Выяснилось, что проблем в этом вопросе более чем достаточно: неясно точное количество и координаты судов, их состояние никогда не обследовалось, собственники практически всех неизвестны, на баланс Росимущества не переданы, крайних, как говорится, нет.
«Если бы на карту акватории нанести на карту частные, государственные и муниципальные суда, и координаты их местонахождения, как они разбросаны по бухте, мы бы поняли, что мы можем сделать и когда начинать их поднимать. Это вопрос подготовки»,- сказал Сергей Носов.
В реестре со слов мореплавателей указаны 12 бесхозяйных плавсредств промышленного назначения из бухты Нагаево и Марчекана, есть также пара подводных лодок, которыми должно заниматься Министерство обороны. В ходе совещания участники пришли к выводу, что заниматься надо теми, которые угрожают экологии и судоходству. В основном обсуждали проблему подъема бесхозяйного траулера «Профессор Моисеев», который в 2006 году затонул с 50 тонн мазута на борту, и с тех пор, включая лето прошлого года, случаются утечки ГСМ в акваторию бухты.
Разбирали также варианты подъема плавбазы «Нева», которая ржавеет в море около морпорта с 1999 года. Она единственная, у которой определен собственник. Но он банкрот.
Пока власти намерены сосредоточиться на зоне от «Моисеева» до рыбного порта, установить все корабли на дне, попробовать найти собственников, или передать их государству.
Начать работу можно за счет региона и затем получить компенсацию из федерального бюджета, так как это – государственные полномочия, считает губернатор. Обследование нужно начинать в 2020 году, и затем готовить проектно-сметную документацию на подъем хотя бы одного судна в 2021 году. Им станет «Моисеев». А средства на первоначальные действия, скорее всего, возьмут в бюджета ОЭЗ.
Начальник отдела по надзору на море по Магаданской области и ЧАО Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Виктор Васильев уверен, что главная проблема в этом деле – это отсутствие денег. Это, кстати, мешает даже установлению количества морских судов под водой.
«Точное количество судов, затонувших в акватории бухты Нагаево, неизвестно. Все они внесены в реестр по сообщениям в СМИ, мореплавателей, снимкам дайверов и другим источникам, обследований по ним не было, и, когда говорят, что их 12, 20 или 40 – это гипотетические предположения. Так что это очень приблизительные данные. По пяти мы выяснили, что собственники есть, и возбудили по ним дела, - рассказал начальник отдела по надзору на море по Магаданской области и ЧАО Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Виктор Васильев. – Пытались передать их городу, но из-за пробелов в законе мы проиграли процесс. Магаданские власти наняли водолазов, те провели обследование и представили акт, что в указанных координатах нет этих плавсредств. Вообще, сложно определить, то ли это судно, в отношении которого ведется спор, потому что не осталось признаков данных плавсредств, шильдиков (табличек, ярлычков), надписей, может иметь место и ошибка в указании типа судна в документах, часть из них вообще порезана на металлолом. Одним словом, нужны точные координаты, водолазное обследование, и затем уже возможно принятие решений», - продолжил Виктор Васильев.
- Кто вообще должен заниматься утилизацией затопленных кораблей?
«Никто в данное время за подъем затонувших в бесхозяйных судов не отвечает, нет программы и нет ответственности. Росприроднадзор может только в пределах своих полномочий проводить контроль, но точно не поднимает корабли. И в законе не определено, кто должен это делать. Капитан порта может принять меры, гласит Кодекс торгового мореплавания, а может и не принять. Обязать кого-то поднять судно и утилизировать его, нельзя, - отметил представитель Росприроднадзора.
Но, повторюсь, сначала надо найти, что на самом деле лежит на дне. Сложностей вообще много. К примеру, то, что не подлежит реализации (нельзя сдать на металлолом), то есть отходы, надо утилизировать на специальном полигоне, а в Магадане такого нет. Такая проблема характерна для всех морских судов. На каждом есть трубопроводы с остатками нефтепродуктов, двигатели, льяльные воды. Тот же «Профессор Моисеев», видимо, находился на рубке, с течением он сдвинулся, и нефтепродукты, которые легче воды, собрались наверху и начали подтекать. Нужно выяснять, в каком состоянии затопленные корабли.
На Камчатке действует программа утилизации объектов накопленного экологического ущерба до 2020 года, это касается подъема затонувших плавсредств. Но Колыме не удалось попасть в нее. Для того как раз нужно обследование. Если решится вопрос с финансированием и найдется компания, которая обсчитает цену подъема судов, начнутся движения в сторону решения проблемы. Экспертиза и прочее – это технические вопросы, главное – деньги».