Повышение пенсионного возраста в нашей стране неизбежно


16 июля закончилось обсуждение в регионах проекта федерального за-кона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в регионах России. Теперь законопроект будет рассматриваться в стенах Государственной думы. О содержании законопроекта, а также о вопросах, которые он вызывает у жителей территорий российского Севера и Дальнего Востока, мы поговорили с членом Совета Федерации, представителем правительства Магаданской области в «палате регионов» Анатолием Широковым.

- Анатолий Иванович, в середине июня Вы не стали, что называется, «сходу» давать комментарии к проекту пенсионных изменений?

- Да, на странице «Магаданского скептика» в сети Фейсбук я тогда от-метил, что надо внимательно изучить ситуацию, мнения экспертов, имеющийся опыт…

Сегодня, тщательно проработав большой массив информации, я могу сказать, что повышение пенсионного возраста в нашей стране неизбежно. Мы сегодня находимся в ситуации, когда приходится делать выбор: либо постепенная деградация системы обеспечения сегодняшних и завтрашних пенсионеров; либо увеличение продолжительности периода трудовой активности. С моей точки зрения, второй путь предпочтительнее.

- Почему?

- Сегодня выплата пенсий требует около 9% ВВП страны. Примерно две трети этой суммы обеспечены действующими пенсионными взносами работодателей, около трети (иногда – больше) компенсирует федеральный бюджет за счет общих налоговых поступлений.

Даже для сохранения существующего сегодня размера пенсий (если ничего не менять) уже в ближайшее время придется заметно увеличивать «вливания» федерального бюджета в Пенсионный фонд. Это связано с тем, что количество пенсионеров в структуре населения России неуклонно растет, а число тех, за кого как раз и вносятся отчисления в пенсионную систему, заметно не увеличивается. Смотрите сами: в 1970 г. на одного пенсионера приходилось 3,7 работника, в 2019 г. это показатель снизится до двух, а в 2025 г. количество работников и пенсионеров вообще сравняется. Естественно, что такой нагрузки федеральный бюджет уже не выдержит.

- Но ведь растет цена на нефть, доходы бюджета увеличиваются? Почему бы их не тратить на пенсии?

- Это так, правда! Цена на углеводороды подросла. Но разница между заложенной в бюджет ценой нефти и фактической ее ценой на мировом рынке (это, напомню, сорок и чуть более семидесяти долларов/баррель) сегодня прямо отправляются в государственный резерв. Еще совсем недавно, помните, именно эта «кубышка» помогла нам довольно безболезненно переживать мировой экономический кризис. Так почему надо отказываться от такого инструмента? Мы же даже в домашнем бюджете им пользуемся! Мировая экономика нестабильна, да и санкции против нас никто отменять не собирается.

А затраты на пенсии в России сейчас примерно сопоставимы с расходами на образование и здравоохранение вместе взятые; и они намного больше, чем расходы на социальную защиту других категорий населения.

Поэтому сегодня, когда на пенсию выходят поколения родившихся в 1950-1960-х гг., самые массовые послевоенные поколения, другого пути, кроме повышения пенсионного возраста, у нашей страны нет. Это утверждение может нравиться или не нравиться, но это так. Оценки специалистов показывают, что влияние эффекта старения на состояние пенсионного обеспечения в ближайшие 30 лет способно нейтрализовать именно повышение пенсионного возраста. До 63/65лет, как предлагает правительство, или, как вариант, до 63 лет мужчинам и женщинам.

- Доживем?

- В общественной дискуссии о пенсиях это, пожалуй, самый острый вопрос. Если говорить в целом по стране, то объективно общая продолжительность жизни растет. И не только, как говорят демографы, из-за снижения младенческой смертности. Вот цифры: в 2016 г. женщина, достигшая 55 лет, проживала еще 25,8 года – на 3,5 года больше по сравнению с 2003 г. Продолжительность жизни мужчины, достигшего 60 лет, за тот же период увеличилась на 3,3 года, позволяя ему жить на пенсии 16,1 года.

Отрицать это нельзя, но, одновременно, мы должны понимать, что это «средняя температура по больнице». У нас на Севере продолжительность жизни, к сожалению, ниже…

- То есть Вы хотите сказать, что в реформировании пенсионной системы надо учитывать региональные особенности?

- Именно! Говоря о нашем регионе, надо видеть два аспекта. Первый. Жизнь на Севере не проста, прежде всего, по медико-биологическим особенностям. Многочисленные работы наших магаданских медиков подтверждают эти особенности. На Севере более сложные психологические особенности жизнедеятельности: более заметное, нежели в ЦРС, распространение неврозов, диагноз хронической усталости, «синдром отложенной жизни» (его зафиксировали и изучили мои коллеги по СВГУ). Это все, в сочетании со слабым развитием инфраструктуры и транспорта, сложностями кадрового обеспечения многих отраслей (особенно – здравоохранения), безусловно, требует компенсации от государства, в том числе и в условиях пенсионного обеспечения. Это, повторюсь, мое принципиальное убеждение. На Севере надо сохранять льготы по возрасту выхода на пенсию.

Второй аспект состоит в том, что сохранение пенсионных льгот для работников с «северным стажем» может стать одним из серьезных стимулов не только сохранения населения на Севере, на Дальнем Востоке, но и привлечения к нам трудовых ресурсов. Это справедливо отметили и депутаты Магаданской городской и областной дум, коллеги из законодательного собрания наших соседей – республики Саха (Якутия), многие другие. Уверен, что это правильный вектор работы, будем ему следовать. Ведь в июле Государственная дума, вероятнее всего, проведет только первое чтение этого проекта. Второе чтение, когда возможно внесение в него поправок, будет уже осенью. Поэтому за остаток лета нам всем вместе, с общественными организациями, с профсоюзами, чья позиция чрезвычайно важна, с депутатами всей уровней надо провести работу по подготовке содержания таких поправок.

- Но ведь получается, Анатолий Иванович, что льготы для пенсионеров Севера также должны быть откуда-то оплачены? За счет пенсионеров из других регионов или опять за счет общего федерального бюджета?

- В корень зрите, как Козьма Прутков говаривал! Думаю, что для бюджетов разных уровней будет актуальной задача обеспечения более раннего выхода на пенсию льготных категорий – педагогов, рабочих «горячих производств» и т.д. Они в законопроекте сохраняются.
Но для северян есть резерв, который сегодня пока не использован. Я вот что имею в виду. Сегодня существует Указ Президента России В.В. Путина, который четко определяет границы и конкретные территории (вплоть до муниципальных районов) арктической зоны Российской Федерации. Это сразу облегчает понимание необходимого перечня льгот и преференций для жителей эти районов, что сегодня прорабатывается при подготовке соответствующего закона.

Магаданская область в число районов АЗРФ не попала. Но по аналогии нам сегодня остро необходим нормативный акт федерального уровня, который бы упорядочил понятие «район Севера и приравненная к нему территория». Ведь, если посмотреть, то такие районы есть даже на Алтае, много южнее Магадана и Якутска, например. Надо ограничить количество северных территорий исключительно теми регионами, которые реально являются таковыми. И освободившиеся таким образом финансовые ресурсы направить на льготы для жителей реального, повторю это слово, Севера.

Уже в этом году заканчивается подготовка Концепции пространственного развития России, которая задаст параметры системы расселения жителей и приоритетные направления размещения производительных сил на территории нашей страны. Опираясь на ее содержание, будет готовиться и новое районирование российского Севера. Оно и позволит ответить на Ваш вопрос. Тем более, что сама пенсионная реформа рассчитана на очень длительное время. Да и собственно размер пенсии начнет расти уже с начала следующего года более быстрыми темпами.

- А Вас лично эта реформа коснется? Если да, то как?

- Коснется, конечно… Я приехал в Магадан в 1992 г., когда отсюда люди массово уезжали. Проработав здесь без малого 26 лет, я заработал свой «северный стаж». Поэтому, по действующему сегодня законодательству, я должен стать пенсионером в 55 лет. По-новому же закону я стану обладателем пенсионного удостоверения теперь в 60 лет. Так что будем работать! И, прежде всего, над сохранением пенсионных льгот северян.

Беседовала О. Бутакова
Повышение пенсионного возраста в нашей стране неизбежно


Комментарии


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.

Новости по теме






Колымские колонки