Нервы, время и здоровье
Попробуйте утречком часов с восьми сесть в 26-ю маршрутку на остановке «31?й квартал»! Со «Звезды» они едут битком набитые, некоторые и не останавливаются даже, вот и приходится иногда простаивать по 30–40 минут. Еще хуже направление до Солнечного: если сломался автобус, то вы гарантированно теряете больше часа, не говоря уже о том, что в любое время дня эти автобусы идут перегруженные. Есть еще такая манера у некоторых водителей: пока не набьют людей как сельдей – не поедут, расписание напрочь игнорируется. А после 20.00 обычно никакой транспорт уже не ходит вообще…
Все эти минуты бестолкового ожидания не прибавляют людям уверенности в будущем: ведь ты никогда не знаешь, повезет ли тебе оказаться в нужное время в нужном месте? Вот что пишет в соцсетях молодая женщина Дарья Д., недавно вернувшаяся в Магадан после учебы на «материке»: «В Краснодаре мне личный автомобиль был абсолютно не нужен. А здесь наша квартира находится на Пионерном, а это значит, что в час пик в автобус не сядешь. Такси тоже не всегда вызовешь. Если соотнести нервы, время и здоровье (на холоде стоять), то машина оказывается дешевле».
К сожалению, транспортная проблема давно стала проблемой личного достатка: кому средства позволяют, решает ее самостоятельно, приобретая собственное авто. А что делать остальным, не столь обеспеченным?..
Семь верст не крюк
Своей нерегулярностью перевозчики сами отбивают у магаданцев охоту пользоваться общественным транспортом. В результате нормальной работы они могли бы получать все эти деньги, которые мы вынуждены тратить на такси или на личное авто.
Вот какая забавная история произошла с моей коллегой прошлой зимой, когда она пыталась доехать из Моргородка в центр. Безуспешно прождав на остановке «шестерку», женщина села на «полтинник» – подумаешь, через Пригородный, зато наверняка! Где-то в середине пути маршрутка не захотела больше выпускать пассажиров – дверь заклинило намертво. Мимо всех остановок понеслись на ремонт, и вместо желанного заседания в мэрии моя коллега «заседала» в гараже, пока их не открыли и не пересадили в другую «Газель». Злая и жутко замерзшая, журналистка вернулась по тому же кругу домой. Вот вам и «съездила на задание»!
Пенсионеры, которым тяжело выстаивать на морозе, нередко именно так и поступают: садятся на первую попавшуюся маршрутку и добираются на перекладных???– рано или поздно все равно куда-нибудь да попадешь. Но для большинства работающих людей подобная трата времени – непозволительная роскошь.
Однако есть и хорошая новость: по крайней мере, за регулярность «шестерки» теперь можно не волноваться. Этот очень важный для жителей Моргородка и Автотэка маршрут с начала этого года взяло на себя предприятие ООО «Трейд» – хозяева «полтинника». С одной стороны, оно известно своим четким выполнением расписания, а с другой, к сожалению, – жалобами на техническое состояние «Газелей». Сейчас по маршруту будут ходить 3–4 машины, и руководство компании работает над тем, чтобы продлить схему движения до смотровой площадки. Осталась лишь самая малость – чтобы двери вовремя открывались!..
Холодильник на колесах
Общественный транспорт???– это визитная карточка города, это то, с чем в первую очередь сталкиваются наши гости. Первым впечатлением финского журналиста, недавно посетившего Магадан, стало недоумение: «почему в ваших маршрутках так холодно?..»
На переадресованный представителям власти и перевозчикам вопрос они чуть ли не в один голос отвечают: так двери же большие, через них все тепло уходит во время посадки, а между короткими перегонами машины просто не успевают прогреваться. Тогда возникает другой вопрос: а кто-нибудь думал о долгой колымской зиме перед покупкой соответствующих моделей, перед тем как лет 8 назад был обновлен городской автопарк?..
В Магадане я как-то видела одну идеально подходящую для севера «Газель» – с маленькой дверцей, которая открывается механически. Тепло, комфортно, и ломаться нечему. Но это было давно, а сейчас попадаются даже маршрутки с демонтированными печками обогрева в задней части салона. При этом в некоторых «Газелях» не только плохо топят, но практикуют еще и «стояние с открытой дверью». Интересно, что в теплую погоду все с точностью до наоборот: в маршрутках нечем дышать, потому что «особо умные» водители врубают салонную печь, охлаждая двигатель.
Еще более остро в прошлые годы стояла проблема с пригородными направлениями. «Собачий холод», царивший в автобусах № 5, несколько лет отравлял жизнь населению поселков Снежный и Снежная долина. Пока доедешь – можно в сосульку превратиться. То же самое касалось маршрута № 111 «Магадан – аэропорт». Теперь, как сообщила руководитель комитета по работе с хозяйствующими субъектами Наталья Рыськова, по многочисленным жалобам ситуацию исправили: в «пятерке» температура в салоне достигает +23, а в автобусе № 111 – +10 при открытых дверях.
Однако как согреть городские маршрутки, пока решения нет. Выход только один – записывать номера и активно жаловаться в диспетчерскую службу компании-перевозчика, а если не поможет???– в Роспотребнадзор на нарушение прав потребителей.
Вычесть или прибавить?
С 2008 года транспортная схема в Магадане не меняется: у нас 18 городских и 2 пригородных маршрута. И вот что интересно: некоторые линии устроены так, что из точки «А» в точку «Б» попасть легко, а вот обратно – или через весь город добираться, или на «пешкарусе». Вот, например, из Торгового в Моргородок не доедешь ни на чем! А туда???– пожалуйста! Был когда-то маршрут № 33, который прекрасно заполнял этот пробел, но неожиданно канул в лету. Как и легендарная, любимая студентами «четверка», на которой мы все ездили еще лет 10 назад в Пушкинскую библиотеку. Но библиотеки теперь у всех в кармане, так что мечты об автобусе № 4 уже, наверное, можно похоронить. В комитете по работе с хозяйствующими субъектами рассказали, что пытались восстановить это направление, но ни один перевозчик не откликнулся.
Более того, очередной конкурс на обслуживание перевозок показал незаинтересованность предпринимателей, и даже возникло предложение о пересмотре транспортной схемы. И это неудивительно: по словам директора ООО «Трейд» Аллы Колычевой, часть маршрутов с низким пассажиропотоком совершенно не окупается. Но, как заметил на заседании городской общественной палаты мэр Магадана Юрий Гришан, пока в отдаленных районах живут люди, мы не можем их вычеркнуть из схемы. Например, «Газель» № 12 доставляет жителей Горняка в центр и обратно, а по направлению № 51 обеспечивается движение в районе Кожзавода. Глава города пообещал, что все маршруты, какие есть на сегодняшний момент, останутся в неприкосновенности.
Осторожно, за вами следят!
Невероятно обнадеживает новая навигационная система Глонасс, которая на днях стала доступна не только для диспетческих служб, но и для простых пользователей интернета. Заходим на сайт bus.49gov.ru и любуемся перемещениями маршрутных автобусов в Магадане – пока еще, правда, не в реальном времени, но можно оценить сам интерфейс. На карте как на ладони видно, сколько газелей находится на линии и в какую сторону они движутся. Сейчас для просмотра доступны пока центральные районы города и большая часть маршрутов: № 6, 50, 51, 57, 1, 26, 20. Пока работа сайта идет в тестовом режиме, пользоваться им не следует. Но как только техническая сторона будет полностью отлажена, магаданцы смогут даже стоя на остановке найти любой заблудившийся автобус. Теперь-то мы узнаем, где водители покупают булочки и куда после 20.00 таинственным образом исчезают все маршрутки! На ресурсе даже есть ссылки для обратной связи: «отправка жалобы» и «отправить сообщение о создании нового маршрута». Думаю, не следует упускать и этих возможностей: чем активнее мы воспользуемся своим контролем, тем больше общественный транспорт будет отвечать нашим ожиданиям.