Как было раньше
Ещё три года назад свершено нормальной считалась следующая схема.
Семья - неработающая мама, которая занимается домашним хозяйством, и работающий папа, который имеет официальную приличную заработную плату. Если за пособием на ребёнка обращалась в соцзащиту неработающая мама, то она могла получать чуть более 2000 рублей в месяц. А вот если отпуск по уходу оформлял на работе папа с хорошей зарплатой, то пособие увеличивалось в 10 раз – до 20 000 рублей.
Нужно было только оформить допсоглашение к трудовому договору о работе на условиях неполного рабочего времени. 40-часовая рабочая неделя менялась на 39-часовую. Папа уходил с работы на 10 минут раньше ежедневно, зарплата его не сильно уменьшалась. При этом он ещё и получал пособие.
Такая схема никак не противоречила действующему законодательству. Однако противоречила сути выплаты пособий из средств ФСС. Если бы пособия для работающих и для неработающих выплачивались из одного источника, то, скорее всего, такой проблемы бы не было. ФСС – это по сути страховая. Поэтому пособие на ребёнка – это компенсация утраченного заработка. А заработок человек утратил, т.к. приходится ухаживать за маленьким ребёнком. Т.е. папа, работающий 39 часов в неделю, никак не вписывается в эту систему. Заработок не утратил.
Наоборот, с пособием доход ещё и вырос. И какой уход может быть за 1 час в неделю?
Можно привести аналогию со страховкой на машину. Например, вы обратились в страховую и заявили, что машина сгорела. Требуете со страховой денег. Но при этом продолжаете пользоваться и ездить на целёхонькой машине. Абсурдная ситуация? Вот почему-то с детским пособием она абсурдной не казалась.
Таким образом, по сути, получателем пособия является неработающая женщина (она же за ребёнком ухаживает). Но почему ФСС должен платить (а его бюджет формируется из взносов работодателей) женщине, которая не делала взносов? Иными словами, работающие граждане выплачивают безработной неплохое пособие.
Как стало сейчас
Три года назад началась активная неофициальная борьба с такими получателями пособий. Только крайним становился работодатель. Не зная заранее требований ФСС, он заключал допсоглашение со своим сотрудником на неполный рабочий день и выплачивал пособие. Затем обращался в ФСС за выделением средств, и тут возникали проблемы. При рабочем дне более 5–6 часов Фонд отказывался выделять деньги.
Поэтому у работодателя оставалось два пути: либо вынуждать работника и дальше сокращать продолжительность рабочего времени, либо идти с сотрудником в суд и доказывать, что человек и работает, и за ребёнком ухаживает (а это практически невозможно). Таким образом, тому, кто больше работает, чем с ребёнком сидит, пособие не платят уже сейчас.
Как будет
Законопроект, который предложил Минтруд, всего лишь закрепляет существующее положение на бумаге. Уже официально человек не сможет получать пособие, если он не осуществляет уход за ребёнком. Поэтому, по сути, ничего не меняется.
Как и сейчас, будут бороться с работающими бабушками и папами при неработающих мамах. К самим работающим мамам отношение намного лояльнее. Но и мамы малышей по объективным причинам и не стремятся работать почти 8 часов в день. То же относится к ситуациям, когда, например, умирает мать ребёнка. А папа нанимает няню и продолжает работать. Обычно к такому всегда относятся с пониманием.
Автор публикации
Юрист, Крылова Елена Вадимовна
Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru