МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. На реконструкцию федеральной трассы «Колыма» в Магаданской области из федерального бюджета выделят почти 85 млрд руб. Поручение об этом подписал президент РФ Владимир Путин. В конце марта вице-премьер Максим Акимов побывает в регионе и встретится с губернатором Сергеем Носовым, после чего будет представлена итоговая дорожная карта модернизации автотрассы. Реконструкция жизненно важной для всего Крайнего Севера трассы стала настоящей политической победой губернатора Сергея Носова, считают эксперты, опрошенные «Клубом Регионов». Носов смог добиться того, что в течение многих лет не удавалось его предшественникам.
Президент РФ Владимир Путин подписал поручение о выделении 84,9 млрд руб. на реконструкцию федеральной трассы «Колыма». До 31 марта Минтранс представит свои предложения по данному вопросу. На последнюю декаду марта запланирован визит в Магаданскую область вице-премьера правительства РФ Максима Акимова, который курирует вопросы дорожного хозяйства. Акимов лично оценит состояние трассы и представит дорожную карту по ее модернизации.
Федеральная трасса «Колыма», которая связывает Магадан и Якутск, до сих пор не имеет твердого покрытия, при этом около 150 км этой трассы не соответствуют требованиям безопасности даже для грунтовых дорог. Особенно опасно передвигаться по трассе зимой: практически на всем протяжении дороги есть сужения, крутые повороты, осыпи и перевалы. В начале августа 2018г. во время рабочей поездки по отдаленным районам региона глава Магаданской области Сергей Носов сфотографировался посреди ухабов на федеральной трассе и тогда же заявил, что власти больше не намерены латать дорожные ямы – трасса нуждается в полной реконструкции. «Будем делать дорогу сразу большими кусками! Дыры затыкать – неэффективно», – заявил Носов.
Решение федерального центра выделить средства на ремонт «Колымы» стало политической победой магаданского губернатора, считают эксперты, опрошенные «Клубом Регионов». Глава региона за короткий срок сумел добиться того, что не удавалось его предшественникам: регион получит современную трассу, которая является жизненно важной для всего Крайнего Севера.
«Состояние дорожного хозяйства в регионах зависит от губернаторов, их личной инициативности, а также от работы всей команды региональных властей, – говорит доцент кафедры территориального развития РАНХиГС Александр Савченко. – То, что Магаданская область получила такие большие деньги на строительство федеральной трассы, – это хорошее достижение. И губернатор, безусловно, сыграл в этом значительную роль. Я часто переезжаю из области в область и вижу, насколько разные дороги у нас в стране. И по ним, конечно, можно оценить работу губернатора».
Экономическую, социальную и экологическую ценность предстоящей модернизации автотрассы отмечают и другие эксперты.
«У нас нет другой трассы. Сегодня во многом колымская трасса – это единственная связь с поселками. И эта трасса также связь с федеральным центром, обеспечивающая нормальную доступность товаров. Перевозка по морю или по воздуху – это дорого. Если бы у нас существовало хорошее автодорожное хозяйство, перевозить грузы было бы быстрее и дешевле», – поясняет депутат магаданской облдумы Эдуард Козлов.
По мнению депутата, реконструкция трассы повлияет на количество товаров и продуктов питания, доставляемых в регион, что, в свою очередь, положительно скажется и на их конечной стоимости для жителей области, и на экономике региона. Второй момент, который отмечает Козлов, – доступность медицинской помощи. Машинам скорой помощи приходится доставлять больных из отдаленных поселков в районные больницы и областной центр по той же единственной дороге. «Дорога до областного центра, где жители могут получить квалифицированную медицинскую помощь узких специалистов, иногда занимает 12 часов», – сетует депутат.
Несоответствие дороги требованиям безопасности создает проблемы и для промышленных предприятий региона. Грунтовые дороги просто не держат груженый транспорт. А между тем горнорудная промышленность – это основа экономики региона. «Вдоль этой трассы располагаются несколько месторождений полезных руд: золота, железа, серебра, – говорит доктор экономических наук, профессор-исследователь Северо-Восточного федерального университета Туяра Гаврильева. – И, естественно, ремонт этой дороги поможет в дальнейшем освоении тех месторождений, которые раньше не были освоены. И, конечно, это свяжет Магаданскую область и внутри, и с соседними регионами, а также обеспечит экспорт».
По мнению Гаврильевой, новая трасса положительно скажется не только на развитии крупной промышленности, но и поможет малому бизнесу, который дает рабочие места и создает социальную инфраструктуру. «Дорога даст новый толчок к развитию тех поселений, которые находятся в непосредственной от нее близости. Произойдет диверсификация экономической модели: когда происходит связь отдельных районов, каждый из них получает свои определенные выгоды», – отмечает эксперт. Еще один плюс, который она видит, – это импульс к развитию туризма: «Эта дорога увеличит турпоток и в Магаданскую область, и в другие дальневосточные регионы. Люди часто ездят с экскурсиями на полюс холода или в гулаговские лагеря. И, если будет хорошая дорога, тогда можно развивать вдоль нее сеть кафе, мотелей, магазинов, АЗС и многое другое. И все это будет экономически стимулировать находящиеся рядом поселения».
После того как стало известно о выделении федеральных средств, главная задача региональных властей, по словам магаданского губернатора, – определить совместно с Росавтодором «количество мостов, понимать, где будет проходить трасса, по каким поселкам, надо ли делать объезды или дорога будет идти по населенным пунктам». Об этом Носов сообщил на заседании регионального правительства.
Добавим, что общая протяженность ФАД «Колыма» составляет более 2 тыс. км. На Магаданскую область приходится 834 км, из которых 335 км требуют срочной реконструкции.
Источник: Федеральная экспертная сеть «Клуб Регионов»