МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В 2017 году государственная жилищная инспекция Магаданской области провела 893 проверки и ответила на 5310 письменных обращений
Руководитель Инспекции – главный государственный жилищный инспектор Магаданской области Татьяна Берчинская отчиталась об итогах работы Государственной жилищной инспекции региона за 2017 год.
Государственная жилищная инспекция Магаданской области занимается региональным государственным жилищным надзором и лицензионным контролем на территории Колымы.
Эта работа направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений участниками жилищных отношений требований к использованию и сохранности жилфонда, деятельности лиц по управлению многоквартирными домами, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и предоставляющих коммунальные услуги.
«В прошлом году Инспекция провела 893 проверки (среди них 112 инспекционных обследований), - рассказала Татьяна Берчинская. - Для сравнения, в 2016 году проведено 742 проверки и 200 обследований, всего 942. И это при том, что в одну проверку объединяются все обращения в отношении одного субъекта. Из 767 внеплановых проверок 585 управляющих компаний, 3 - органов местного самоуправления, 10 - ресурсоснабжающих организаций, 54 - ТСЖ, 108 проверок в отношении граждан и 7 - в отношении иных лиц. Из 14 плановых проверок 9 касались работы управляющих организаций и 5 - ТСЖ. В связи с этим обследовано 2548,7 тыс. кв.м. жилфонда.
По итогам выявлено 296 случаев нарушений жилищного законодательства. Из них 67 нарушений правил содержания и ремонта жилых домов и помещений; 49 - правил пользования жилыми помещениями; 24 - нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами; 15 - правил осуществления деятельности по управлению МКД; 41 случай относился к нарушениям порядка расчета внесения платы за услуги ЖКХ. Установлен 61 случай нарушения лицензионных требований по управлению МКД; 39 раз отмечено невыполнение в срок предписания органа государственного жилищного надзора.
По результатам выдано 271 предписание об устранении нарушений и составлено 104 протокола об административных правонарушениях. По сравнению с 2016 годом количество предписаний возросло с 255 до 271, протоколов - с 61 до 104».
Кроме того, за год в Государственную жилищную инспекцию региона поступило 5310 письменных обращений, в том числе 1431 от граждан по вопросам содержания и ремонта общего имущества, ненадлежащего качества коммунальных услуг, незаконных перепланировок и переустройств, а также признания жилья непригодным для проживания. От органов власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей поступило 3879 обращений. По вопросам применения жилищного законодательства обратилось 412 граждан. В ГЖИ действует также «Центр бесплатной юридической помощи». За год туда обратилось 219 граждан. Из них 160 получили устные консультации, а для 59 подготовлены письменные документы.
Инспекцией рассмотрено 78 административных дел, в том числе по материалам прокуратуры и органов муниципального жилищного контроля. Из них 29 административных дел о нарушении правил пользования жилыми помещениями;
32 о нарушениях правил содержания и ремонта жилых домов и помещений; по 2 – о нарушениях нормативов обеспечения населения коммунальными услугами и законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности. По результатам рассмотрения принято 70 решений о привлечении виновных к административной ответственности.
За минувший год Государственная жилищная инспекция Магаданской области направила в суд 64 дела об административных правонарушениях, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований; с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля; а также невыполнением в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный или муниципальный надзор. Также было составлено 43 протокола по разным основаниям.
В 2017 году Инспекцией принято участие в 79 судебных процессах (в 2016 году - в 64, в 2015 году – в 67, в 2014 году – в 16). В Магаданский городской суд Инспекцией направлен 31 иск (2016 год – 24 иска) с требованиями, направленными на восстановление прав граждан. Из них судами удовлетворено 23 иска, один находится в стадии рассмотрения. По 7 искам отказано в связи с применением срока исковой давности.
В 2017 году Инспекция привлекалась судом 7 раз для подготовки заключения по делам об оказании управляющей компанией услуг ненадлежащего качества, понуждении выполнить ремонт кровли, взыскании морального вреда.
«В последние годы граждане чаще стали обращаться в адрес Инспекции с жалобами, эта тенденция характерна практически для всех субъектов РФ. Это объясняется изменениями в жилищном законодательстве, повышением активности граждан, значительным расширением полномочий органов государственного жилищного надзора, - пояснила главный жилищный инспектор области Татьяна Берчинская. - С 2012 года Государственная жилищная инспекция осуществляет контроль в отношении формирования фондов капитального ремонта, региональных операторов, надзор за соблюдением требований энергетической эффективности, стандарта раскрытия информации, за лицензированием лиц, управляющих многоквартирными домами. ГЖИ может обращаться с исками в суд в защиту прав собственников.
В 2017 году Федеральным законом № 469 расширены полномочия Инспекции в части контроля и надзора за соблюдением требований к нормативам потребления коммунальных ресурсов, обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов».
При осуществлении надзорных функций Инспекция привлекает независимых экспертов. Это нужно при проверке соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета; требований к использованию и сохранности жилищного фонда; к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного кооператива.
Для повышения грамотности населения в сфере ЖКХ специалисты Инспекции регулярно проводят личные приемы граждан, информирование населения проводится в ходе интервью руководителя службы в СМИ. В течение 2017 года организовано 11 выездных встреч с населением. Инспекцией также даются письменные разъяснения по вопросам оплаты жилищных услуг, правильности расчетов, на эту тему за минувший год дано 54 письменных ответа.
В наступившем году Инспекция продолжит работу по повышению квалификации специалистов, работающих в сфере государственного жилищного надзора и лицензионного контроля. Для снижения административного давления на лиц, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, будет продолжено межведомственное взаимодействие с органами власти, местного самоуправления и организациями в части обмена информацией.
Особое внимание будет уделено соблюдению требований к раскрытию информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами. Инспекция продолжит активно реализовывать мероприятия по профилактике правонарушений в сфере жилищного законодательства. Одной из главных задач Инспекции остается работа, направленная на исполнение всеми участниками жилищных отношений возложенных на них задач по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания для граждан на территории региона.