Выступление заседанию Совета территории по вопросу Выступление начальника департамента природных ресурсов администрации Магаданской области по вопросу «О ходе реализации федеральной и областной целевых программ "Развитие водохозяйственного комплекса" муниципальными образованиями Магаданской области» на заседании Совета территории региона.
ОЦП "Развитие водохозяйственного комплекса" на 2013 - 2020" годы была принята 18 октября 2012 года постановлением администрации № 748-па. Одна из главных целей программы - защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Исполнителями Программы и получателями бюджетных средств являются муниципальные образования. Ответственным исполнителем - Департамент природных ресурсов. Объем финансирования на 2013 год по программе - 31,8 млн. рублей.
До этого года все водохозяйственные проблемы в области решались в рамках программы «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области» на 2009-2015 годы». В рамках этой программы в 2012 году муниципальными образованиями выполнялись 11 мероприятий на сумму 47,9 млн.руб., фактически выполнено на 35,3 млн.руб. (74%; на 12,6 млн.руб. меньше).
В разрезе муниципальных образований исполнение составило (в порядке убывания):
МО г. Магадан - 100%
МО Хасынский район - 85 % (не освоено 5,9 млн. руб.)
МО Ольский район - 38% (не освоено 2,5 млн. руб.)
0% - МО Среднеканский район (не освоено 1 млн. руб.), Село Талон (не освоено 1,7 млн. руб.) и село Балаганное (не освоено 1,5 млн.).
Причем, надо отметить, что анализируя низкую активность выполнения программных мероприятий муниципальными образованиями, Департамент в течение года вынуждено вносил корректировки в целевую программу и сократил объем финансирования на 1,8 млн.руб. с 49,7 до 47,9 млн. руб.
Для недопущения в текущем году аналогичной ситуации по выполнению ОЦП "Развитие водохозяйственного комплекса" необходимо рассмотреть основные проблемы, которые повлияли на неполное исполнение программы.
1. Не выполняются условия Соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидий на реализацию мероприятий, а именно: согласовывать с Департаментом технические задания, направлять проекты муниципальных контрактов, уведомлять о датах рассмотрения заявок, проведения торгов, информировать об итогах размещения заказов, предоставлять отчетность.
2. На выполнение работ с длительным производственным циклом, на которые Программой предусмотрен лимит на два года, заключаются контракты в объеме годового лимита, что технически приводит к проблемам при выполнении работ, когда при отказе исполнителя по контракту участвовать в торгах на следующий год, достаточно сложно найти подрядчика, который бы согласился завершать работы на объекте, начатые кем-то другим.
3. Заключаются контракты на два года в которых не предусмотрена этапность выполнения и оплаты работ, при предусмотренных лимитах на оба года.
4. Позднее размещение муниципальных заказов, которое приводит к неисполнению работ в установленные контрактом сроки.
В этом году до сих пор не размещены заказы по объектам "Разработка проектно-сметной документации «Капитальный ремонт водоограждающей дамбы № 1 на р. Тауй в с. Балаганное», "Разработка проектной документации «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений питьевого водохранилища на руч. Жаркий в пос. Оротукан», хотя программа была утверждена еще в прошлом году.
5. В некоторых случаях имеет место слабый контроль Заказчиков за ходом проведения работ, когда они полностью полагаются на стройконтроль, не определены специалисты - ответственные лица, которые координировали бы работу подрядчика.
В 2012 году в связи с этим возник ряд проблем, которые привели в одном случае в ходе выполнения работ к внесению изменений в проект и проведению повторной экспертизы, а во втором к судебным тяжбам.
6. Имели место случаи, когда сначала муниципальное образование выходит на губернатора, заявляет о необходимости выполнения работ, в связи с этим срочно вносятся изменения в программу, в бюджет области, а в результате муниципальное образование отказывается от выполнения мероприятия.
Согласно федеральному закону № 68 –ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 11, п.2, в полномочия местных органов власти входят вопросы планирования и осуществления мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций муниципального уровня. Поэтому хотелось бы больше инициативы от муниципальных образований. Необходимо анализировать водохозяйственную обстановку на своих территориях, включать в муниципальные программы разработку проектной документации и выходить с предложениями о включении этих мероприятий в ОЦП "Развитие водохозяйственного комплекса". Только при наличии проекта, разработанного субъектом, можно получить субсидии федерального бюджета на реализацию мероприятий.