Решающий фактор


День второе сентября в календаре памятных дней России появился недавно, но знаменует он собой окончание Второй мировой войны, самой масштабной войны в истории человечества, продлившейся долгих шесть лет.

Самый крупный военный конфликт - Вторая мировая война - охватил своим смертельным пожаром более 60 государств с населением 1,7 миллиарда человек, военные действия шли на территории 40 из них. Общая численность сражавшихся армий составила 110 миллионов человек, военные расходы - 1384 миллиарда долларов. В войне погибло более 46 миллионов человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти. Наша Родина заплатила за свободу и суверенитет страшную цену - по разным оценкам, погибло более 26 миллионов человек. Германия потеряла около 6 миллионов, Польша - 5,8 миллионов, Япония - около 2 миллионов, Югославия - около 1,6 миллиона, Венгрия - 600 тысяч, Франция - 570 тысяч, Румыния - около 460 тысяч, Италия - около 450 тысяч, Венгрия - около 430 тысяч, США, Великобритания и Греция - по 400 тысяч, Бельгия - 88 тысяч, Канада - 40 тысяч человек.

После кризиса 1929 - 1932 гг. группировка фашистских государств (Япония, Германия, Италия) развернула борьбу за передел мира. В 1931 г. возник военный очаг на Дальнем Востоке, когда Япония, страна с давними милитаристскими традициями, начала открытые военные действия против Китая. 18 сентября 1931 г. ее войска вторглись в Маньчжурию (Северо-Восточный Китай) и оккупировали ее; на захваченной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Другой очаг агрессии возник в Европе. 30 января 1933 г. к власти в Германии пришла национал-социалистическая партия (НСДАП) во главе с А. Гитлером, взявшая курс на милитаризацию и нарушение положений Версальского договора. В 1935 г. к политике открытой военной экспансии перешла Италия. 3 октября 1935 г. она напала на Эфиопию и к маю 1936 г. захватила ее, после чего взяла курс на сближение с Германией.

К концу 1937 г. Германия завершила программу перевооружения и, прикрываясь лозунгом о возвращении в состав Германии всех населенных немцами территорий, перешла к открытой агрессии. 12 марта 1938 г. она аннексировала Австрию (аншлюс). Великобритания и Франция, надеявшиеся частичными уступками удовлетворить аппетиты Гитлера (политика «умиротворения»), не препятствовали аншлюсу. 13 марта 1939 г. Германия спровоцировала отделение Словакии от Чехии; было создано марионеточное Словацкое государство. 15 марта, отбросив лозунг о воссоединении всех немцев, Германия оккупировала Чехию и превратила ее в «Протекторат Богемии и Моравии». Таким образом, западная политика «умиротворения» агрессора потерпела полный крах.

Утром 1 сентября 1939 г. части вермахта пересекли границу Польши - началась самая трагичная и кровавая страница мировой истории.
Казалось, фашистская военная машина подомнет под себя полмира, но наши отцы и деды ценой мужества и колоссальных людских потерь сумели ее остановить. От заснеженных полей под Москвой до знамя Победы над Рейхстагом прошло 1418 дней и ночей, навечно вошедших в историю.
Но Вторая мировая война на Европейском театре военных действий не закончилась: после капитуляции фашистской Германии на Востоке, в Азии продолжала существовать реальная военная угроза со стороны милитаристской Японии, которая вела боевые действия в Китае и на островах Тихого океана, против Соединенных Штатов. При этом сохранялась угроза нападения японских войск и на территорию СССР.

Впервые о возможности вступления СССР в войну против Японии было сказано Сталиным еще в 1941 г. Подписанный в Москве 13 апреля 1941 г. Пакт о нейтралитете советское правительство рассматривало как средство обеспечения безопасности своих дальневосточных границ. Что же касается японского правительства, то, как свидетельствовали многочисленные факты, оно видело в нем лишь средство, с помощью которого можно будет выбрать наиболее удобный момент для развязывания агрессии против СССР.

Правительство Японии приняло меры к ускорению подготовки вторжения в Советский Союз. В июле 1941 г. в Японии и Северо-Восточном Китае (Маньчжурия) начался призыв резервистов. Вот почему, пишет в мемуарах маршал Василевский, «даже в самые трудные для нас месяцы на советско-германском фронте мы вынуждены были держать на дальневосточной границе 30 - 40 дивизий».

Однако героическое сопротивление Красной армии фашистским захватчикам спутало карты не только германских, но и японских агрессоров. Особенно внимательно последние следили за битвой под Москвой, с падением которой они намеревались вступить в войну с СССР. Японские правящие круги предпочли тогда нанести удар сначала в южном направлении - по владениям США и Великобритании, а затем, при более благоприятном стечении обстоятельств, намеревались выступить против Советского Союза.

Япония действительно лелеяла мечту о нападении на СССР. Весьма показательным в этом отношении было военное соглашение, подписанное Германией, Италией и Японией 18 января 1942 г. Оно предусматривало, как пишет маршал Василевский, «отторжение от Советского Союза нашего Дальнего Востока и Сибири». В июле 1942 г., когда немецкие войска рвались к Волге и Кавказу, японский премьер Хидэки Тодзио на встрече в германском посольстве дал понять, что сложившаяся обстановка чрезвычайно благоприятствует вторжению в СССР. По его словам, тогда готовилось внезапное нападение сил флота и авиации на Владивосток. Одновременно Квантунская армия должна была нанести удар в направлении Благовещенска. Но дальнейшее развитие обстановки вновь спутало карты японцев. Разгром немецких войск под Сталинградом нанес непоправимый удар и по японским планам вторжения в СССР. Дальнейший ход войны также не предоставил Японии благоприятных условий.

Интересы безопасности советского народа требовали, чтобы СССР в определенный момент вступил в войну на Дальнем Востоке. В этом были заинтересованы народы Восточной и Юго-Восточной Азии, а также США и Великобритании, которые понимали, что исход войны на Тихом океане зависел от разгрома японских армий на Азиатском континенте. Верховный главнокомандующий союзными силами генерал Макартур в одном из своих выступлений в начале 1944 г. признавал, что только морской блокадой и воздушными бомбардировками разгромить Японию невозможно. «Полная победа над ней, - указал он, - будет гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы».

Правительства Англии и США не раз обращались к СССР с просьбой вступить в войну с Японией. Обмен мнениями по этому вопросу состоялся на Московском совещании министров иностранных дел и на Тегеранской конференции в 1943 г., а также во время переговоров Черчилля и Идена в Москве в 1944 г. Из этого предварительного обмена мнениями вытекало совершенно определенно следующее: до разгрома Германии о вступлении СССР в войну против Японии не может быть и речи. Тем не менее Рузвельт и глава военной миссии США в Москве генерал-майор Дин торопили Кремль с началом подготовки к войне на Дальнем Востоке. На Крымской конференции эта проблема подвергалась уже тщательному обсуждению. 11 февраля 1945 г. Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали секретное соглашение, предусматривавшее вступление СССР в войну на Дальнем Востоке через 2 - 3 месяца после капитуляции Германии.

Понимая, чем это чревато, правящие круги Японии, однако, не желали идти на безоговорочную капитуляцию и принятие условий прекращения войны. Более того, готовясь к отражению возможного наступления советских войск, Квантунская армия под покровом «оборонительного» плана усилила подготовку бактериологической войны. Бывший главнокомандующий Квантунской армией Отедзо Ямада на Хабаровском судебном процессе в 1946 г. признал: «Вступление СССР в войну против Японии и стремительное продвижение Красной армии в глубь Маньчжурии лишило нас возможности применить бактериологическое оружие...».

Летом 1945 г. Япония была еще в состоянии затянуть войну против Китая, США и Великобритании. К августу 1945 г. ее вооруженные силы насчитывали около 7 миллионов человек. Кроме того, имелась возможность мобилизовать дополнительно 1,5 миллиона. Союзное командование предполагало, что высадка на островах японской метрополии будет стоить США и Великобритании миллиона жизней. Оценивая соотношение вооруженных сил на Дальнем Востоке летом 1945 г., американская разведка докладывала, что для обеспечения успешного вторжения в Японию крайне желательны операции против нее совет-ских войск, так как ни блокадой, ни бомбардировками нельзя добиться капитуляции японцев. Более того, Черчилль считал, и американцы с этим были согласны, что без участия СССР в войне с Японией им потребуется для разгрома ее еще до полутора лет.

Острая заинтересованность США и Великобритании в том, чтобы СССР помог им в войне с Японией, оказала серьезное влияние на созыв новой конференции глав трех государств. По прибытии в Потсдам в середине июля 1945 г. президент США Трумэн заявил, что одна из его главных целей на конференции - добиться вступления СССР в войну с Японией. Во время первой встречи со Сталиным 17 июля он сказал ему, что «дела у союзников в войне против Японии не таковы, чтобы требовалась активная английская помощь. Но США ожидают помощи от Советского Союза». Сталин ответил, что «Советский Союз будет готов вступить в действие к середине августа и что он сдержит свое слово».

В Вашингтоне хорошо понимали, что вступление СССР в войну против Японии будет воспринято в мире как событие огромного значения. Поэтому Трумэн стремился предпринять шаги, которые ослабили бы впечатление от происходящего.

Большие надежды президент США возлагал на атомные бомбардировки, бесчеловечные по своей сути. Были убиты и искалечены 447 тысяч мирных жителей. Применение атомных бомб не отрезвило японское командование, продолжавшее делать ставку на затягивание войны.
Таким образом, развитие событий сделало вступление СССР в войну на Дальнем Востоке неизбежным.

С конца апреля 1945 г. руководство СССР начало готовить масштабную операцию против японских войск, оккупировавших северо-восточную часть Китая. Театр военных действий по фронту занимал 4000 км и в глубину 2000 км, на которых японцы выстроили мощную оборону, состоящую из хорошо оборудованных укрепрайонов. Всего Красной армии противостояло более миллиона военнослужащих, 6260 орудий, 1155 танков, 1900 самолетов и 25 кораблей на реке Сунгари. С конца апреля 1945 г. практически весь железнодорожный транспорт Востока СССР был задействован на переброску войск с западного направления на Дальний Восток и Забайкалье, в сжатые сроки было переброшено полмиллиона человек, 7150 орудий, 2119 танков.
8 августа 1945 г. СССР заявил, что со следующего дня считает себя в состоянии войны с Японией. Прорвав приграничные укрепрайоны, одновременно с запада и востока 9 августа 1945 г. начали наступление войска Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронта. В то же время главные силы форсировали Амур и Уссури, силы авиации фронтов наносили частые удары по железнодорожным узлам, аэродромам и колоннам войск противника, что парализовало движение на магистралях противника и способствовало срыву сообщения между основными японскими группировками в Маньчжурии и Северном Китае. Японская ставка, ошеломленная внезапными ударами Красной армии и авиации, поспешно отводила войска в глубь территории.

Японские солдаты и офицеры оказались достойными противниками, даже окруженные со всех сторон они продолжали обороняться и бились до последнего патрона, что не облегчало задачу нашим войскам, но все же не смогло их остановить. На решающих участках боевых действий японцы бросались в контратаки, когда заканчивались боеприпасы, кидались на наших бойцов с холодным оружием и без него.

Нередко гарнизоны долговременных огневых точек подрывали себя, чтобы не сдаться в плен. Летчики-камикадзе пикировали на наши автоколонны, солдаты-камикадзе бросались из засад на наши танки с шестовыми минами.

Мощные удары по Квантунской армии, нанесенные советскими войсками в первые же дни, поставили Японию перед катастрофой. 14 августа совместное совещание Высшего военного совета и правительства в присутствии императора приняло решение о капитуляции. Военные действия, однако, не прекращались. В связи с этим Генеральный штаб Красной армии выступил со специальным разъяснением, которое было опубликовано 16 августа в «Правде». В нем говорилось: «1. Сделанное японским императором 14 августа сообщение о капитуляции Японии является только общей декларацией о безоговорочной капитуляции. Приказ вооруженным силам о прекращении боевых действий еще не отдан, и японские вооруженные силы по-прежнему продолжают сопротивление. Следовательно, действительной капитуляции Вооруженных сил Японии еще нет. 2. Капитуляцию Вооруженных сил Японии можно считать только с того момента, когда японским императором будет дан приказ своим Вооруженным силам прекратить боевые действия и сложить оружие и когда этот приказ будет практически выполняться. 3. Ввиду изложенного Вооруженные силы Советского Союза на Дальнем Востоке будут продолжать свои наступательные операции против Японии».

Советские войска продолжали выполнять поставленную им боевую задачу. 17 августа командующий Квантунской армией был вынужден обратиться к советскому командованию с просьбой прекратить боевые действия. Однако он не сообщил о готовности сложить оружие и сдаться в плен. Лишь на отдельных участках началась сдача в плен. В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандования приказала: «На тех участках фронта, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен, боевые действия прекратить».

К 25 августа советские войска полностью очистили от противника всю южную часть Сахалина. К 1 сентября они завершили разгром противника на Курильских островах. В этих районах было пленено 63840 японских солдат и офицеров. Всего же в течение почти месячных непрерывных боев советских войск враг потерял около 700 тысяч солдат и офицеров, из них 83737 человек убитыми и 594 тысячи пленными. «Окончание войны на Дальнем Востоке, - писал маршал Василевский, - спасло от гибели сотни тысяч американских и английских солдат, избавило миллионы японских граждан от неисчислимых жертв и страданий и предотвратило дальнейшее истребление и ограбление японскими оккупантами народов Восточной и Юго-Восточной Азии».
Десять дней потребовалось нашим войскам, чтобы разгромить миллионную группировку Квантунской армии и принудить ее к капитуляции. Красная армия фактически осуществила тот самый блицкриг, о котором мечтали фашистские генералы на территории нашей страны. В течение двух недель на огромной территории наши войска наголову разгромили сильнейшую группировку противника, который до этого в течение четырех лет противостоял войскам союзников.

В Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» 2 сентября 1945 г. состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции Японии.

Вступление СССР в войну против Японии имело огромное значение для исхода всей Второй мировой войны. Разгром Квантунской армии - главной сухопутной ударной группировки - ускорил поражение и безоговорочную капитуляцию Японии. В этом состоит важнейший военно-политический итог войны Советского Союза против Японии. Во времена «холодной войны», да и, к сожалению, сейчас, наши союзники по антигитлеровской коалиции пытались принизить и умалить роль Красной армии в победе во Второй мировой войне и разгроме милитаристской Японии в частности. Но этим «знатокам» истории следует хотя бы вспомнить оценки, которые дали их соотечественники - современники тех событий. Так, например, сенатор Коннэли, узнав о заявлении советского правительства 8 августа 1945 г., воскликнул: «Благодарение Богу! Война уже почти окончена». Генерал Ченнолт, командовавший тогда военно-воздушными силами США в Китае, заявил корреспонденту «Нью-Йорк таймс» 15 августа: «Вступление Советского Союза в войну против Японии стало решающим фактором, ускорившим окончание войны в Тихом океане, что произошло бы даже в том случае, если бы не были применены атомные бомбы. Быстрый удар, нанесенный Красной армией по Японии, завершил окружение, приведшее к тому, что Япония оказалась поставленной на колени».

Но недолгим был мир, завоеванный в те далекие дни солдатами разных стран, вместе победившими страшную угрозу миру. Впереди была «холодная война» и нескончаемая череда малых войн, где бывшие союзники оказались по разные стороны баррикад.
В этот день мы отдаем дань уважения солдатам Второй мировой войны, сражавшимся с общим врагом, с фашистским злом независимо от своей национальности и политических убеждений, настоящим героям, благодаря которым мир находится в относительном спокойствии. Вечная им память!








Колымские колонки