МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Прокуратура г. Магадана подвела итоги работы по противодействию преступлениям, связанным с хищением денежных средств граждан с их банковских счетов.
Указанный вид преступлений возник сравнительно недавно, однако обрел массовый характер.
В течение 2018 года в правоохранительных органах областного центра зарегистрировано более 420 заявлений жителей г. Магадана о фактах дистанционного мошенничества. Значительно увеличилось количество фактов обмана во время покупок в интернет-магазинах или при купле-продаже товаров на интернет-площадках объявлений типа «Авито» или «Юла». При этом, в результате проводимой профилактической работы удалось свести к минимуму случаи обманов посредством сообщения ложной информации о проблемах, якобы возникших у близких родственников. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в прокуратуре Магаданской области.
В 2018 году по инициативе прокуратуры города состоялось заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов областного центра, посвященное вопросам противодействия преступлениям указанной категории, по итогам которого к исполнению запланирован ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям, связанным с хищением денежных средств с банковских счетов.
Прокуратурой города обеспечено изучение законности всех процессуальных решений, принимаемых правоохранительными органами по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с хищением денежных средств с банковских счетов.
Всего в истекшем году по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях данной категории возбуждено свыше 250 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 158, 159 УК РФ.
Анализ материалов уголовных дел и процессуальных проверок показал, что условно способы хищения денежных средств с банковских счетов можно разделить следующим образом:
- «купля-продажа товаров посредством сети Интернет». Данный способ хищения денежных средств заключается в создании злоумышленниками интернет-магазинов, не продающих ничего в действительности, но привлекающих потенциальных покупателей ценами на товары, значительно отличающимися от рыночных, заманчивыми акциями и скидками. При общении с «сотрудниками» интернет-магазинов покупателю сообщается об оформлении заказа, о необходимости внесения предоплаты, о соответствующих банковских реквизитах. После проведения оплаты заказанный товар покупателю не поставляется, номера телефонов, указанные в качестве контактных, оказываются заблокированными. Сюда же относятся факты обмана людей, продающих что-либо на популярных интернет-площадках объявлений.
- «телефонное мошенничество». Случаи, когда в ходе телефонного разговора неустановленное лицо представляется родственником и, введя потерпевшего в заблуждение, сообщает о наличии проблем, требующих срочного решения путем перечисления денежных средств на указанный им банковский счет.
- хищение денег посредством вредоносного программного обеспечения. К таковым относятся случаи, когда на мобильный телефон или иное устройство потерпевшего различными путями устанавливается «вирусная» программа, в том числе позволяющая отслеживать и перехватывать смс-сообщения, предназначенные для потерпевшего, а также отправлять таковые якобы от его имени. В подобных случаях преступник обладает возможностью осуществлять удаленные банковские операции по переводу денежных средств даже в отсутствие идентификационных данных банковской карты и паролей доступа к системам онлайн-банкинга.
Основным способом защиты от посягательств является бдительность их собственников, в связи с чем стоит соблюдать элементарные правила финансовой безопасности:
- помнить о том, что для осуществления перевода на счет банковской карты необходим лишь номер, указанный на ее лицевой стороне. Иные данные, в том числе пароли, содержащиеся в смс-сообщениях, поступающих от банка, никому сообщать не следует.
- до совершения покупки на интернет-сайте изучать отзывы о его работе, в том числе на специализированных интернет-ресурсах.
- не поддаваться панике при звонках и сообщениях якобы от родных лиц с просьбами о срочных переводах денежных средств. В каждом случае необходимо вначале связаться с родственником, именем которого представляется звонящий, либо выяснить у звонящего какой-либо факт, хорошо известный действительному родственнику, но неизвестный преступнику (например день рождения звонящего, кличка домашнего питомца и т.д.).
- пользоваться антивирусным программным обеспечением, скачивать лишь официальные приложения и лишь из официальных источников (типа AppStore или PlayMarket).
В случае же хищения денежных средств необходимо незамедлительно обращаться с заявлением о преступлении в любой правоохранительный орган или в органы прокуратуры, должностные лица которых обязаны принять заявление, зарегистрировать его в учетных документах, провести в соответствии с законом необходимые проверочные мероприятия, после чего принять одно из предусмотренных законом процессуальных решений.