Как следует из проекта закона Магаданской области «О внесении изменения в Закон Магаданской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Магаданской области», еще с 1 апреля 2019 года предлагается определить областное государственное автономное учреждение «Магаданфармация» как единственного поставщика (исполнителя) полномочия по обеспечению за счет всех источников финансирования закупок, хранения и доставки лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания для подведомственных Минздраву медицинских организаций и для граждан, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение ими; а также хранения и доставки в подведомственные Минздраву организации лекарственных препаратов, поступающих в регион по госпограммам.
Этот вопрос уже рассматривали на заседании рабочей группы в Магаданской областной Думе, но к единому мнению депутаты так и не пришли. То же самое произошло и на заседании комитета по социальной политике.
Мало того, хотя ответственным является Минздрав Колымы, представителей ведомства не было при обсуждении, и в последний момент был заменен докладчик. Однако руководитель сектора анализа и мониторинга в сфере госзакупок Правительства Магаданской области Виктор Зеленин оказался не готов к дискуссии, так как «не ожидал, что придется докладывать».
«Проект вызывает много вопросов и сомнений. Мы не можем понять, зачем он нужен и каков механизм его реализации. Цель благая – своевременно обеспечить население лекарственными препаратами и специальным питанием. Сейчас Магаданская область находится в неблагоприятной ситуации с поставкой медикаментов из-за того, что Минздрав региона установил такие лимиты для ЛПУ на первый квартал, что сейчас наступил провал в их обеспечении. Но этот закон никак ситуацию не поправит», - уверен глава комитета по социальной политике Андрей Зыков.
Как пояснил директор «Магаданфармации» Алексей Савченко, его принятие позволит повысить качество закупки лекарств и изделий медицинского назначения, эффективность расходования бюджетных средств путем увеличение объема закупок и уровень контроля, так как у предприятия есть контрольно-аналитическая лаборатория, кроме того, позволит проследить судьбу лекарств до вывода из оборота. Отдельно взятые ЛПУ не могут этим заниматься.
«Мы сможем укрупнить лоты при проведении закупок, и за счет этого увеличим конкуренцию: чем больше сумма, тем больше желающих участвовать в аукционах. Доставка в один адрес удешевит транспортные расходы. А главное – упростятся процедуры госконтроля за закупками. Закупки будут проводиться без наценки, а услуги хранения, переработки и доставки медикаментов будут учреждениям стоить 1% от стоимости лекарств по договору оказания услуг», - пояснил он.
У предприятия есть лицензия на оборот наркотических веществ и право вести фармакологическую деятельность: сейчас в регионе только на базе аптеки №77 можно изготавливать лекарства. Есть у предприятия «Магаданфармация» и собственный транспорт.
Виктор Зеленин добавил, что для поставщиков будут созданы привлекательные условия.
«Если лоты маленькие, то транспортные расходы вышестоимости препаратов, которые приходят в регион. Мы же планируем работать с большими объёмами, формировать страховой запас на своих складах и выдавать учреждениям по потребности. Это позволит перераспределять лекарства в случае необходимости и пополнять запасы следующей закупкой», - сказал он.
«Принятие закона не ограничивает конкуренцию, - считает Виктор Зеленин, - за счет укрупнения лотов появится больше желающих. Такая схема применяется в Чувашии, Архангельске, Кабардино-Балкарии, Нижнем Новгороде. Кроме того, участвовать в торгах колымские ЛПУ могут так же, как и раньше».
За три-четыре месяца каждое ЛПУ будет подавать заявку, и укрупнение лотов будет происходить за счет компоновки единой заявки на все. Такая система была еще в Советском Союзе. Соловьев обещал, что через год будет сформирована база потребностей по всем ЛПУ.
Представители прокуратуры и антимонопольные органы сомневаются, что речь идет об исключительном случае, когда нужен единственный поставщик, и что больницы, которые ведут закупки в рамках 44-ФЗ, как правило, у крупных поставщиков из ЦРС, должны покупать у предприятия, которое работает по ФЗ-223.
Депутаты отметили, что вряд ли предприятие уже может начать обеспечивать лекарствами всю область. А в больницах округов уже сейчас не хватает препаратов.
«Финансирование закупок утверждено на первый квартал. Закон может заработать с 1 мая. Закупочные процедуры займут полтора месяца, плюс доставка. Хватит ли в регионе лекарств, выделенных на три месяца, до конца июня, если сейчас уже есть дефицит?», - спросил депутат Сергей Замараев.
Вице-спикер областной Думы добавил, что есть информация, что запас медикаментов на исходе. В крупных больницах они еще есть на май, а в маленьких давно все закончилось, из-за урезанных лимитов, а с 1 мая, получается, они не смогут сами ничего докупить. Надо было вносить проект закона в декабре, чтобы создать подушку безопасности на переходный период.
«Изменение характера работы потребует увеличения штата, - отметил Сергей Иваницкий, - Кроме того, нельзя одним лотом предусмотреть все нюансы, и, если какой-то препарат не попал в общую заявку, больнице придется проводить дополнительные торги. И вообще, обычно укрупнением избавляются от конкурентов».
Алексей Соловьев возразил, что по решению врачебной комиссии учреждение может купить препарат без конкурса.
Депутаты отметили, что у проекта закона нет четкого экономического обоснования, не прописан порядок перехода на новую систему, непонятно, как в этот период будут работать лечебные учреждения. И вообще неясно, будет ли это эффективно, и позволит ли экономия дополнительно приобретать лекарства для нужд области.
«Где цифры и каков экономический эффект? Главное – это бесперебойное обеспечение пациентов и льготников. Есть сомнения в необходимости определения единственного поставщика. Как будут рассчитываться лечебные учреждения за медикаменты? Система ОМС не позволяет авансировать предприятия, так как деньги поступают за пациентов после оказания медицинской услуги через страховую компанию», - спросил Андрей Зыков.
Виктор Зеленин пояснил, что ЛПУ могут платить «Магаданфармации» с отсрочкой, так как все учреждения бюджетные и могут строить отношения на основе товарного кредита, ведь сейчас лимиты кончились и ничего закупить они не могут. А единственный поставщик в начале сможет привлекать кредиты. У прокуратуры возникли опасения в связи с такой перспективой.
«Никто не мешает лечебным учреждениям в переходный период закупать препараты при наличии возможности», - отметил Виктор Зеленин.
«Вы же понимаете, что доведенные до ЛПУ лимиты не позволяют сделать закупки, и, по сути, они могут с июня закрываться, потому что уже выполнили заниженные в этом году госзадания. У нас нет понимания, что мы хотим сделать: сэкономить на здравоохранении или улучшить качество жизни людей», - сказал вице-спикер областной Думы.
В итоге депутаты решили вынести вопрос на рассмотрение региональной Думы в первом чтении, но настаивать, чтобы ко второму чтению авторы законопроекта представили также проект постановления Магаданской области о порядке организации закупки медицинских препаратов и специального питания на территории региона, чтобы сделать процесс перехода на новую систему безболезненным.
Следующее заседание областной Думы состоится в июне, так что времени на доработку документов достаточно.