МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В ходе круглого стола по обсуждению долгосрочной Стратегии пенсионной реформы председатель профобъединения Магаданской области Николай Махонькин поддержал сохранение пенсии работающим пенсионерам, ежегодного ее перерасчета, сохранении стажа по выслуге лет для бюджетников и другие.
В тоже время у профсоюзов области остаются вопросы и опасения. Главный - будет ли предложенная схема действительно справедливой, и каждый будет получать пенсию в зависимости от вклада?
Профсоюзы настаивают на нескольких позициях: при получении пенсии минимального стажевого порога 5 лет и максимального - 30 лет; исключить из обязательного государственного страхования накопительную составляющую.
Представители профсоюзных объединений не согласны с тем, что предусматривается поэтапный перевод досрочных пенсий в корпоративные, которые будут формироваться на колдоговорной основе. Это путь к ликвидации самого понятия "досрочная пенсия". В ходе дискуссии прозвучало мнение о необходимости усиления экспертной оценки на предприятии по каждой категории льготников. Пенсия должна рассчитываться не из средней заплаты по стране, а из средней заплаты каждого. И, наконец, остается также проблема "серых" зарплат и т.д.
Вот как прокомментировал пенсионную реформу председатель Профобъединения Магаданской области Николай Махонькин:
- О значимости проблемы реформирования пенсионной системы говорит тот факт, что из экономически активного населения страны сегодня каждый третий является пенсионером. Многие помнят, что в Советском Союзе действовала социально ориентированная система государственного пенсионного обеспечения, не имеющая аналогов в мире. Я хочу напомнить, что минимальный стаж для мужчин был 25 лет, а для женщин - 20 лет. Однако в начале 90-х годов в пенсионную систему начали внедрять страховые принципы, которые декларировались как основа формирования нового принципа социальной защиты работников.
Последующий спад экономики и разрыв хозяйственных связей подтвердили своевременность этих шагов. Целевые средства Пенсионного фонда РФ на том этапе позволили смягчить вхождение пенсионеров в новый жизненный уклад, а сама пенсионная система начала постепенно встраиваться в рыночную экономику с ее новыми социально-трудовыми отношениями. В тот период пенсия стала выплачиваться всем работающим пенсионерам, списки льготников увеличились на треть, и в экономической неразберихе тех лет система просто не выдержала. Как результат - пенсии обесценились, а их средний размер опустился ниже прожиточного минимума. На этом фоне в 1995 году власть попыталась реформировать пенсионную систему, разработав концепцию, которая предполагала: исключение из государственной страховой системы всех видов льготных пенсий; разработку и реализацию программ, стимулирующих более поздний выход на пенсию по старости; вовлечение самого работника в процесс уплаты страховых пенсионных взносов.
Это была первая попытка определить стратегию пенсионного обеспечения, по сути - прообраз нынешней Стратегии. Но негативная реакция общества и прежде всего профсоюзов не позволила осуществить намеченные планы. По всей стране прошли массовые выступления профсоюзов. Следующая пенсионная реформа 1998-2001 годов была уже откровенно направлена не на обеспечение достойной старости, а на достижение финансовой стабильности Пенсионного фонда. То есть саму цель заменили средством. Суть второй реформы состояла в том, что на целых 10 лет принципы пенсионного страхования были заменены налоговыми механизмами. При этом была окончательно уничтожена связь размера пенсии с трудовым стажем и заработной платой работников.
В 2002 году была запущена третья по счету реформа, целью которой стало: накопление пенсионного капитала гражданами 1967 года рождения и моложе; обеспечение гарантий счастливой старости; создание «длинных» денег для развития отечественной экономики; стимулирование интереса работников к формированию собственного пояса защиты в старости.
Но как показало время, эта реформа себя не оправдала. Государство разместило пенсионные накопления в низкодоходные бумаги со ставками ниже инфляции, которые вскоре обесценились. Значительные средства ушли финансовым посредникам, а впоследствии банки вообще потеряли эти деньги, и государству пришлось их возместить.
В результате за 10 лет работники, участвующие в этой программе, накопили значительно меньше тех граждан, которые в ней не участвовали. Сегодня более 300 тысяч участников программы уже достигли пенсионного возраста и если распределить их накопления по годам, то ежемесячные пенсионные выплаты составят от 36 до 70 рублей. Государство «осчастливило» их и разрешило получить данные средства единовременно. Но такое решение касается только «молчунов» - то есть тех, кто деньги доверил государству. А в отношении работников, доверивших средства Негосударственным пенсионным фондам, сегодня вообще нет ясности.
Ввод регрессивной шкалы налогообложения и сокращение в 2005 году размера пенсионных отчислений с 28 до 20 процентов фонда оплаты труда существенно подорвали финансовую устойчивость пенсионной системы страны. В итоге попытка объединения социально-распределительной и обязательно-накопительной моделей на практике оказалась неэффективной и привела к очередному провалу.
Все вышесказанное - своеобразный экскурс, который дает четкое понимание того, что во всех реформах прослеживалась банальная непоследовательность: пенсионные новации оказывались либо неподготовленными, либо преждевременными. Реформирование пенсионной системы осуществлялось методом проб и ошибок, и, по сути, она стала своеобразным тренажером в руках дилетантов.
ФНПР, региональные объединения, отраслевые профсоюзы внимательно отслеживали все пенсионные реформы, организовывали протестные акции, выдвигали требования, вносили предложения, которые, к сожалению, не всегда учитывались, но в дальнейшем получали подтверждение правильности их постановки.
Совет Профобъединения Магаданской области рассматривал вопросы пенсионного обеспечения на заседаниях Исполкома более 10 раз. Принимались Обращения, Заявления, которые направлялись в органы власти всех уровней, организовывались протестные акции в защиту пенсионных прав. Именно профсоюзы тормозили реализацию планов либералов, которые они пытаются реализовать и в сегодняшней реформе. Государство опять находится в поиске источников покрытия дефицита Пенсионного фонда. Объем дотаций Фонду из федерального бюджета в 2012 году превысил уже 1 трлн. рублей.
Профсоюзам необходимо донести до трудящихся важность их персональной ответственности за собственное пенсионное будущее. Надо разъяснять людям, что без активной позиции самих работников данная проблема сама по себе не разрешится в их интересах. Умалчивание этого вопроса приведет к снижению реального уровня жизни сегодняшних и будущих пенсионеров.