Сокращение сроков нахождения товаров в морских портах возможно за счёт оптимизации совершения таможенных операций
Перевалка всего объема ввозимых и вывозимых грузов, перемещаемых морским транспортом в регионы Магаданской области и Чукотского автономного округа, осуществляется через 3 морских порта, в которых функционируют пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации: Морской порт Магадан, Морской порт Анадырь, Морской порт Провидение, а также Морской порт Певек, который не является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации. Об этом сообщил РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Магаданской таможни Елена Хотова
Состояние инфраструктуры этих морских портов не соответствует современным требованиям, за исключением причальных сооружений. В большинстве своем административные здания, складские сооружения и площадки, погрузо-разгрузочная техника эксплуатируется со времен СССР и выработали свой ресурс. Такое состояние инфраструктуры морских портов негативно влияет на функционирование находящихся в них пунктов пропуска, при этом модернизация, как морских портов, так и пунктов пропуска требует значительных финансовых вложений и длительного времени на ее проведение.
Таким образом, в целях сокращения сроков нахождения ввозимых товаров в морских портах необходимо обеспечение модернизации указанных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в части его соответствующего оборудования и обустройства для проведения всех видов государственного контроля в целом, и таможенного контроля в частности.
В целях сокращения сроков нахождения ввозимых товаров в морских портах Магаданская таможня активно внедряет современные информационные технологии на всех этапах технологического процесса перевалки грузов, который начинается еще до прибытия в порт и заканчивается убытием груза из порта. За три квартала 2013 года предварительная информация была представлена Магаданской таможне в 49% от общего числа оформленных на приход судов. Документальный контроль при прибытии морских судов, проведенный без участия должностных лиц таможенного органа в работе комиссии на борту судов составил 50%, на убытие – 36%.
Таможенное законодательство таможенного союза и информационные технологии, используемые таможенными органами для его реализации, в настоящее время позволяют в полной мере осуществлять информационное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Вместе с тем электронное взаимодействие в рамках технологического процесса перевалки груза должно охватывать не только лиц, декларирующих прибывшие товары и таможенные органы, но и транспортные компании - перевозчиков указанных грузов, агентирующие компании, государственные органы, осуществляющие установленные виды государственного контроля.
С целью сокращения временных, а, следовательно, и финансовых затрат Магаданская таможня рекомендует участникам внешнеэкономической деятельности более активно использовать информационные технологии, а именно, предоставление таможенным органам предварительной информации и предварительное таможенное декларирование товаров.
Сокращению сроков нахождения ввозимых товаров в морских портах способствует и внедрение электронного обмена между таможенными органами и складами временного хранения (иными местами временного хранения товаров). Информационное взаимодействие организовано и активно применяется и в регионе деятельности Магаданской таможни. Благодаря данной технологии СВХ незамедлительно получает сведения из информационной системы таможенных органов о выпуске товаров и может оперативно взаимодействовать с оператором морского порта и транспортными компаниями в части выдачи товаров со слада временного хранения для его дальнейшей перевозки.
Для справки: Предварительная информация представляется заинтересованными лицами в таможенные органы с помощью Портала электронного представления сведений морским транспортом, размещенного на официальном сайте ФТС России в сети Интернет. Предварительное информирование позволяет таможенным органам принимать решения о документальном контроле судна, без выхода на борт в составе комиссии, осуществлять контроль установленных запретов и осуществлять контроль установленных запретов и ограничений на ввоз тех или иных товаров, принимать решение о разрешении выгрузки судна до начала таможенных операций прибытия, а также осуществлять предварительный выбор объектов контроля для проведения радиационного контроля и таможенного досмотра (осмотра) на основе применения системы управления рисками.