Резкое снижение цены на золото перед началом промывочного сезона не добавило оптимизма нашим горнякам. Отработка ряда россыпных месторождений сегодня застыла у критической отметки, а отдельные участки и вовсе вышли за уровень рентабельности. Что ожидает россыпную добычу в нынешнем году и как это может сказаться на пополнении бюджета области? Об этом наш корреспондент побеседовал с председателем Совета директоров ОАО "Сусуманзолото", депутатом Магаданской областной Думы В.К. Христовым.
- Владимир Кириллович, не все еще осознали, что происходит, но слухи уже поползли - один другого страшнее. Говорят так: "Сусуманский ГОК сокращает добычу золота, а приглашенных гастарбайтеров уже отправили обратно". Насколько это соответствует действительности?
- Я об этом слышу впервые. Если речь идет о выходцах из среднеазиатских государств, так у нас их почти нет. Да, мы приглашаем на сезон работников из Украины, Белоруссии. И в основном это те, кто трудился на Колыме уже десяток и более лет. Обновляемость кадров есть, но она невелика. А уж о том, чтобы их обратно вывозить - так вопрос не ставился.
Понятно, рынок золота сейчас ведет себя довольно неустойчиво. Любому золотодобывающему предприятию остается лишь воспринимать это как данность и выстраивать свои планы сообразно ситуации. Себестоимость добытого металла не должна быть выше цены его реализации, иначе работа предприятия теряет смысл.
3 июня у нас прошло заседание Совета директоров, на котором был откорректирован и утвержден бюджет 2013 года. В основе корректировки - разработанные руководством комбината мероприятия по снижению затрат на добычу металла. Мы провели сокращение инвестиционных программ. Реализацию некоторых планов перенесли на год - до прояснения ситуации. Допустим, намечали мы для себя на этот год капитальный ремонт бокса для ООО "Чай-Урья золото". В принципе, с этим можно подождать, и на какую-то копейку-рубль снизится себестоимость.
В то же время, есть два довольно крупных капиталоемких проекта, над которыми мы продолжаем работать. Один из них - освоение Верхне-Алиинского рудного месторождения в Забайкальском крае. Ведет проект наше дочернее предприятие - золоторудная компания "Омчак". Доля наших капиталовложений там составляет уже порядка 12 миллионов долларов. И заморозка такого объекта повлечет за собой негативные последствия, тем более что до введения в эксплуатацию рудника времени осталось немного - в начале 2015 года он начнет работать. Месторождение неплохое. Только по категориям С1, С2 запасы уже сейчас составляют 18,5 тонн золота при среднем содержании 10,5 грамма на тонну руды. А с учетом дальнейшей доразведки этот объем, думаю, удвоится.
Добыча золотосодержащей руды на месторождении будет осуществляться подземным способом в сложных горно-геологических условиях: большие глубины, малая мощность рудных тел, разбросанность участков добычи и, как следствие, одновременная работа двух участков.
Однако применение высокопроизводительного самоходного оборудования дает основание надеяться на высокие показатели как горно-подготовительных, так и добычных работ. Ежегодный объем составит порядка 1,3 тонны золота.
Второй крупный проект - россыпное месторождение "Сухое русло" в верховьях реки Берелех в Сусуманском районе. Лицензию на его отработку мы получили недавно. И заплатили за нее в общей сложности 212 миллионов рублей. Сейчас разрабатываем технический проект, формируем десант специалистов для изучения на месте трассы новой линии электропередачи, дорог, мостов, размещения подстанции.
Ну и конечно - выставление контуров полигона, который планируем включить в набор 2014 года. Первоначально там планируется затратить еще порядка 200 миллионов рублей, чтобы только подойти к началу вскрышных работ.
- И все же есть, наверное, сегодня какие-то месторождения, которые вышли за уровень рентабельности, их отработка пока нецелесообразна?
- Расчеты были подготовлены по каждому полигону набора текущего года. Но, вы же помните, обвал цены на золото произошел во второй половине апреля. К этому времени подавляющее большинство участков уже было вовлечено в отработку и находилось в той или иной степени готовности. Соответственно, здесь уже при экономических расчетах нужно учитывать те затраты, которые мы уже понесли. И если их можно компенсировать добычей золота…
- Капкан получается - и прибыли не светит, и бросать поздно.
- Что вы, наоборот. Все идет логично и последовательно. Мы же не можем строить планы на какие-то несколько месяцев. Это как выстраивать свою жизнь с ожиданием, что ты когда-то умрешь. Сегодня цены упали, завтра - выросли.
В последние относительно благополучные годы мы деньги не проедали. Очень серьезно обновили технику, поработали над улучшением условий труда и быта горняков. Кроме того, в качестве подушки безопасности накопили средства на металлических счетах. Пусть это золото мы сейчас реализуем дешевле, но этот запас есть, и он расходуется. Поэтому в ближайшую перспективу мы смотрим с оптимизмом.
- И объем добычи золота снижать не планируете?
- Нет. В прошлом году мы добыли 3 712 килограммов металла. И в нынешнем, думаю, будет столько же.
- Какие перемены могут произойти в следующем году?
- Мы рассчитывали несколько вариантов развития событий, в том числе пессимистический. Сейчас золото держится близко к цене 1 400 долларов за тройскую унцию.
Если к концу года оно будет стоить столько же или даже чуть ниже, то порядка 20 процентов площадей, намеченных к отработке в 2014 году, придется исключить из набора. Вот тогда уже мы можем недобрать порядка 700-900 килограммов.
Но посмотрим, какие тенденции будут преобладать на бирже.
- Обычно цены на драгметаллы отзываются на какие-то колебания в мировой политике. Сейчас, вроде, и конфликтов меньше не стало, спокойной обстановку не назовешь, а на бирже - обвал. С чем это, по-вашему, может быть связано?
- Ну, после того, как золото очень долгое время только росло в цене, какого-то снижения нужно было ожидать. Любой рынок имеет цикличность - взлеты, падения. Вот только в этот раз это было не просто снижение - произошел резкий обвал рынка. Таких потрясений не случалось уже 30 лет.
Мнения аналитиков на этот счет разные. Кто-то, например, говорит: все произошло потому, что одна из крупных компаний продала сразу 240 тонн золота. Другие резонно возражают: позвольте, но на Лондонской бирже за три дня объем продаж составляет мировой уровень добычи металла за год - это 4,5-5 тысяч тонн. На этом фоне 240 тонн - капля в море.
Поэтому я склоняюсь к тому, что этот обвал могли спровоцировать сразу несколько крупных финансовых игроков. То есть, скорее всего, это были действия по определенному сценарию. А следом паники добавили различные финансовые СМИ. Что будет дальше? Никто пока не берется прогнозировать - слишком мало времени прошло.
- Если так, то последствия этой игры придется расхлебывать нашим горнякам. Бюджет области тоже будет чувствовать себя не лучшим образом. Снижение налога на прибыль, даже при сохранении уровня добычи, произойдет автоматически. Насколько может пострадать наша казна?
- Снижается не только налог на прибыль. Налог на добычу полезных ископаемых тоже зависит от цены реализации металла. Если в прошлом году при средней цене в 1 700 долларов за тройскую унцию 6 процентов этого налога составляли одну сумму, то в нынешнем уже совсем другую.
Однако и сравнивать какой-то отдельно взятый хозяйствующий субъект, такой, как наш Сусуманский ГОК, с экономикой области просто нельзя. Прямой параллели здесь не получится. Мы получаем прибыль от добычи золота, ну, еще немного от ремонта узлов и агрегатов импортной землеройной техники. Ремонтная база у нас, кстати, одна из лучших на всем Дальнем Востоке.
А территория получает налоги из массы других источников. Вы видите, какие в области идут масштабные стройки - прежде всего Наталкинский ГОК. Там тысячи работающих. И, естественно, часть выпадающих доходов область получит от налога на доходы физических лиц, ну и по другим направлениям, где цены растут.
Как депутату областной Думы мне тоже предстоит обсуждать эту проблему, возможно, и корректировку бюджетных затрат. Но я думаю, что снижение доходов от золотодобычи в нынешнем году для состояния бюджета территории не станет критичным.
- Да, если бы еще иметь несколько таких же крупных холдингов, как Сусуманский ГОК, которые так же удержали добычу золота на прошлогоднем уровне… Чем еще сегодня гордится ОАО "Сусуманзолото"?
- Ну разве что социальным проектом. За последние два года мы построили для Сусумана взлетно-посадочную площадку.
Благодаря этому было возобновлено регулярное авиасообщение на линии "Магадан - Сусуман".
- И во сколько это предприятию обошлось?
- Что-то около 200 миллионов рублей.
- А как вы теперь будете возвращать эти инвестиции?
-
А никак. Это - подарок району и области.
- Так вы сейчас в Магадан прилетели уже на самолете?
- Да. Регулярные рейсы выполняются с 1 августа 2012 года.
Николай ПАНОВСКИЙ // Колымский тракт