Затонувшие корабли в Магадане все-таки поднимут
Затонувшие корабли – что это? Морские суда многих манят как символ свободы и покорения стихии. Они десятилетиями трудятся на волнах. А потом их разбирают на металлолом, топят, чтобы превратить в элементы берегоукрепления или будущие рифы, а иногда – чтобы прикрыть нарушения закона. Или их побеждает шторм. Или они становятся никому не нужны.
Мощь, осевшая на глубине, привлекает тайной. Кладбища затонувших кораблей и подводные музеи притягивают дайверов. Они жаждут увидеть редкие артефакты. Много затопленных судов в Крыму. За рубежом для туристов даже организуют экскурсии на батискафах, подкидывая на дно по маршруту экзотические вещи.
На Колыме тоже немало погибших судов. Казалось бы, вот оно, новое туристическое направление! Не тут-то было. В бухте Нагаева чуть дальше от берега вряд ли могут нырять любители, а потому погружением занимаются единицы. Суда не такие старые, ведь сама Магаданская область молода, и не стоит искать тут экзотику. На дне много рыбацких плавсредств, катера, даже подводные лодки военных времен. Но нырять к ним для своего удовольствия, да еще вблизи порта, вряд ли стоит непрофессионалам.
По данным Дальневосточной транспортной прокуратуры, в бухте Нагаева утоплено около трех десятков плавсредств. Но цифры источников разнятся. В навигационные карты суда вносятся по сообщениям моряков. Обследования по ним не было.
Фото: Gelio (Степанов Слава)
В Татарстане по решению президента республики на региональные средства проводят обследование брошенных судов, анализируют с экологами воздействие на водную среду. Но это самодостаточный субъект, в отличие от Колымы.
В бухте Нагаева, по данным ММТП, затоплено три судна. На Марчекане на дне предположительно еще восемь. Часть из них видна на малой воде, а иные не заметны из-за наносов ила. Сейчас в зону бывшего рыбного порта страшно заходить.
Поскольку археологической ценности затопленные суда не представляют, нужно от них избавляться. Потому что вред от них точно есть: и экологический, и навигационный.
Никто в данное время за подъем затонувших в федеральных водах судов не отвечает, нет государственной программы, поясняет начальник отдела по надзору на море по Магаданской области и ЧАО Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Виктор Васильев. На каждом утопленном судне есть остатки нефтепродуктов, двигатели, отходы. Нужно выяснять, в каком состоянии корабли, и их координаты. А на это нужны деньги. Много.
И вид портят, и инвесторов отпугивают
Между тем, на берегу бухты Нагаева достраивают парк «Маяк», который должен стать украшением областного центра, местом для прогулок и визитом гостей Магадана. А что будут видеть люди, глядя на море и по сторонам?
Как известно, парк включает несколько зон: пляжную – это нижний уровень террас; зоны созерцательного и детского отдыха. Высотным акцентом парка и его украшением станет действующий маяк, а также смотровая площадка и кафе, гостиничный комплекс и ресторан, в обрамлении леса. Снаружи будет открыта площадка с выходом на бухту Нагаева.
Сдать объект нужно в декабре 2019 года. А тут – какая-то ржавеющая баржа.
Кстати, мэр Магадана Юрий Гришан в 2017 году в рамках Восточного экономического форума представлял инвестиционный проект по строительству морского туристического клуба на ул. Приморской: предполагалось строительство яхтенного причала, комплекса по обслуживанию яхт и катеров, пункта сервисного обслуживания туристов. Городские власти уверены, что владельцев маломерных судов очень много, причал им нужен, и даже обращались в Росимущество с просьбой передать муниципалитету пирс, принадлежащий ГИМС, под восстановление его исторического вида. Таким образом, расчистка бухты - необходимая часть реализации инвестиционных проектов.
Кто хозяин?
Очень медленно, но работы по установлению собственников погибших кораблей ведутся. Известны два из них. Остальные считаются бесхозяйными.
Как уже сообщало РИА «Колыма-информ», Магаданская транспортная прокуратура 25 сентября 2018 обязала Росимущество поднять и удалить из акватории морского порта затонувшее судно FISH CARRIER «Малли», конфискованное в пользу государства, не охраняемое и представляющее угрозу загрязнения окружающей среды. В машинном отделении и в трюме судна находились отходы ГСМ. Морское судно было оснащено судовым, навигационным, рефрижераторным, радиоэлектронным оборудованием. Неоднократные требования капитана морского порта об устранении возникшей угрозы игнорировались. Во избежание загрязнения акватории Охотского моря и создания угрозы безопасности плавания других судов, Магаданский транспортный прокурор обратился в городской суд с исковым заявлением к территориальному управлению Росимущества, иск был удовлетворен.
Плавбаза "Нева". Фото Евгений Морозик.
Ранее, в марте 2014 года Магаданская транспортная прокуратура в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности мореплавания установила, что в акватории бухты Нагаева Охотского моря находится затонувшая в 1999 году плавбаза «Нева». Судовладелец - ОАО «Магаданская рыбопромышленная компания», к этому времени обанкротившаяся, вопреки требованиям ст. 210 Гражданского кодекса РФ, не принимала мер по подъему судна. Магаданский транспортный прокурор направил в суд заявление с требованием обязать его поднять судно, удалить его из акватории и утилизировать. Иск был удовлетворен. Но владелец до сих пор ничего не сделал ввиду банкротства.
Городу пытались передать в собственность пять плавсредств, но ему удалось с помощью водолазного обследования доказать, что в указанных координатах ничего нет. Их практически невозможно идентифицировать. Одно подняли и распилили. На Марчекане остались четыре судна и две подводные лодки. Одну из них на отливе хорошо видно. Ими должно заниматься Министерство обороны.
Из истории
Старые корабли порой специально топят, чтобы они стали обиталищем для рыб и основной для рифов. Иногда ничейные плавсредства используются как волнорезы или берегоукрепительные сооружения. Так, пароход «Днепр», который с честью работал в море с начала 20 века, в 70-х нашел себе применение в виде причала морского рыбного порта, где он служит пирсом до сих пор, а ему, по подсчетам, больше сотни лет. Правда, он совсем проржавел, и причал требует укрепления. Есть мнения, что затонувшую плавбазу «Нева» можно в процессе утилизации использовать для усиления и удлинения пирса.
Остатки корабля "Днепр" в бухте Нагаева
«Днепр» имеет славную историю, он был построен в начале века и начал работать в Англии, был торговым судном на Черном море, в 30-х перебазировался на Дальний Восток и возил рыбную продукцию и прочие грузы. В Великую Отечественную войну пароход был мобилизован, участвовал в войне с Японией. В бухте Нагаева пароход служил с 1958 года, как плавбаза Марчеканского рыбного порта, а затем - Ольского рыбокомбината. Любители истории наведываются на пирс ради фотографий, но это местами уже очень опасно.
Это история корабля, который достойно прошел весь предназначенный ему путь.
Корабль «Генерал Ватутин»
Самой страшной катастрофой Дальневосточного пароходства называют трагедию 19 декабря 1947 года, когда у торгового порта при развороте «Генерал Ватутин», который перевозил взрывчатку для золотых приисков, он ударился носом о кромку льда. На пароходе произошел взрыв, затем второй, и от этого в носовой части парохода «Выборг» взорвались капсюли-детонаторы. Оба корабля затонули практически одновременно.
Погружение на затонувший от взрыва в 1947 году корабль "Выборг"
От «Генерала Ватутина» в море ничего не осталось. А «Выборг» затонул почти целиком в полукилометре от пирса и мог быть опасен для навигации. Председатель клуба «Артефакт» Руслан Кауцман со своей командой в 2007 году проводил водолазное обследование и установление места, где покоится пароход. Его нашли более чем в двух километрах от места затопления.
Долгое время вопрос утилизации брошенных судов оставался в разряде вечных.
Правительство региона в 2013 году обращалось в федеральный центр за финансированием работ по обследованию дна акватории бухты Нагаево, чтобы понять, сколько там судов и есть ли в них ГСМ, но денег не поступило. В декабре 2014 года Президент России дал поручение Минсельхозу РФ в декабре 2014 года об очистке акватории бухты Нагаева от затопленных судов для повышения эффективности использования рыбного терминала Магаданского морского порта. Однако и тогда никаких движений не возникло.
Еще будучи врио губернатора Колымы, Сергей Носов направил председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву письмо о необходимости реконструкции гидротехнических сооружений рыбного терминала морпорта и передачу их из федеральной собственности в региональную. Планировалась и расчистка акватории.
Затонувший траулер «Профессор Моисеев»
Наконец гром грянул. В конце 10 августа 2018 года в Центр управления в кризисных ситуациях поступило сообщение о загрязнении участка берега в бухте Нагаева нефтепродуктами, предположительно, с траулера «Профессор Моисеев». Он был арестован 13 лет назад и находился у причала Магаданского морского торгового порта. Владелец его неизвестен. Но 5 мая 2006 года возникла течь, судно накренилось. Было решено вывести судно из порта, но оно все-таки затонуло в Нагаева. Приставы, кстати, не успели передать его Росимуществу. На борту корабля было 50 тонн мазута. И он постепенно выходит на поверхность.
После этого происшествия главы дальневосточных регионов обратились к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрию Трутневу с предложением включить утилизацию затонувших на территории Дальнего Востока судов в нацпроект «Экология». Ведь в акваториях всего округа покоится более тысячи судов.
Почему же в акваториях Дальнего Востока скопилось колоссальное количество металлолома?
Подъем затонувших кораблей стоит немалых денег, и каждое не похоже на другое. Один чистый, другой лежит в грунте, внутрь в отверстия попадают песок, камни, это утяжеляет массу и требует дополнительной техники и умений.
Специалисты жалуются на сложность процедуры получения разрешений на подъем бесхозяйных судов. Затягивать до бесконечности с этим нельзя, рано или нефтепродукты с них начинаются просачиваться в море. Фрагменты плавсредств окисляются, загрязняют воду, создают препятствия течению, а порой и опасность для судоходства.
Остатки подводных лодок С-198 и С-288 проекта 613,лежащие в бухте Нагаева
Регионы не могут привлекать выделить на эти работы свои средства, так как это является нецелевым расходованием.
На Камчатке предложили поднимать на поверхность затонувшие вблизи портов и побережий Японского и Охотского морей корабли, разделывать их на металлолом и продавать металлургическим предприятиям. Но поднятый из моря металл с учетом всех расходов на подъем может сделать продукцию слишком дорогой.
«Себестоимость лома, который будет получаться за счёт разделки затонувших судов, скорее всего окажется настолько высокой, что его использование в производстве сделает выпуск металлопродукции нерентабельным. Ведь для того, чтоб поднять затонувший лом, нужна специальная техника. Дешевле покупать лом — тот, который собирают на суше», — заявил Леонид Хазанов телеканалу Life.
Лед тронулся.
31 июля 2019 года заместитель министра природных ресурсов России Владимир Логинов на совещании, которое провел зампредседателя правительства РФ Алексей Гордеев, предложил очистить от затонувших кораблей бухту Нагаева в рамках федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Для этого требуются изменения в постановление правительства и правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
«Алексей Гордеев поручил профильным ведомствам совместно с руководством Магаданской области оценить объемы необходимых на подъем и утилизацию судов средств, Минфину — рассмотреть их выделение. Кроме того, зампред поручил проработать вопрос расширения полномочий Минприроды для возможности участия в принятии решений по утилизации судов», — сообщает пресс-служба вице-премьера.
Тогда обсуждались и вопросы реконструкции рыбного порта в Магадане.
Рыбный порт в Магадане
«Иметь федеральную собственность в таком разрушенном состоянии стыдно. Предусмотрите все, что необходимо для приведения причалов в надлежащий вид. Нужно действовать максимально быстро, чтобы с 2020 года был запущен процесс подготовки необходимой документации и включения в план этих объектов, начался их поэтапный ремонт. Необходимые поручения будут даны, с учетом того, что Магаданская область – это еще и территория Крайнего Севера», — сказал вице-премьер главе Росрыболовства Илье Шестакову.
Росрыболовство заявляло необходимость более 920 млн рублей бюджетных средств на этот инвестпроект со вводом объекта в 2023 году. Но, по сообщению пресс-службы Алексея Гордеева, заявка была отклонена. Вице-премьер поручил профильным ведомствам проработать вопрос по финансированию мероприятий.
Кстати, о необходимости реконструкции рыбного порта много раз говорили и в региональном Правительстве. Так, весной 2019 года на одном из заседаний руководитель департамента рыбного хозяйства Магаданской области Андрей Таболин отмечал, что сейчас доставить рыбу на магаданский берег практически невозможно из-за ужасного состояния рыбного терминала.
«Морской рыбный порт давно не работает, от него остались развалины, - отмечал он. - Его техническое состояние не позволяет подобраться к нему без угрозы для жизни рыбаков и безопасности плавательных средств. Но регион ничего не может сделать, потому что пирс принадлежит Федеральному агентству по рыболовству, а точнее его ведомству - ФГУП «Нацрыбресурс».
Напомним, для Колымы установлено обязательство увеличить экспортную выручку от реализации водных биоресурсов до 213 млн долларов начиная с 2024 года. В 2018 году она составила 95 млн долларов. Этого не сделать без производства дорогостоящей экспортной продукции и развития глубокой переработки, новых производственных и судовых мощностей, действующего современного рыбного порта.
Тема реконструкции или передачи рыбного терминала в региональную собственность возникает в течение года все чаще. В конце октября вице-президент Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел в Магадане совещание по развитию рыбохозяйственного комплекса.
«Из фактов, которые наиболее запомнились – традиционно безобразное состояние объектов, находящихся в ведении ФГУП «Нацрыбресурса». Надо с этим что-то делать, и выходить на Министерство сельского хозяйства с предложением о наказании тех, кто отвечает за это, и рассмотреть возможность передачи рыбных портов в частности, в Магадане, в ведение субъектов РФ. Мы поищем деньги в Национальной программе развития Дальнего Востока, чтобы привести его в нормальное состояние. Ничего, принадлежащее государству, в таком состоянии, как сегодня Магаданский рыбный порт, находиться не имеет права» - подчеркнул Юрий Трутнев.
Таким образом, проблема погибших кораблей начала сдвигаться с места. Есть проблема поиска средств на обследование морского дна. Тем не менее, появилась надежда увидеть начало исследовательских и подъемных работ на территории обоих портов Магадана.