- Сергей Васильевич, вы стали почетным гостем на недавно прошедшей в СВГУ второй научно-практической конференции «На перекрестке Севера и Востока». Она была посвящена проблемам и перспективам развития Магаданской области. Насколько сегодня актуальна эта тема и какие шаги предпринимает областная Дума в этом направлении?
- Вы правы, в настоящий момент понятие «Северо-Восток России» несет в себе не только лишь географический смысл. Благодаря взятому федеральными властями курсу, Дальневосточный федеральный округ обретает статус региона опережающего развития. И нашей общей задачей становится содействие государственной политике ускоренного экономического роста.
Сегодня Магаданская область имеет значительный опыт совершенствования региональной законодательной базы, направленного на дальнейшее становление и всестороннее укрепление позиций территории. Стратегической целью является повышение благосостояния населения, преодоление демографического спада в результате проведения активной социально-экономической и демографической политики; улучшение комфорта среды проживания, включая такие ее элементы, как общественный транспорт, коммунальное хозяйство, качество дорог, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг.
Сейчас в условиях дефицита финансовых средств особенно важным является совершенствование механизмов принятия и реализации управленческих, экономических и политических решений на основе сбалансированного учета интересов власти, бизнеса и, главное, населения.
И в этой связи представляется весьма значимым стимулирование условий для становления институтов гражданского общества, рост роли контроля обществом деятельности органов госвласти. Этим проблемам Магаданская областная Дума уделяет в последние годы особое внимание.
Так, в 2013 году региональным заксобранием принят закон «Об Общественной палате Магаданской области», в 2015-ом - «Об Общественном контроле в Магаданской области», а в июне 2016 года - «О парламентском контроле в Магаданской области». Сегодня во всех городских округах созданы Общественные палаты, действуют Общественные советы при органах управления.
В 2015 году законодательно учреждены и успешно функционируют институты Уполномоченного по правам человека в Магаданской области, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей.
Таким образом, у нас создана достаточная правовая основа взаимного диалога и влияния населения на качество принимаемых органами региональной власти и местного самоуправления решений и предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
- А можем ли мы законодательно решить все насущные для территории вопросы только лишь собственными силами?
- К сожалению, это не так. В современный период урегулирование многих вопросов, отражающихся на условиях жизнедеятельности граждан, выходит за пределы региональных полномочий. Потому большое значение приобретает взаимодействие органов государственной власти Магаданской области с федеральными госорганами.
Магаданская областная Дума как законодательный и представительный орган не только отслеживает изменения федерального законодательства и оперативно их учитывает в своей деятельности, но и активно участвует в принятии федеральных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения, в том числе выходит с инициативами на высший уровень.
К примеру: проводимый органами государственной власти Магаданской области мониторинг практического обеспечения защиты прав и свобод граждан на территории региона выявил, на наш взгляд, серьезную проблему в сфере нотариата, требующую оперативного решения. В Магаданской области на территориях двух городских округов (Среднеканский и Северо-Эвенский) в течение почти двух лет отсутствуют нотариусы.
При этом, органы местного самоуправления не вправе совершать нотариальные действия в силу определенной коллизии на уровне федерального законодательства. Из-за этого функции государства по обеспечению защиты прав и свобод граждан в сфере нотариата на указанных территориях не исполняются, что недопустимо.
В настоящее время Магаданская областная Дума совместно с правительством Магаданской области работает над законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с целью устранения таких препятствий и обеспечения прав и интересов граждан. Кроме того, региональное заксобрание активно внедряет на территории области наилучшие наработки и практики иных субъектов страны, делится опытом с соседями.
Это касается, в частности, такого важного вопроса, как местное самоуправление. В июне 2015 года правовая основа масштабной территориальной реформы местного самоуправления была практически сформирована. Принятые законы обеспечили переход от двухуровневой модели к одноуровневой. Необходимость таких преобразований продиктована особенностями нашего региона.
В результате на территории Колымы местное самоуправление осуществляется в 9 городских округах – в городе Магадане и 8 вновь образованных. Сформированы и работают органы местного самоуправления. Можно сказать, что Магаданская область вступила в завершающий этап масштабной реформы – проверку временем правильности выбранного нами курса.
- В своем недавнем Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин уделил особое внимание инвестициям, развитию экономики, адресному содействию тем ее отраслям, которые требуют федеральной помощи, а также выстраиванию налоговой системы, которая максимально поддерживала и стимулировала бы предпринимателей к дальнейшему развитию бизнеса. Как вы охарактеризуете работу регионального заксобрания в этом направлении?
- Обозначенные президентом приоритеты крайне важны для поступательного развития страны и регионов, о них он упоминал и ранее в предыдущих Посланиях. В течение последних лет Магаданская областная Дума приняла ряд законодательных актов, направленных на поддержку предпринимателей, а также на повышение деловой и инвестиционной привлекательности региона.
Так, с 2014 года действует закон, устанавливающий льготную ставку налога на прибыль для организаций, реализующих региональные инвестпроекты на территории области, в размере 0 процентов в течение первых пяти налоговых периодов и 10 процентов в последующие пять периодов. Другим законом «Об инвестиционной политике в Магаданской области», который также вступил в силу в начале 2014 года, определены виды финансовой и организационной поддержки инвестиционной деятельности на территории Колымы. К ним отнесено предоставление различных льгот, понижающих коэффициентов и иных мер поддержки при расчете и уплате арендной платы за земельные участки, установление размера арендной платы, предоставление государственных гарантий Магаданской области, финансовой поддержки в рамках областных государственных программ и другие.
В целях привлечения дополнительных инвестиций на территорию и обеспечения благоприятных условий для развития бизнеса депутатами областной Думы за 2015 год принято шесть законов области, регулирующих вопросы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Усилена поддержка предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и действующих в социально значимых сферах. Им устанавливаются «налоговые каникулы» сроком на два года. Также вступившие в силу законы регулируют пониженную и нулевую налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Еще одним действенным инструментом стимулирования развития мелкого и среднего предпринимательства стало принятие в 2016 году областного закона, предусматривающего перераспределение норматива отчислений налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения. В 2017 году областной бюджет «поделится» 50 % поступлений в доходную часть с бюджетами городских округов, чего ранее не было.
Правоприменение этих законов направлено на развитие предпринимательства в различных сферах услуг и создание на территории области новых рабочих мест. Непременным механизмом этого является сохранение неизменными в предстоящие годы налоговых условий для бизнеса. На этот факт особое внимание обратил Президент Российской Федерации Владимир Путин в своих двух последних Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года и 1 декабря 2016 года.
Хочу подчеркнуть, что законодательная власть Колымы всегда открыта для диалога с людьми, с местными предпринимателями. Депутаты могут не только рассмотреть возможные изменения и дополнения в местные нормативно-правовые акты, но и направить свои предложения как законотворческую инициативу по совершенствованию федерального законодательства. Для этого нужна лишь взаимная инициатива представителей бизнеса.
Задача регионального парламента будет и в дальнейшем состоять в том, чтобы при рассмотрении законов об улучшении инвестиционного климата и региональных налогах соблюдался некий баланс между необходимостью пополнения бюджетных средств и разумным изменением существующей системы налогообложения. Цель этой работы – создание на территории Магаданской области реальных стимулов к развитию бизнеса, повышение инвестиционной конкурентоспособности территории. Этим целям служит и бюджет Магаданской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
- В своих выступлениях вы не раз упоминали, что бюджеты области прошлых лет формировались как социальные. Можем ли мы ожидать этого и от нынешнего главного финансового документа региона, который составляется на три года вперед?
- Да, действительно, на протяжении многих лет депутаты Магаданской областной Думы формируют бюджет региона по программно-целевому принципу. При этом он имеет социальную направленность на всестороннюю поддержку населения. В региональной казне предусмотрено финансирование более тридцати государственных и ведомственных целевых программ. Это финансирование здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, обеспечение колымчан доступным и комфортным жильем, реформирование системы ЖКХ, другие направления, а также выполнение Майских указов Президента РФ по заработной плате работникам социально-бюджетной сферы.
В последние годы колымскими парламентариями был принят ряд социально направленных законодательных актов, призванных помочь многодетным семьям; пожилым людям; малообеспеченным; детям-сиротам; молодым специалистам, начинающим свою профессиональную деятельность в нашем регионе и связывающим с ним свое будущее; сделать жизнь комфортнее и безопаснее.
В 2015 году на территории Магаданской области был дан старт программе капитального ремонта многоквартирных домов. Колыма стала одним из первых субъектов Российской Федерации, где законодательно были установлены льготы по оплате взносов для отдельных категорий граждан. В качестве дополнительных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов льготы получили одиноко проживающие старожилы Магаданской области в возрасте 65 лет и старше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, многодетные семьи, неработающие инвалиды, и семьи, имеющие детей-инвалидов. Установлены также аналогичные компенсационные выплаты для одиноко проживающих граждан в возрасте 70 лет и старше.
В 2016 году колымское заксобрание выступило с законодательной инициативой в Государственной Думе Российской Федерации с целью отменить взносы на капремонт для жителей расселяемых поселков. Сейчас законопроект проходит необходимые процедуры и в ближайшем времени будет рассмотрен в первом чтении на заседании нижней палаты парламента.
Кроме того, увеличен прожиточный минимум для пенсионеров, учрежден почетный знак Магаданской области «За верность родительскому долгу», расширен круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, студенты в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот приобрели право проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно за счет бюджетных средств, установлены меры социальной поддержки для народных дружинников и членов их семей и приняты другие законы, направленные на социальную поддержку жителей Колымы. Дальнейшая законотворческая работа в направлении социальной политики будет базироваться на принципе адресности и нуждаемости получателей социальной помощи в соответствии с посланием президента Российской Федерации.
В завершение отмечу, что Магаданская областная Дума в качестве своих важных задач на будущее видит дальнейшее совершенствование регионального законодательства и осуществление парламентского контроля в указанных выше отраслях права и взаимодействие со всеми участниками законотворческого процесса в регионе. Цель этих задач – своевременное выявление возникающих проблем и их решение путем законодательного регулирования.