Михаил Пальчик: В рамках исследуемой конфигурации списка кандидатов лидером является Сергей Носов



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) провел 19–21 июля 2023 года опрос в Магаданской области (1 200 респондентов), в ходе которого оценивались информированность жителей региона о выборах, отношение к действующему главе региона С. Носову и электоральные рейтинги кандидатов на пост губернатора. Абсолютный лидер - действующий губернатор Сергей Носов. 70 % опрошенных за то, чтобы он остался на своем посту. 77 % от опрошенных допускают возможность голосования за него. У него также очень низкий антирейтинг - всего 20 %.Рейтинги оппозиционных кандидатов - 5 % или менее.

Подробные результаты социсследования доступны по ссылке. Их нам эксклюзивно прокомментировал политтехнолог, член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Михаил Пальчик. По его мнению, подобные результаты связаны, прежде всего, с деятельностью губернатора, который превратил регион из стагнирующего в уверенно развивающийся. Также Михаил Пальчик рассказал нам об особенностях выборной компании этого года, которая проходит в условиях СВО и перенастройки экономики.

Каким должен быть имидж у современного губернатора, чтобы соответствовать ожиданиям федеральной власти и ожиданиям населения



Исследования показывают усиление запроса на силу и лидерские качества, что очевидно в условиях СВО. Губернатор должен их демонстрировать, транслируя федеральную повестку. Но он должен демонстрировать и собственную позицию, это тоже признак силы в глазах как избирателей, так и местных элит. Баланс этих двух направлений – залог управляемости региона.

Со стороны федеральной власти есть запрос на контроль территории, но не железной рукой, а более тонкий. В этом аспекте Сергей Носов доказал свою профпригодность. Он не просто контролирует территорию и управляет ей, он мастерски это делает без конфликта элит. Это контрастирует с эпохой «до Носова», когда конфликты элит не просто имели место, но периодически мешали работе по развитию региона, тормозили процессы принятия важных решений. Нынешнему губернатору удалось, опираясь на богатый опыт и политический вес, решить эту проблему радикально.

Также существует запрос на легитимность. Избиратели должны понимать, что губернатор избран правомерно, по заслугам, что он «свой», радеет за регион, что это не присланный наместник, который действует только в интересах определенных групп федерального центра. Сергей Носов в этом смысле – пример такого руководителя, всего за пять лет прошедший путь от «варяга» до «местного» в глазах электората.
Но при этом сохраняется и тот запрос, который был сформулирован несколько лет назад: на искренность и человечность. То есть, люди хотят, с одной стороны, видеть мощного, сильного, уверенного в себе и своих действия лидера, а с другой стороны они хотят видеть человека, а не чиновника. Здесь имидж Носова как эффективного руководителя, жесткого менеджера, созидателя-аппаратчика вступает в некоторое противоречие с необходимостью демонстрировать «новую искренность» - при том, что губернатор де-факто как раз и является «живым», ярко реагирующим, эмоциональным человеком. Колымчане это чувствуют, но нечасто получают этому подтверждение в медийном поле. В рамках кампании одной из важных задач является большее раскрытие этой стороны образа кандидата. Рамочный слоган кампании – «По-настоящему» призван не только упорядочить идеи развития региона и особенностей местной жизни, но и обозначить искренность, истинность кандидата в губернаторы.

Риски во взаимоотношениях общества и власти в рамках избирательного цикла

Удивительно, но из года в год, на каждой избирательной кампании находятся доморощенные «эксперты», которые уверены, что выборы куплены, а победа предрешена. Это неверно. Выборы – сложный процесс на всех этапах и уровнях, а их итог никогда не предрешен на 100% заранее.

Первое: протест. Кампания – это активизация действий и процессов, и те люди, которые с акторами не согласны, готовы выражать этот протест если не на улицах, то в оппозиционных СМИ и непосредственно на участках. Если в течение кампании масштабы протеста растут, это представляет серьёзный риск для региональной власти. Пример: в 2021 на выборах в Коми кандидат в Государственную Думу, коммунист победил действующую от партии «Единая Россия» кандидата, достаточно мощного. Протест в республике долго копился, с ним не работали.

Действия протестного кандидата оказались ярче, масштабнее, легко подхватывались обществом, в результате чего власть просто физически ничего не смогла противопоставить. Победил кандидат не просто достаточно оппозиционный, а связанный с навальнистским течением.

Социология показывает, что в Магаданской области уровень протестных настроений низкий. По крайней мере по отношению к губернатору. От него не «стараются избавиться», а, наоборот, «боятся потерять». Протестные настроения в Магаданской области, таким образом, направлены не на персоналию Сергея Носова, а на власть вообще, и аккумулируются прежде всего среди тех, кто так или иначе обижен властью, в том числе и в предыдущие годы.

Второе: апатия. Подавляя протест, мы получаем инертность. Если в рамках кампании не работают с протестным электоратом, апатия может выражаться в «голосовании ногами». Например, в Магадане весной 2023 года прошли дополнительные выборы водном из округов городской Думы. Явка составила менее 20 человек. Это говорит об отсутствии интереса: очень тревожный сигнал. Как с этим бороться? Нужно находить нужные слова, предпринимать грамотные действия, выстраивать диалог с обществом, чтобы им было интересно учувствовать не только в управлении собственным двором, но и в управлении городом, регионом. Для Федерации явные проявления апатии или протеста означают утрату доверия, а это большой риск для губернаторов.

Еще одна причина апатии, применительно к магаданской области – отсутствие конкурентов Сергея Носова как на выборах 2023, так и в общем на политическом поле региона. Эта апатия не несет сама по себе негативных коннотаций, поскольку не является следствием подавления протеста, не политизирована по своей сути. Эта «доброкачественная» апатия приведет к некоторому снижению процента явки, что на губернаторских выборах, в общем, не будет недостатком. Однако на выборах президентских, где явка традиционно ставится во главу угла, такая апатичность может представлять проблему, с которой придется работать.

Существуют ли иные причины возможной утраты доверия со стороны федеральных властей? Несомненно. Излишняя самостоятельность, противоречие нарративам, которые существуют на уровне Федерации. Экономические причины, неспособность обеспечивать развитие региона. Коррупция. Некоторые губернаторы начинают заигрываться, пытаются гнуть свою линию, а это в условиях СВО неприемлемо. Скажем, если бы какие-то губернаторы в истории с ЧВК «Вагнер» попытались активно поддержать «марш справедливости», это могло привести к утрате доверия. В этом аспекте позиции Сергей Носова исключительно сильны. Он не замечен в «своей игре». С ним никогда не связывались коррупционные скандалы. Экономика с приходом губернатора резко пошла вверх, началось масштабное строительство (это вообще главный «козырь» Носова). Наконец, его реакция на демарш Пригожина была четкой, оперативной, однозначной, Президенту была высказана безусловная поддержка.

Технологии электоральной кампании в текущем избирательном цикле

Безусловно,кампания в интернете занимает большое место, с упором на телеграм-каналы. Уход Instagram/Facebook сосредоточил людей на ТГ, прибавился вес «Одноклассников», ВК. Кто умеет работать с этими каналами информации, тот имеет преимущество. Технология работы в интернете начинает забирать все больше удельного веса медиакампании.

Традиционные технологии избирательной компании, впрочем, тоже важны: и печатные СМИ, и ТВ, и радио. Что касается полевых механизмов, они трансформируются. «От двери к двери», распространение листовок все меньше влияют на умы избирателей. Но, вместе с тем, приобретают большее значение оргмассовые мероприятия. Хоть это и не совсем в русской традиции – нам далеко до Венесуэлы, например, где выборы — это большой карнавал. Но тенденция присутствует. Даже вовремя войны люди хотят праздника, с удовольствием участвуют в форумах волонтеров, акциях сторонников и т. д.

Но, повторимся, основная ставка - на интернет, потому что именно оттуда люди черпают основной массив информации. И здесь есть важный нюанс. Мы живем в эпоху «постправды».Люди не могут однозначно доверять даже федеральным каналам, а уж тем более интернет-источникам.

Поэтому пользователи хотят и подтверждения, перепроверки сведений от реальных людей, лидеров общественного мнения. Таковое мнение может быть озвучено другом, соседом, начальником – а также губернатором, который прокомментировал то или иное событие. Появляется доверие к ВДЛ как к аналитику, ньюсмейкеру. Таким образом, губернатор как комментатор, медийный арбитр также встраивается в ход избирательной кампании и ее смыслы.

Как проходит избирательная кампания в Магаданской области. Что показывают текущие рейтинги. Динамика.

В рамках исследуемой конфигурации списка кандидатов лидером является Сергей Носов. Его рейтинг – 71%. Второе место по показателям выбираемости и электорального максимума занимает представитель КПРФ Сергей Гончаренко. А в рейтингах известности и доверия следующую строчку за действующим губернатором занимает кандидат от ЛДПР Роман Исаев. Олег Прикоки (СРЗП) расположился на 4-ой строчке. У действующего губернатора очень правильная позиция в избирательной кампании… не вести избирательную кампанию, по крайней мере традиционными способами. Носов занимается делом, успешно работает как губернатор, все проекты реализуются, стройки идут - и это близко, понятно людям. Остальные кандидаты – Гончаренко, Исаев и Прикоки также не проявляют электоральной активности. В кампании неизбежно используются и какие-то традиционные технологии, но на сегодняшний день отстранённость от избирательного процесса дает Носову существенные очки. Когда в Магаданской области проводились фокус-группы (зима-весна 2023 года), участники не до конца понимали смысл избирательных процедур, потому что «идет война». Если у избирателей на одной чаше весов выборная компания, а на другой - постройка дороги, то они выберут постройку дороги. И губернатор, который занимается, не избирательной кампанией, а постройкой дороги, находится в сильной позиции.

В Магаданской области за пять лет достигнута полная, четкая консолидация элит вокруг фигуры губернатора, каковая не прослеживается в ряде других территорий. В Магаданской области элиты искренне поддерживают губернатора, готовы с ним сотрудничать и кровно заинтересованы в том, чтобы Носов оставался на посту. Что касается избирателей, исследования выявили незначительную страту людей, которая недовольна действиями губернатора (да по-другому и не бывает), но даже, согласно данным фокус-групп, не хотят, чтобы Сергей Носов покидал пост.

Еще один сюрприз магаданских исследований социальных настроений: местная молодежь активно поддерживает действующего губернатора. Он может быть едким, у него яркие выражения, которые просачиваются в местную среду, находят у людей отклик – возможно, поэтому Носов импонирует людям до 30 лет.

Если состоится визит Владимира Путина в Магаданскую область, это еще больше добавит очков в рейтинг Носова, будет говорить о высочайшей поддержке действующего губернатора. Судя по списку федеральных министров, которые посетили регион за последние два месяца, возможность лоббирования этого визита у Носова мощные.

Если же говорить о рисках избирательной кампании губернатора Магаданской области, отметим два.

Первый— под его началом объективно проблемная территория в плане отсталости, благоустройства, неубранных улиц и т. д. Конечно, в Магадане таковое - больше зона ответственности мэра, но это все равно риск на выборах. Потому что люди не разделяют виноватых, просто считают, что вина на власти как таковой. Любые выборы в этом разрезе – возможность продемонстрировать негатив, проголосовав за альтернативного кандидата.

Второй риск - отсутствие достойных соперников. Этот факт может вызвать пассивность электората: «выбирать не из кого». Даже активные сторонники могут, предполагая, что исход выборов предрешен, не прийти на участки. А на процент явки Федерация смотрит внимательно. Поскольку «тащить» людей на выборы – непродуктивно и не нужно, в рамках кампании по выборам губернатора придется тонко и тщательно поработать с этим риском, чтобы избежать, с одной стороны, низкой явки, и, с другой стороны, высокой явки при сниженном проценте проголосовавших за Сергея Носова.
Михаил Пальчик: В рамках исследуемой конфигурации списка кандидатов лидером является Сергей Носов



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки