Пенсионная реформа: что впереди?


Магаданские единороссы пригласили к обсуждению профсоюзы и общественность. Партия «Единая Россия» определила пять позиций по реформированию пенсионной системы. Эти предложения сформулировал заместитель секретаря Генсовета «Единой России», председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.

Их основной принцип – новая формула расчета пенсий не должна ухудшить положение пенсионеров, не допустить снижения размера пенсии. Партия уже обсуждала свои позиции и с председателем правительства, и с Союзом пенсионеров России, и с профсоюзами. Теперь ей предстоит провести обсуждение с деловым сообществом.

У жителей Магаданской области также была возможность поучаствовать в обсуждении новой пенсионной формулы. В рамках круглого стола «Пенсионная реформа и новая пенсионная формула» состоялось открытое обсуждение этапов реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ: механизма расчета и начисления пенсий, предложенного Министерством труда и соцзащиты, оптимизации системы пенсионных накоплений, увеличения пенсий россиян по новой пенсионной формуле, совершенствования пенсионного и социального законодательства.

В работе круглого стола участвовали представители Пенсионного фонда России по Магаданской области – заместитель управляющего отделением Светлана Каруненко, председатель «Союза женщин России» Валентина Даричева, председатель профобъединения Магаданской области Николай Махонькин, представители Общественной палаты Магаданской области, общественных объединений, члены партии «Единая Россия».
Председатель профобъединения Магаданской области Николай Махонькин поддержал позицию партии в части сохранения пенсии работающим пенсионерам, ежегодного перерасчета пенсии, сохранения стажа по выслуге лет для бюджетников и другие. В то же время у профсоюзов области остаются вопросы и опасения. Главный – будет ли предложенная схема действительно справедливой, и каждый будет получать пенсию в зависимости от вклада? Профсоюзы настаивают на нескольких позициях: при получении пенсии минимального стажевого порога 5 лет и максимального–30 лет; исключить из обязательного государственного страхования накопительную составляющую.

Представители профсоюзных объединений не согласны с тем, что предусматривается поэтапный перевод досрочных пенсий в корпоративные, которые будут формироваться на колдоговорной основе. Это путь к ликвидации самого понятия «досрочная пенсия». В ходе дискуссии прозвучало мнение о необходимости усиления экспертной оценки на предприятии по каждой категории льготников. Пенсия должна рассчитываться не из средней заплаты по стране, а из средней заплаты каждого. И, наконец, остается также проблема «серых» зарплат и т.д.

Вот как прокомментировал пенсионную реформу председатель Профобъединения Магаданской области Николай Махонькин:
- О значимости проблемы реформирования пенсионной системы говорит тот факт, что из экономически активного населения страны сегодня каждый третий является пенсионером. Многие помнят, что в Советском Союзе действовала социально ориентированная система государственного пенсионного обеспечения, не имеющая аналогов в мире. Я хочу напомнить, что минимальный стаж для мужчин был 25 лет, а для женщин – 20 лет. Однако в начале 90-х годов в пенсионную систему начали внедрять страховые принципы, которые декларировались как основа формирования нового принципа социальной защиты работников.

Последующий спад экономики и разрыв хозяйственных связей подтвердили своевременность этих шагов. Целевые средства Пенсионного фонда РФ на том этапе позволили смягчить вхождение пенсионеров в новый жизненный уклад, а сама пенсионная система начала постепенно встраиваться в рыночную экономику с ее новыми социально-трудовыми отношениями. В тот период пенсия стала выплачиваться всем работающим пенсионерам, списки льготников увеличились на треть, и в экономической неразберихе тех лет система просто не выдержала. Как результат – пенсии обесценились, а их средний размер опустился ниже прожиточного минимума. На этом фоне в 1995 году власть попыталась реформировать пенсионную систему, разработав концепцию, которая предполагала: исключение из государственной страховой системы всех видов льготных пенсий; разработку и реализацию программ, стимулирующих более поздний выход на пенсию по старости; вовлечение самого работника в процесс уплаты страховых пенсионных взносов.
Это была первая попытка определить стратегию пенсионного обеспечения, по сути – прообраз нынешней Стратегии. Но негативная реакция общества и прежде всего профсоюзов не позволила осуществить намеченные планы. По всей стране прошли массовые выступления профсоюзов. Следующая пенсионная реформа 1998-2001 годов была уже откровенно направлена не на обеспечение достойной старости, а на достижение финансовой стабильности Пенсионного фонда. То есть саму цель заменили средством. Суть второй реформы состояла в том, что на целых 10 лет принципы пенсионного страхования были заменены налоговыми механизмами. При этом была окончательно уничтожена связь размера пенсии с трудовым стажем и заработной платой работников.

В 2002 году была запущена третья по счету реформа, целью которой стало: накопление пенсионного капитала гражданами 1967 года рождения и моложе; обеспечение гарантий счастливой старости; создание «длинных» денег для развития отечественной экономики; стимулирование интереса работников к формированию собственного пояса защиты в старости.

Но как показало время, эта реформа себя не оправдала. Государство разместило пенсионные накопления в низкодоходные бумаги со ставками ниже инфляции, которые вскоре обесценились. Значительные средства ушли финансовым посредникам, а впоследствии банки вообще потеряли эти деньги, и государству пришлось их возместить.

В результате за 10 лет работники, участвующие в этой программе, накопили значительно меньше тех граждан, которые в ней не участвовали. Сегодня более 300 тысяч участников программы уже достигли пенсионного возраста и если распределить их накопления по годам, то ежемесячные пенсионные выплаты составят от 36 до 70 рублей. Государство «осчастливило» их и разрешило получить данные средства единовременно. Но такое решение касается только «молчунов» – то есть тех, кто деньги доверил государству. А в отношении работников, доверивших средства негосударственным пенсионным фондам, сегодня вообще нет ясности.

Ввод регрессивной шкалы налогообложения и сокращение в 2005 году размера пенсионных отчислений с 28 до 20 процентов фонда оплаты труда существенно подорвали финансовую устойчивость пенсионной системы страны. В итоге попытка объединения социально-распределительной и обязательно-накопительной моделей на практике оказалась неэффективной и привела к очередному провалу.

Все вышесказанное – своеобразный экскурс, который дает четкое понимание того, что во всех реформах прослеживалась банальная непоследовательность: пенсионные новации оказывались либо неподготовленными, либо преждевременными. Реформирование пенсионной системы осуществлялось методом проб и ошибок, и, по сути, она стала своеобразным тренажером в руках дилетантов.

ФНПР, региональные объединения, отраслевые профсоюзы внимательно отслеживали все пенсионные реформы, организовывали протестные акции, выдвигали требования, вносили предложения, которые, к сожалению, не всегда учитывались, но в дальнейшем получали подтверждение правильности их постановки.

Совет Профобъединения Магаданской области рассматривал вопросы пенсионного обеспечения на заседаниях Исполкома более 10 раз. Принимались Обращения, Заявления, которые направлялись в органы власти всех уровней, организовывались протестные акции в защиту пенсионных прав. Именно профсоюзы тормозили реализацию планов либералов, которые они пытаются реализовать и в сегодняшней реформе. Государство опять находится в поиске источников покрытия дефицита Пенсионного фонда. Объем дотаций Фонду из федерального бюджета в 2012 году превысил уже 1 трлн. рублей.
Профсоюзам необходимо донести до трудящихся важность их персональной ответственности за собственное пенсионное будущее. Надо разъяснять людям, что без активной позиции самих работников данная проблема сама по себе не разрешится в их интересах. Умалчивание этого вопроса приведет к снижению реального уровня жизни сегодняшних и будущих пенсионеров.

Виктория МАЛЫШЕВА

Автор:  Виктория МАЛЫШЕВА "Вечерний Магадан"









Колымские колонки