Навстречу плательщикам: быстрее, лучше, доступнее!


Модернизация системы взаимодействия с налогоплательщиками, разработка и постоянное усовершенствование электронных сервисов сегодня стоят в числе приоритетных направлений работы налоговой службы. Благодаря современным информационным технологиям многие обрели возможность более оперативно получать государственные услуги и актуальную информацию по вопросам налогообложения. Подробнее о развитии бесконтактных форм взаимодействия с плательщиками мы беседуем с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области Юрием ДМИТРИЕНКО.

- Юрий Павлович, в чем преимущества электронных сервисов? В целом изменилось ли качество работы с налогоплательщиками?

- В современных условиях очень важно предоставить возможность получать необходимую информацию, а также пользоваться государственными услугами независимо от местонахождения. Сегодня информационные технологии функционируют по принципу «Быстрее, лучше, доступнее». Благодаря интерактивным сервисам ФНС России все больше плательщиков имеют возможность решать вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов, без посещения инспекций.

Федеральная налоговая служба постоянно расширяет возможности своих электронных сервисов, позволяя плательщикам максимально оперативно решать интересующие вопросы. В настоящее время на интернет-сайте УФНС России по Магаданской области ССЫЛКА доступно более 30 справочно-информационных он-лайн-сервисов, которые размещены на главной странице в разделе «Электронные услуги».

- Но насколько хорошо налогоплательщики осведомлены об электронных сервисах? Много ли посетителей на сайте управления?

- Далеко не все налогоплательщики Магаданской области являются активными пользователями официального сайта управления, с начала года общее число посетителей составило около 10 тысяч. В среднем сайт еже-дневно посещает от 80 до 100 человек.

- Расскажите подробнее, какие электронные сервисы предлагает Федеральная налоговая служба.

- Одним из самых удобных для граждан, на мой взгляд, является сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», хотя на сегодняшний день его возможностями в нашем регионе воспользовалось пока около 650 человек. Этот защищенный от посторонних ресурс содержит полную информацию об объектах собственности физического лица (квартира, автомобиль, земельные участки и т. д.), начисленных ему налогах, уплаченных суммах, наличии переплаты и задолженности перед бюджетом. Благодаря этому сервису можно контролировать состояние расчетов с бюджетом, формировать и распечатывать уведомления и квитанции на уплату, оплачивать налоговые платежи через он-лайн-банк, обращаться в инспекции по интересующим вопросам без личного визита, а также отслеживать статус камеральной проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ на предоставление имущественного или социального вычета.

В меню сервиса «3-НДФЛ» плательщик сможет увидеть даты регистрации и регистрационный номер налоговой декларации, дату начала камеральной проверки и ее ход. При этом интернет-сервис проинформирует не только о дате завершения проверки, но и о ее результатах, например: «Результат камеральной проверки: принято решение о предоставлении налогового вычета. Сумма социального вычета: 12160 руб. 00 коп.» - или: «Принято решение об отказе в предоставлении налогового вычета». Сервис также позволяет сформировать заявление о перечислении излишне уплаченной суммы на банковскую карту, сберегательную книжку или расчетный счет. Кроме того, при обнаружении неверно указанных персональных данных плательщик может направить через сервис заявление в налоговую инспекцию, а она запустит процедуру уточнения информации и, при ее подтверждении, исправит его персональные данные.

- Поясните конкретнее, как можно подключиться к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

- Подключение к сервису возможно двумя способами: на основании заявления, которое гражданин может подать при личном обращении в налоговый орган, и через сервис, отправив он-лайн-заявление на подключение услуги, в котором обязательны к заполнению реквизиты (ИНН, Ф. И. О., адрес регистрации, паспортные данные). После этого необходимо обратиться в инспекцию для получения регистрационной карты с паролем для первичного входа в интернет-сервис. Такое требование обусловлено необходимостью соблюдения налоговой тайны и получения согласия плательщика на электронный способ общения с инспекцией. При себе надо иметь документ, удостоверяющий личность. Срок действия первичного пароля ограничен, его необходимо сменить в течение календарного месяца, иначе его учетная запись блокируется.

- А каковы функции сервиса «Узнай свою задолженность»?

- Он предназначен для самоконтроля налогоплательщиком состояния расчетов с бюджетом и погашения долгов. Текущих начислений в нем нет, увидеть можно только сведения по задолженности за 2011-й и предыдущие годы, если таковая у физического лица имеется. Сервис позволяет не только проверить исполнение налоговых обязательств, но и, при наличии долгов, распечатать документ на их уплату. Кроме того, клиенты банков - партнеров ФНС России - могут уплатить налог в он-лайн-режиме прямо с сайта. Доступ в ресурс организован без какого-либо специального пароля, достаточно знать свой ИНН.

- Как может налогоплательщик узнать ИНН через Интернет?

- Это возможно благодаря сервису «Узнай свой ИНН». Достаточно заполнить поля: Ф. И. О., дата рождения и паспортные данные.

- Если все-таки появилась необходимость посетить налоговую инспекцию лично, можно ли на сайте записаться на прием?

- Хочу отметить, что сервис «Он-лайн-запись на прием в инспекцию» быстро набирает популярность среди жителей Магадана. Эта услуга доступна как физическим, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, позволяет заранее спланировать визит в инспекцию и свести к минимуму ожидание в очередях. За время работы сервиса им воспользовалось более 80 налогоплательщиков.

Записаться на прием просто: после подключения к сервису вводятся идентификационные данные налогоплательщика, выбираются инспекция и необходимая государственная услуга. После этого сервис предложит определить день и время приема в течение ближайших двух недель и сформирует талон записи на посещение инспекции. Налогоплательщики с он-лайн-талонами обслуживаются строго в назначенное им время.

Сервис предлагает записаться на прием к налоговому инспектору для получения нескольких услуг: государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; постановки на налоговый учет, получения сведений из госреестров; представления налоговой и бухгалтерской отчетности; информирования по вопросам налогового законодательства; регистрации ККТ; проведения сверки расчетов с бюджетом; урегулирования задолженности; приема документов, выдачи справок.

- На какие еще электронные услуги налогоплательщикам стоило бы обратить внимание?

- Один из наиболее востребованных сервисов - «Обращение в УФНС (ИФНС)», позволяющий в режиме он-лайн обратиться в налоговый орган по вопросам применения законодательства. Поступившие обращения рассматриваются в течение 30 календарных дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

Получить полную информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений), поступивших в управление, можно через сервис «Узнать о жалобе». Для поиска информации пользователю достаточно указать свой статус (физическое или юридическое лицо) и заполнить одно из полей: «Наименование организации», а для физического лица - «Фамилия», «Имя», «ИНН» или «Входящий номер жалобы».

В апреле ФНС России запустила сервис «Заплати налоги», который создан как единая точка входа для пользователей, желающих внести платежи. Он включает для физических лиц сервисы: «Узнай свою задолженность», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Уплата госпошлины» и «Уплата налогов физических лиц». В последнем можно сформировать документы на уплату имущественных налогов и на доходы физических лиц, не дожидаясь уведомления. Для оформления платежного поручения достаточно выбрать вид налога, указать сумму, ввести личные данные и адрес объекта налогообложения, остальные реквизиты сформируются автоматически.

В заключение хочу обратить внимание, что на сайте управления продолжает работу электронный сервис «Анкетирование», который является инструментом социологического исследования. Каждый желающий может оценить работу налоговых органов области и высказать предложения по совершенствованию качества обслуживания и повышению уровня предоставляемых услуг. Информация с результатами анкетирования доступна для контроля со стороны ФНС России. Приглашаем всех на сайт УФНС России по Магаданской области , чтобы принять участие в анкетировании и оценить работу налоговых органов.

Вера ВАСИЛЬКОВА.








Колымские колонки