Значимость состояния окружающей среды в нашей жизни не требует доказательств, ведь права каждого из нас на благоприятную окружающую среду и обязанность по ее сохранению закреплены в Конституции РФ.
Конечно, каждый должен вносить свою лепту в дело охраны природы, но существуют и государственные функции в данной сфере, осуществление которых возложено на соответствующие структуры. Полномочия осуществляются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В сфере интересов все компоненты окружающей среды: земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса и растительность, животные и организмы. А поскольку загрязнение окружающей среды влечет за собой ухудшение здоровья населения, социальную напряженность в обществе, да и вообще напрямую влияет на поступательное развитие общества, то и общество должно обладать полной информацией о состоянии дел.
Управление Росприроднадзора по Магаданской области осуществляет надзорные функции в сфере природопользования (недра, вода, воздух, обращение с отходами, функционирование ООПТ и прочее), а также разрешительные функции и администрирование финансовых поступлений (штрафы, иски, плата за негативное воздействие). Взаимодействует с другими органами, осуществляющими деятельность в сфере охраны природы, а также налоговыми и правоохранительными. В управлении трудятся 45 сотрудников, являющихся специалистами в различных областях.
Основное экономическое развитие Магаданской области связано с горнодобывающей отраслью, в ней же задействовано большинство населения, проживающего в районах области. Согласно существующему распределению все горнодобывающие предприятия, за исключением добывающих только общераспространенные полезные ископаемые, согласно перечню подконтрольных объектов, утвержденному Минприроды РФ, относятся к объектам федерального надзора, а следовательно, поднадзорны управлению. Всего перечень включает порядка 900 предприятий области, из которых более 200 являются недропользователями. Необходимо отметить, что предприятия-недропользователи являются фактически основными загрязнителями окружающей среды. Также негативное воздействие оказывают структуры, осуществляющие деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
ПРОШТРАФИЛИСЬ
В 2012 году управлением проведено 118 проверок предприятий-природопользователей (51 плановая и 67 внеплановых) и 9 рейдовых мероприятий. Всего выявлено 231 нарушение. Нарушители природоохранного законодательства привлечены к административной ответственности в соответствии со статьями КоАП РФ.
Самыми распространенными нарушениями, выявляемыми управлением по направлениям экологического надзора, являются: невыполнение условий лицензионных соглашений по лицензиям на право пользования недрами, несоблюдение стандартов норм и правил ведения работ; самовольное пользование водными объектами, несоблюдение условий договоров и решений на водопользование; самовольное использование земельных участков без оформленных правоустанавливающих документов на землю; отсутствие разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
По результатам экологического надзора за 2012 год к административной ответственности с наложением штрафов привлечено 183 правонарушителя. На предприятия наложено штрафов на сумму 8060,7 тыс. рублей, взыскано 6239,73 тыс. рублей. Объем денежных поступлений от наложенных штрафов и предъявленных исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате правонарушений, в бюджеты всех уровней за 2012-й составил 7660,7 тыс. рублей, что в 1,2 раза выше результатов 2011 года. Предприятиям выдано 178 предписаний и представлений, из которых исполнено 122. По результатам проведенных в 2012 году плановых проверок по фактам существенных нарушений условий лицензионных соглашений в Росприроднадзор направлено 4 предложения об инициировании процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по 16 лицензиям, принадлежащим 12 предприятиям.
Кроме того, управление проводит рейдовые мероприятия по выявлению несанкционированных свалок и нарушений в рамках административного производства, а также аналитические контрольные мероприятия по данным официально представляемой природопользователями отчетности.
СУД ОТМЕНЯЕТ
…
Рассматривая достигнутые показатели, уместно оценить, как деятельность управления влияет на улучшение состояния окружающей среды и обеспечение соблюдения всеми природопользователями природоохранного законодательства РФ. Собственно, именно это и является основной целью деятельности управления, а не количество выявленных нарушений, суммы взысканных штрафов и предъявленного к возмещению вреда. К слову сказать, именно суммы штрафов и исков являются стабильно растущей величиной. Конечно, деятельность управления оказывает свою положительную роль, что подтверждается определенными индикаторами, но, к сожалению, не в той мере, в какой должно, вследствие несовершенства законодательства. Сегодня во главу угла при осуществлении государственного надзора поставлены права хозяйствующих субъектов, и это правильно. Но есть еще и конституционные права всего населения. И здесь необходимо обеспечить сбалансированность и принцип неотвратимости наказания для нарушителя.
В качестве примера можно привести несколько характерных ситуаций. Выше приведена информация об инициировании досрочного прекращения права пользования по 16 лицензиям на право пользования недрами, а фактически их количество должно быть минимум в 3 раза больше (необходимые данные имеются). Но нельзя провести проверку и зафиксировать нарушение, поскольку не прошло 3 года с момента предыдущей, а следовательно, и сформировать и направить по инстанции необходимые документы. В результате в течение ряда лет не вовлекаются в отработку месторождения полезных ископаемых, не организуются рабочие места, не поступают налоги в бюджетную систему РФ.
Другой пример: предприятием начаты фактически экспериментальные работы с применением ядовитых веществ. Но нельзя провести его проверку, потому что предприятие перерегистрировалось и не прошло 3 лет с этого момента, хотя имеются предпосылки к наличию нарушений. Или же предприятием причинен существенный вред водному объекту, но результаты административного производства, возбужденного в ходе непосредственного обнаружения нарушения, и предъявленный к возмещению вред отменены судом, поскольку, по мнению суда, необходимо было провести согласованную с прокуратурой проверку. Здесь нужно отметить, что по результатам кассации решение суда первой инстанции отменено, но прошло уже 2 года и ряд судебных инстанций.
Еще пример: физическим лицом, перевозящим дизельное топливо, вследствие нарушений правил управления транспортным средством допущены авария и загрязнение земли и водного объекта вылившимися 30 тоннами нефтепродуктов. Суд, руководствуясь собственным убеждением, отменяет административный штраф и предъявленный к возмещению вред. Управление не согласно с позицией суда, и его решение в настоящее время обжалуется.
Подобные ситуации не единичны, а перечень примеров можно продолжить.
Существующая ситуация не обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости наказания и, что особенно плохо, способствует росту правового нигилизма. Конечно, управление в законном порядке и в рамках установленных полномочий будет применять все необходимые меры и добиваться признания своей правоты вплоть до высших судебных инстанций, но сколько в обстоятельствах очевидности на это потребуется сил и средств? А что касается перевозки нефтепродуктов, то здесь необходимо наводить порядок, поскольку нередко за рулем автомобиля, перевозящего опасный груз, оказывается безответственная личность.
ЧТОБЫ ГЛАЗ РАДОВАЛО
Оценивая общее состояние окружающей среды в Магаданской области в целом, можно сказать, что оно удовлетворительное и, наверное, лучше, чем в ряде других регионов, но это не означает, что можно безответственно загрязнять водные объекты и поливать нефтепродуктами прилегающую к автомобильной дороге территорию. Конечно, есть примеры, и их немало, надлежащего отношения хозяйствующих субъектов к природе, проверки которых можно проводить и реже, чем раз в 3 года. Здесь опять необходимо возвратиться к сбалансированности. Представляется, что государственный надзор должен быть достаточным, обеспечивающим соблюдение законодательства РФ, а не формализованным.
Основываясь на приведенной информации, хочется призвать наших граждан активнее участвовать в деле охраны окружающей среды и сообщать о нарушениях. Сделать это можно, лично обратившись в управление и через сайт.
Также хочется призвать всех в повседневной жизни быть более лояльными к природе. Оглянитесь, что мы видим после схода снега вокруг отдельных жилых домов, смотровых площадок, на прибрежной полосе моря? А ведь для того, чтобы глаз не ужасался, а радовался, не требуется финансовых затрат, нужна только ответственность. Давайте будем непримиримыми, нетолерантными, неделикатными к тем, кто нарушает наше с вами конституционное право.
В рамках Года охраны окружающей среды планируется проведение ряда акций по уборке территории, консолидированно организуемых природоохранными структурами. Призываем всех принять участие, просим представлять в управление информацию обо всех природоохранных акциях, проведенных в течение года. Она будет обобщена и представлена в Росприроднадзор и Министерство природных ресурсов.
К слову сказать, сотрудниками управления в 2012-м в День эколога произведена уборка части морского побережья. В нынешнем году подобное мероприятие также будет проведено.
Уважаемые природопользователи и просто жители Магаданской области! Пусть 2013 год станет для нас переломным в отношении к проблемам, связанным с охраной окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства! Давайте вооружимся правилом героя Антуана де Сент-Экзюпери, которое гласит: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Андрей ШИМАНОВ, руководитель Управления Росприроднадзора по Магаданской области.