Крутой маршрут Магадана


Владимир Печеный
Мэр города Магадана

В канун празднования юбилея мэр города Владимир Петрович Печеный дал интервью «Вечернему Магадану».


Владимир Петрович, для Вас, конечно, не секрет, что в сознании россиян Магадан, так уж сложилось, имеет имидж города-ссылки. Наверное, и Вам приходилось в ответ на приглашение посетить город, слышать пресловутое «нет, уж лучше вы к нам…»?

Иногда приходится... Но, знаю, говорят так сегодня скорее в шутку. По непроизвольной инерции, идущей, впрочем, из глубинной памяти о нашем всеобщем не таком уж и далёком прошлом. Мы же знаем, что вся Россия прошла через такие жернова своей истории, каких не пожелаешь и врагу. Евгения Гинзбург – колымская сиделица (кстати мама известного писателя Василия Аксёнова) в своей пронзительной книге «Крутой маршрут» исследует феномен сохранения человеческого достоинства, верности любви в нечеловеческих, казалось бы, условиях экстрима по-сталински. Нет, наверное, в нашей стране такого уголка, где бы не слышали о ГУЛАГе, Колыме, Воркуте, Соловках… Считаю, что сверхзадачей нынешнего поколения северян, особенно тех мест, где сам воздух пропитан страданием и болью, сделать всё возможное для слома исторически сложившихся в психологии россиян стереотипов подсознательного страха, утверждения истинных человеческих ценностей: Веры в добро, Надежды на лучшее, Любви ко всему, ко всем. И пусть при этом никогда не покидает нас Мудрость…

На шутку я всегда отвечаю серьёзно: приезжайте, не пожалеете! Мы вас встретим, как родных. Сегодняшний Магадан – удивительный город! Таких на свете больше нет. Почему? Да просто потому, что в нём живут и трудятся люди особого, я бы сказал, штучного отбора. Север органично не воспринимает слабость, душевную и духовную леность. Он жадно вбирает в себя только наилучший человеческий материал. Здесь обитают, оставшись, избранные – деятельные романтики, решительные энтузиасты, Делатели…

Магадан – город труженик: горняк и рыбак, геолог и строитель, водитель и учитель, врач и фермер, лётчик и портовик. Город – поэт, артист, художник. Он – академик и студент… Он многогранен и светел, как наш горный хрусталь, драгоценен – как наше золото…

Магадан – это светила научного мира Юрий Билибин и Николай Шило…
Магадан – это госсекретарь США Генри Уоллес, «дающий добро» на продолжение «ленд-лиза»… Это – «аэродромы подскока» для перегонки самолётов на фронт…
Магадан – это чарующие голоса Вадима Козина и Владимира Барляева…
Магадан – это дожди пролитых слёз России над знаменитой Колымской трассой…
Магадан – это Володя Высоцкий, поющий на берегу студёного моря…
Магадан – это коленопреклонно целующий землю в аэропорту несгибаемый изгнанник Александр Солженицын…
Магадан – это «Виртуозы Москвы» на сцене… Это – Юрий Башмет, объявляющий нам о кончине Мстислава Ростроповича…
Магадан – это наши Президенты – Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, любующиеся на аффинажном заводе слитками колымского золота…
Магадан – это Патриарх всея Руси Алексий II, служащий в храме святаго Духа…
Магадан – это Игорь Высоцкий, дважды посылавший в нокаут «чёрную пантеру» Стивенсона, олимпийского чемпиона…
Магадан – это отпетый в храме Христа Спасителя, цинично убитый в первопрестольной первый губернатор Магаданской области Валентин Цветков, остановивший падение Колымы в пропасть середины 90-х…
Магадан – это космонавт Борис Волынов и скульптор Эрнст Неизвестный…
Магадан – это ставшая легендой при жизни великая лыжница Елена Вяльбе…
Магадан – это конспирологический сколок с самой России, с её «непредсказуемой» историей и колоссальным потенциалом развития – той самой, которую «умом не понять» и в которую «можно только верить»…

Наш Магадан – «самый-самый»: самый удалённый, самый суровый, самый необычный. И – самый любимый. Даже навсегда покинув его, человек – тому масса живых свидетельств! – всей душой, всеми помыслами и стремлениями остаётся здесь, на берегу этого сурово-ласкового Охотского моря. Притяжение Севера всемогуще-потрясающе. Этот феномен ещё ждёт своего исследователя. Я же могу, отвечая на Ваш вопрос, только повторить: пусть приезжают к нам все. Не пожалеют! Гарантирую это, как человек родом с далёкой Украины, которому по судьбе выпала высокая честь быть мэром этого города-уникума.

Да Вы, Владимир Петрович, – поэт и философ! Управление муниципальным образованием с такой историей, такими традициями, такими людьми – задача не из простых. Как Вы с ней справляетесь?

А кто Вам сказал, что труд управленца чужд поэзии? А я считаю, что моя работа – самая настоящая философия бытия. Во всех её красках и многообразии. Стихов, правда, не пишу, хотя по базовому образованию филолог. Но искренне убеждён – любая профессия требует к себе творческого отношения, полной самоотдачи. Только так!

Теперь по сути Вашего вопроса. Я истый сторонник соборности, коллегиальности в работе. При безусловной персональной ответственности. Но – и при безусловной опоре на мнение широкой общественности. Это – один из основополагающих принципов организации процесса самоуправления. Ни один серьёзный вопрос в городе не решается без тщательной его проработки на всех уровнях муниципальной власти. С использованием всех известных форм и методов. С опорой на федеральные законы, субъектное и местное законодательство.

Благодаря, я считаю, мощнейшему интеллектуальному потенциалу города, нам удалось сформировать работоспособные, слаженные команды управленцев во всех звеньях и структурах местного самоуправления. Отлажены деловые связи с региональными и федеральными структурами. Немалое значение мы в городе придаёт настройке механизмов межмуниципальных отношений – и по вертикали и по горизонтали.

В связи с этим, Владимир Петрович, такой вопрос. Муниципальное законодательство в России – как показывает повседневная практика – ещё далеко от совершенства. На какие, с Вашей точки зрения, моменты следует обратить особое внимание федеральным законодателям?

Спасибо за вопрос. Вы попали в самую что ни на есть болевую точку. Мы у себя недавно, на заседании палаты муниципальных образований Магаданской области, очень обстоятельно и подробно обсуждали проблемы возникновения рисков, связанных с выполнением федеральных и региональных мандатов, в том числе и в особенности – необеспеченных финансированием. Безрадостная картина прорисовалась. Причём «нарисована» она давно. О ней мы без устали говорим на всевозможных форумах, конференциях, съездах. Магадан давно и неоднократно выступает с конкретными предложениями о насущной необходимости внесения целого ряда изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый Кодексы в части:

- увеличения доли налога на физических лиц до 100%, закреплённой на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;
- отнесения транспортного налога к местным налогам, поступления от которого будут подлежать зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 100%;
- установления норматива отчислений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения в бюджеты муниципальных образований в размере 100%;
- устранения диспропорций в области управления землёй в границах муниципальных образований, разработать и принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ, ускорить процедуру разграничения собственности на земельные участки по уровням публичной власти;
- устранить различия в правовом регулировании бюджетных правоотношений муниципальных образований и субъектов РФ путём упразднения более жёстких требований и ограничений в отношении бюджетного процесса муниципальных образований по сравнению с субъектами Российской Федерации;
- установления обязанностью Российской Федерации и субъектов РФ компенсацию расходов местных бюджетов, возникающих в связи с недофинансированием ими переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
- снижения для районов Крайнего Севера федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 10-15%;
- ускорения разработки и принятия на федеральном уровне методики, определяющей формирование федеральных, региональных и муниципальных минимальных стандартов бюджетных услуг…

На мой взгляд – и со мной солидарны мои коллеги, мэры целого ряда городов России – ФЗ № 122 и №120 «О внесении изменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» нуждаются в серьёзной трансформации. Без конструктивного подхода к решению этих и некоторых других законотворческих аспектов трудно рассчитывать на то, что 131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заработает, наконец, в полную силу...Это, безусловно, вопросы к центральным властям, а какие проблемы местного значения сегодня в Магадане считаются приоритетными, насколько актуальны для нас национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилья?

Вы знаете, в кратком интервью практически невозможно рассказать обо всём, о чём хотелось бы. У нас грандиозные планы. Даже в Концепции стратегического развития города на период до 2020 года они обозначены пунктирно. Но – очень чётко и конкретно.

Лейтмотив стратегии – улучшение качества жизни горожан на основе дальнейшего и всестороннего социально-экономического развития города. Здесь, на краю российской земли, мы особенно отчётливо понимаем, что наш город – это не просто место жительства определённой общности людей, мы – представляем геополитические интересы государства. И оттого, насколько горожане успешны, реализуя свои возможности и таланты, насколько комфортна жизнь в городе, зависит, представьте себе, будущее Севера, безопасность России.

Мы прекрасно осознаём, что в современных условиях невозможно добиться динамичного развития без учёта всех вызовов глобализации, решения вопросов, связанных с растущей миграцией, социальным неравенством, изменением самой парадигмы региона – от депрессивной территории – к процветающему краю. Разрабатывая стратегию развития Колымской столицы, муниципалитет чётко определил её перспективы как конкурентоспособного административного, политического, научного, образовательного и культурного центра области. Все возможности для этого у нас есть.

Сегодня весь бюджетный процесс переводится на программно-целевой метод, основу которого составляют федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. В них одинаковое внимание уделяется как «социальной», так и «экономической» составляющим. Такой метод планирования определяет новую систему взглядов, основанную на соблюдении принципа сбалансированности интересов и установления партнёрских отношений между властью, бизнесом и местным сообществом.

Первые шаги к новому подходу мы предприняли ещё в начале 90-х, но вскоре ощутили, что отсутствие должной нормативно-правовой базы связывает нас по рукам и ногам. И, прежде чем двигаться дальше, пришлось разработать специальное положение, в котором были чётко прописаны все этапы прохождения целевой программы – от проекта до подведения итогов её реализации. С 2006 года все программы выносятся на общественные слушания, заседания депутатских комиссий и групп. В 2007 году при мэрии создан и ныне успешно действует Экспертный совет по оценке муниципальных программ, которых у нас сегодня в действии свыше трёх десятков с общим объёмом финансирования свыше 10 млрд. руб. Они охватывают практически все сферы социально-экономической жизни колымской столицы, способствуют активизации деятельности учреждений социальной сферы, улучшению качества жизни горожан. Ежеквартально проводится мониторинг хода реализации программ. Все действующие программы включены в единый городской реестр.
Таким образом, уже с 2005 года появилась реальная возможность отдельной строкой в бюджете выделять целевые расходы на реализацию программных мероприятий.

Блок программ нацелен на решение проблем благоустройства городской территории, приведения в порядок дворов, строительство детских и спортивных площадок. Разработаны проекты по обеспечению горожан качественной питьевой водой и благоустроенным жильём. Особое внимание отводится дальнейшему развитию здравоохранения, образования, культуры, спорта и молодёжной политике. Большая доля ветхих домов в жилфонде Магадана, значительный износ коммунальной инфраструктуры потребовали принятия программ по модернизации жилищно-коммунального комплекса столицы Колымы.
Замечу, что с 2007 года многие наши муниципальные целевые программы разработаны и успешно действуют в рамках приоритетных национальных проектов Президента Российской Федерации.

Возьмём, к примеру, национальный проект «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Понятно, что во все времена и во всех странах для человека важно было (и есть) иметь надёжную крышу над головой. Но как быть, когда у нас в городе в течение 10 лет ничего не строилось, имеющийся жилфонд изрядно пообветшал, а то и вовсе пришёл в негодность? В двухэтажных деревянных бараках дальстроевских времён ютятся порой три-четыре поколения магаданцев, а перебирающиеся в областной центр всё активнее жители колымских посёлков становятся в тысячную очередь на койко-место в общежитие…

В структуру городского хозяйства Магадана входит 1146 многоквартирных жилых домов. Около1000 из них нуждаются в капитальном и текущих ремонтах. После «реформ» 90-х, нехватки средств и квалифицированных кадров положение в эксплуатационных организациях иначе как катастрофическим невозможно было охарактеризовать. О плановой работе речь вообще не велась: ресурсов едва хватало на ликвидацию лишь части аварий жилого фонда. Износ нескольких сотен домов достиг 80 процентов, а средний его уровень по городу – 46 процентов…

В 2005 году городские власти поставили перед собой амбициозную задачу: до 2010 года переселить всех граждан из ветхих и аварийных домов. К цели движемся по трём направлениям: повышение доступности жилья; модернизация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение объёмов жилищного строительства. Действуют пять муниципальных программ в рамках реализации которых мы вернулись к незавершённым объектам, опробовали технологии каркасно-монолитного домостроения, мансардных надстроек, применили у себя опыт канадцев. Стали активнее использовать ипотечное кредитование, попробовали применить у себя и опыт социальной ипотеки г. Казани. Для улучшения жилищных условий активно задействуем рынок вторичного жилья.

Уже в следующем, 2006 году, ввели в эксплуатацию 16,3 тыс. кв.м. жилья, в 2007 – 12,0 тыс.; в 2008 – 16,0 тыс. Таким образом, начиная с 2004 года, новое жильё получили 1149 семей, в том числе 377 – в рамках городской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда города Магадана на 2005 – 2010 годы». В рамках этой программы к концу 2010 года намечено предоставить жильё 4531 горожанину.
Сейчас содержанием жилого фонда в городе занимаются шесть муниципальных и пятнадцать частных управляющих организаций. Недостатков в их работе пока, конечно, хватает. Но сделан уже решающий шаг к дальнейшему развитию этой сферы: Магадан может и должен успешно выполнить условия федеральной программы «Капитальный ремонт жилья» по которой из 250 миллиардов рублей, запланированных на её реализацию в регионах, и в наш город уже стали поступать весьма серьёзные средства из причитающихся нам 144 млн. рублей. Напомним: жильцы-собственники более 400 домов уже выбрали себе управляющие компании, 179 – объединились в товарищества (ТСЖ). Проще говоря: сделали свой выбор – получили денежки на капитальный ремонт.

Значит, станем жить комфортнее. И самое главное – постепенно меняются в лучшую сторону настроения людей, исчезают иждивенческие нотки. Магаданцы перестают ощущать себя «лишними людьми», возвращается уверенность в завтрашнем дне, вера в Север…
Приоритетный национальный проект «Здоровье» занимает особое место в решении стоящих перед нашим муниципальным образованием, как и перед государством в целом, задач по улучшению демографической ситуации, повышению качества медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения, снижению уровня заболеваемости населения. На реализацию этого проекта в 2008 году затрачено около 45 млн. рублей, что на 10% больше, чем в 2007 году. Выплаты участковым врачам и медперсоналу возросли на 12%; оплата медицинской помощи, оказываемой женщинам по родовым сертификатам – на 22%; средняя зарплата врача участковой сети в городе в прошлом году составила 46 417 рублей (при средней по городу около 30 тыс.), по сравнению с 2007 годом она возросла на 18%.

Мы считаем, что предпринимаемые меры позволили в определённой степени стабилизировать в общем-то пока довольно непростую ситуацию в городе. И даже, к примеру, несколько увеличить численность постоянного состава медработников и врачей. Коэффициет естественной убыли населения снизился на 40%, смертность детей до 1 года – на 25%. Эти позитивные подвижки, в принципе, можно, наверное, рассматривать как первые сигналы «выздоровления пациента», чему в дальнейшем будут способствовать внедрение других параметров нацпроекта. В частности, продолжение продвижения программы родовых сертификатов, иммунизации населения, дальнейшее повышение доступности и качества первичной медицинской помощи и т.п.

В контексте реализации в городе нацпроекта «Образование» мы пошли по нескольким направлениям:
- поддержка лучших учителей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы;
- поддержка инициативной, способной и талантливой молодёжи;
- содействие открытости образовательных систем;
- распространение инновационного опыта лучших школ и учителей.

Замечу здесь, что в нашем городе на базе 27 гимназий, школ и лицеев действует 17 экспериментальных муниципальных, областных и федеральных площадок, каждое второе образовательное учреждение инновационно по своей сути.

Не без гордости, могу сказать, что шесть наших лучших учителей победили во Всероссийских конкурсах на Грант Президента, как и шесть МОУ. Два ученика английской гимназии завоевали право принять участие в саммите «Юношеской восьмёрки» в Японии.

Мы стремимся всячески поддерживать нашу смену и их наставников, распространять и пропагандировать их опыт и достижения. 50 ребят ежегодно получают стипендию мэра, с прошлого года классным руководителям доплата производится с начислением районного коэффициента и северных надбавок.
Все наши школы подключены к сети Интернет; в рамках внедрения проекта «Сетевой город» ведётся работа по настройке городского сервера. Уже создан и активно используется общегородской банк данных инновационных разработок в сфере образования.

Более того, сегодня в исследовательской работе активно задействованы практически все наши детские сады и центры развития ребёнка…

Вообще, я должен подчеркнуть, что в своей работе в области социальной политики органы муниципального управления Магадана проблемам семьи, её социальной защищённости, молодёжной проблематике уделяют первостепенное внимание. В нашем городе, по состоянию на 1 января 2009 года, проживает 106,4 тысячи человек, треть из них – молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет.

При мэрии ещё с 1997 года действует Координационный совет молодёжных общественных организаций и учебных заведений, целью которого является организация разработки и осуществления молодёжных проектов и программ, подпрограмм, которых у нас насчитывается порядка двух десятков. Для обеспечения продуктивного взаимодействия молодых граждан с органами местного самоуправления и формирования кадрового резерва уже не первый год проводится акция «День дублёра» в ходе которой молодые ребята изучают управленческую деятельность, знакомятся с проблемами городского хозяйства, заменяют руководителей муниципальных учреждений и ведомств, участвуют в выработке управленческих решений.

С 2007 года в городе действует муниципальный Молодёжный Совет Дублёров, ежегодно обновляющийся. Члены Совета активно участвуют в выдвижении и продвижении самых разнообразных общественных инициатив, нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, повышении правовой культуры молодёжи, её информационной и организационной поддержки…

Правительство России в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса особо подчёркивает роль малого бизнеса. Есть ли у нас программы поддержки предпринимательства, насколько они эффективны в наших условиях?

Магадан не без оснований называют иногда городом «малого бизнеса». Около 15% всех работающих трудятся на малых предприятиях, создавая более половины «валового городского продукта». Непростая экономическая ситуация в особенности затрагивает данный сектор экономики. Действительно, сегодня предприниматель может оказаться в двойственном положении. С одной стороны, у него нет, как правило, достаточного резерва – своеобразной «подушки безопасности», поэтому кризис может очень больно ударить по нему, мало не покажется. Но – с другой стороны – малые предприятия гибче, эластичнее к рыночным штормам: они по природе своей имеют больше возможностей переориентировать производство, поменять сферу деятельности, заняв освободившуюся нишу. Выстоит наш малый бизнес или нет – зависит от многих факторов, в том числе и от позиции местных властей.
Вступивший в силу с 1 января 2008 года федеральный закон № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», наделил большими полномочиями органы местного самоуправления, но в то же время выросла и наша ответственность перед малым бизнесом. Мэрия Магадана стремится создать наиболее благоприятные условия для его деятельности на территории муниципального образования.

Не первый год у нас успешно и продуктивно работает Координационный совет по малому предпринимательству, разработан порядок создания и использования залогового Фонда. Помещения муниципальной собственности предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, как правило, по льготным ставкам арендной платы.

Мы всячески приветствуем участие малого бизнеса в инвестиционных проектах, муниципальном заказе, в проводимых конкурсах по содержанию городских дорог, парков и скверов, обслуживанию жилищного фонда. Замечаем и поощряем благотворительную деятельность наших предпринимателей…

О кризисе… Каким крылом он зацепил магаданцев? Как мы ему противостоим?

Вы знаете, по результатам недавно проведённого в городе социологического исследования, выяснилось, что особых, каких-то апокалиптических настроений в городе не наблюдается. Социально-психологическая обстановка в городе устойчиво стабильная, микроклимат благоприятствует спокойной жизнедеятельности горожан. У нас по сравнению, допустим, даже с прошлым годом, несколько снизился уровень безработицы и составляет на настоящий момент менее 2-х процентов. Более того, индекс промышленного производства в городе в прошлом году составил 116 % по отношению к 2007 году. Неплохо мы выглядим по основным показателям и по итогам работы в первом полугодии.

Но, конечно же, городские, региональные власти, прекрасно понимая масштабность, всеохватность разразившихся в мире, стране социально-экономических неурядиц, предпринимают целый комплекс шагов по амортизации возможных негативных процессов. Мы ведь традиционно дотационный регион…

Муниципалитетом разработан план по смягчению возможных последствий кризиса. Дважды в месяц на свои заседания собирается антикризисный штаб. Мэрия работает в режиме оперативной диагностики текущего состояния всех аспектов социально-экономической жизнедеятельности муниципального образования. Проводится работа по оптимизации расходов на содержание органов управления. Финансируются только первоочередные расходы городского бюджета. В строгом соответствии с графиком выполняется план налоговых поступлений в городскую казну. Ни одна из социальных программ в городе не свёрнута. Организованно, без сбоев началась отпускная кампания. И, конечно же, магаданцы с благодарностью восприняли решение Правительства страны о компенсации проезда отдельным категориям северян к местам отдыха и обратно. К нам ведь «только самолётом» можно долететь…


Как Вы, Владимир Петрович, представляете себе перспективы Магадана, каким видится Вам его будущее?

Чтобы качественно улучшить жизнь магаданцев, уйти от настроений временщичества, быть готовыми достойно отвечать на вызовы глобализации, на мой взгляд, нам, в первую очередь, нужен максимально точный анализ состояния текущих дел, прогноз, основанный на научных расчётах, и осознание – на качественно новом уровне – приоритетов в экономике, социальной сфере, городском хозяйстве. Не секрет, что Дальний Восток, Восточная Сибирь пока значительно отстают от государств АТР. Эти проблемы обсуждались в своё время на Совете безопасности РФ, в Правительстве, Федеральном Собрании. Сегодня мы имеем Стратегическую программу развития всего восточного региона страны – от Байкала до Тихого океана – на период до 2020 года.
И в городе есть своя стратегия развития на перспективу. Мы считаем: для того, чтобы Магадан мог развиваться дальше, необходимо в срочном порядке регенерировать экономику. Ставка делается на увеличение темпов освоения богатейшей Яно-Колымской золоторудной провинции ( в перспективе здесь будет добываться до 40 тонн золота), интенсификацию работ по поиску, разведке и добыче нефти и газа на Примагаданском шельфе (запасы: миллиарды тонн и кубометров), дальнейшее развитие инфраструктуры (завершается строительство второй гидроэлектростанции на р. Колыма, планируются строительство железной дороги – вплоть до Чукотки, новые сотни километров автодорог на прииски и рудники). Новый мощный виток получат рыбодобывающая и перерабатывающие отрасли. Эти основные, фундаментальные цели, поставленные во главу угла перед территориальным руководством областной администрации, ставят перед городом специфические обязанности.

Магадан – как центрообразующий сегмент региональной экономики неминуемо будет трансформироваться из индустриального в логистический и информационный узел, ещё точнее – в сервисный центр. Все предпосылки для этого уже созданы: в наличии мощный транспортный узел, имеющий международное значение, развитая инфраструктура информационных технологий, налажены партнёрские связи с городами США, Китая, Южной Кореи, провинциями Японии. Уже сегодня научно-образовательный сектор города вовлечён в ресурсное освоение территории.

Создана фундаментальная база для того, чтобы Магадан стал настоящим Наукоградом. Учебные заведения, готовящие специалистов одного профиля, объединяются в консорциумы. Первая ласточка – «ИРМАГ»: Иркутск – Магадан, объединивший наш, Северо-Восточный государственный университет, и Байкальский университет экономики и права. Вскоре в комплекс войдут техникумы, профессиональные лицеи и колледжи, филиалы центральных вузов.
Сектор услуг – локомотив роста городской экономики. Именно здесь, по нашим задумкам, будет генерироваться более половины рабочих мест, на новый виток спирали выйдет малое и среднее предпринимательство. Уже сегодня формируется нормативно-правовая база, которая позволит расширить производственно-технологическую кооперацию между малыми и крупными предприятиями с использованием системы субконтракции и аутсорсинга, будем также активнее развивать web-технологии, web-маркетинг. При этом, упор сделаем не на бизнес как таковой, а на приток ресурсов, которые должны содействовать развитию местной экономической базы. Наша обязанность – создать благоприятные условия для добросовестной конкуренции. Мы заинтересованы в инновационном бизнесе в сфере инфраструктурного обслуживания реального сектора экономики и муниципального хозяйства. Здесь приоритет – молодёжному предпринимательству.

Вместе с тем, регенерация городской экономики предусматривает и реструктуризацию промышленных предприятий, преобразование жилфонда и коммунальных услуг, модернизацию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Будет востребован принципиально новый подход к системе управления муниципальной собственностью. Начнём с оптимизации отношений собственности. Сформируем рынок земли, недвижимости и нематериальных активов муниципального образования, рационализируем сеть объектов социальной инфрастуктуры. Дополнительным источником доходов в городскую казну станет расширение возможностей аренды земли, развитие системы страхования муниципальной собственности, и, конечно, возвращение городу прибрежной зоны, которая в начале 2000-х, вдруг, оказалась в федеральном подчинении. Расположенные здесь складские комплексы бывшего объединения «Северовостокзолото» войдут в состав логистического центра. Концепция управления муниципальной собственностью готовится.

Но не будем забывать и о нашей уникальной природе. Кстати, один из самых крупных и действительно амбициозный инвестиционный проект мы разрабатывали, используя природно-климатические особенности Магадана. Поначалу он вызвал убийственную иронию тогдашнего министра экономического развития Германа Грефа. Ещё бы – всесезонный горнолыжный курорт… на Колыме! Но, представленный не раз на авторитетных форумах, международных выставках, проект обратил на себя заинтересованное внимание специалистов, был одобрен и горячо поддержан. В результате – с подачи наших бывших земляков Юрия Гордеева и Елены Вяльбе, за реализацию идеи взялась всемирно известная инновационная компания «Винтеркрафт». Дело движется…

Опираясь на креативность магаданцев, убеждён, мы сумеем успешно реализовать все свои самые амбициозные планы. В том числе, разумеется, и стратегию инновационного развития нашего любимого Магадана. Ибо форпост России на Дальнем Востоке Магадан – есть город наших надежд и свершений!

Беседу вел Борис СТЕБЛОВСКИЙ.








Колымские колонки