профессионального образования.
Необходимы регулярный мониторинг кадровой ситуации в муниципалитетах, формирование кадрового резерва и совершенствование практики целевой подготовки кадров.