Административным центром области стал город Магадан, центром округа - поселок Анадырь (12 января 1965 г. стал городом). В города были преобразованы еще два поселка: Сусуман -12 декабря 1965 года и Певек - 6 апреля 1967 года.
К середине 70-х годов в составе области было 16 новых районов: 16 июля 1954 г. образован Омсукчанский район, 9 сентября 1954 г. - Иультинский, 25 апреля 1957 г.- Беринговский и Провиденский, 30 декабря 1966 г.- Хасынский, 27 декабря 1973 г.-Шмидтовский. 3 июня 1960 г. упразднен Марковский район, 2 августа 1961 г. район Восточной Тундры переименовали в Билибинский, в 1980 года Чукотский национальный округ преобразовали в автономный.
В 1959 году в регионе проживало 235,4 тысяч человек, в 1966 - 306,8 тыс. человек, в 1970 году - 352,4 тыс. человек, в 1972 г. - 380,9 тысяч, в 1980 г. - 492,2 тыс. человек, в том числе в ЧАО - 140,5 тысяч. В июне 1992 года Чукотка вышла из состава Магаданской области. Поэтому, если в 1989 г. ее население составляло 539,3 тыс. человек, то в 1992 г.- уже 326,5 тыс. человек. На 01.01.2024 года численность населения региона составляла 133,4 тыс. человек.
Магаданская область – один из самых крупных по территории и богатых минеральными ресурсами регионов России, она входит в десятку крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья, является крупнейшей золотоносной провинцией мира, расположенной в пределах северо-западного фрагмента Тихоокеанского рудного пояса.
Но что еще известно людям о Колыме? Мерзлота, суровый климат, заключенные, золото, отдаленность, отсутствие поездов. Есть научные труды по геологии, блоги путешественников, отдельные монографии. Но до сих пор нет комплексного издания, позволяющего получить полное впечатление о Колыме.
Однако есть в Магадане энтузиасты, которые день за днем собирают историю по крупицам, систематизируя факт за фактом, чтобы выстроить единую картину жизни этой удивительной земли. Один из таких людей – составитель уникального «Колымского хронографа» и автор статей о жизни города и области Александр Глущенко.
Он родился в 1951 году в горняцком посёлке Нексикан Среднеканского района Хабаровского края, когда на месте Магаданской области было Главное управление строительства Дальнего Севера МВД СССР «Дальстрой». Туда из-за послевоенной нужды приехали с «материка» его родители. А уже через 50 лет посёлка не стало.
Александр Григорьевич описывает тяжелый колымский быт того времени: молоко в замороженных кругах, подмороженная картошка, «дневальные» из заключённых, которых нанимали в дома вольнонаёмных. В 1950-х, уже в Магадане, семья Глущенко в ожидании выделения им комнаты жила в гостинице, которая сейчас называется «ВМ Центральная». Мимо нее поднимались по проспекту Ленина к кладбищу похоронные процессии. «Когда на крышке гроба лежала форменная фуражка, мы понимали — хоронят милиционера или солдата. Возможно, убитого заключёнными», - пишет он.
В отпуск в 1957 году семья отправилась через Находку на теплоходе «Ильич», «белоснежном красавце-лайнере, полученном после войны по репарациям». А в это время в самой высокой точке города на проспекте Ленина появилась ажурная телевышка. В 60-ом Глущенко уже летели в отпуск на «Ил-14» из аэропорта 13-го километра по маршруту Охотск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск. Тогда проезд к месту отдыха семье работника оплачивался раз в три года. И за месяц-полтора до отъезда (знакомая история) начиналась эпопея приобретения билетов, огромные живые очереди в морском порту и ежедневные переклички в авиаагентстве.
Александр Глущенко описывает работу на заводе № 73 Гражданской Авиации, - рядом с аэропортом 13-го километра, «зону пропусков», когда нужно было иметь отметку в паспорте или вызов на работу. Рассказывает , как трудился на Магаданском ремонтно-механическом заводе, во Всесоюзном научно-исследовательском институте золота и редких металлов, от которого сейчас остались только буквы «ВНИИ-1» на фасаде.
С юмором вспоминает, как в годы работы в ПТУ № 4 заставлял сдавать экзамены воспитанника из Буркандьи, который любил только бокс, и не хотел его отпускать на чемпионат мира без удовлетворительных оценок. Но в итоге Александр Лебзяк поехал и стал чемпионом мира среди юниоров, затем чемпионом Европы и мира, а потом – олимпийским чемпионом.
Александр Григорьевич в первой части своего сборника охватывает описанием и нынешние Якутию, и Сибирь, и Хабаровский край. Он ведет отсчет истории Колымы с 1648 года. Тогда казаки поставили зимовье на реке Тауй. А в 1652 году казаки Михаила Стадухина по пути из устья Пенжины побывали в бухте, которая сейчас носит название Нагаева.
Александр Глущенко находит факты в разрозненных источниках и воссоздает картину рождения и развития Магаданской области, помогая осмыслить причины поворотов истории, влияние событий государственного значения на колымскую жизнь. В «Хронографе» есть и становление Дальстроя, и открытие первых приисков, и военное время, и строительство поселков, и изменение облика города, и имена известных людей.
Александр Григорьевич до сих пор день за днем обновляет свой «Колымский хронограф». От книги к книге, от газеты к газете он пополняется сведениями. Датник разделен на несколько частей по определённым историческим периодам. Составитель придерживается строгого правила: каждая запись должна иметь ссылку, её источник должен быть проверяемым. Он перепроверяет информацию по разным источникам, и, если находит противоречия, опирается на более авторитетный или указывает несколько. В других его заметках зачастую присутствуют и очевидцы.
«Колымским хронографом» пользуются многие, как энциклопедией. К нему обращаются школьники и студенты, когда пишут рефераты, журналисты при подготовке материалов. А если речь идет о публикации в газете, которая не была оцифрована, то в «Хронографе» можно найти указание номера издания. То же касается и официальных документов, и постановлений правительства, и монографий. Подобного этому издания, систематизирующего историю Колымы, до сих пор не существует.




































