Депутат Магаданской областной Думы, председатель регионального отделения Русского географического общества Александр Нестерович и сенатор Российской Федерации Анатолий Широков разработали проект закона «О туризме и туристской деятельности в Магаданской области». Комитет по социальной политике регионального заскобрания поддержал документ и направил его на рассмотрение областной Думы.
В нем определены основные формы государственной поддержки субъектов туристской индустрии в сфере этнографического, событийного, экологического, делового, экстремального, спортивного, историко-познавательного, рыболовного, охотничьего, водного, подводного, лечебно-оздоровительного, промышленного, арктического, горнолыжного, социального, сельского, детского и самодеятельного туризма.
Александр Нестерович поделился своим видением развития отрасли. В первую очередь, считает он, нужно развивать качественный и доступный сервис. Это – дело как бизнеса, так и органов власти разных уровней.
- Сегодня у нас отсутствуют региональные законодательные нормы, которые бы формировали плодотворную среду для коммерческих организаций, которые занимаются туризмом. Мы должны способствовать развитию туризма через создание качественного сервиса. Что это значит? Что это значит? Сюда приезжают люди, и нужно, чтобы было достаточное количество мест в самолетах, в гостиницах, чтобы их встречали в аэропорту. Еще не доехав сюда, люди должны увидеть большое количество предложений по разным вариантам отдыха. Для этого должна быть создана развитая туристская инфраструктура совместными усилиями муниципальной и региональной властей и коммерческих предприятий.
На Камчатке только официально зарегистрировано 131 предприятие, которое занимается туризмом, и более чем в два раза больше – неофициально работающих. Это те, кто садится в машину, привозят, организовывают отдых, сдают квартиры, мини-гостиницы, - это еще 280-300 организаций, то есть всего около полутысячи на регион. В Магаданской области еще два года назад была официально зарегистрирована одна компания, сейчас – пять. Можно сопоставить отдачу и уровень сервиса.
Второй момент: закон дает некий стержень, который должен обрастать, как ветками, нормативно-правовыми документами, которые помогут конкретным решениям и действиям. В частности, развитию разных видов туризма.
К примеру, развитие рыболовного туризма. У предпринимателя должна быть возможность взять небольшой кусочек территории у реки и организовать там грамотно, без ущерба для природы, прекрасный сервис. Так люди поймают своего хариуса или кижуча и уедут довольными. Турист оставляет свои деньги, которыми бизнесмен заплатит зарплату сотрудникам и налоги. А это – фактор наполнения бюджета области и муниципальных округов. В свою очередь, это позволит вкладывать в инфраструктуру, строить дороги и помогать бизнесу развиваться.
Отмечу, что при поддержке губернатора Магаданской области впервые были привлечены серьезные субсидии в развитие туристической отрасли. И компании в первый раз поняли, что начинается серьезная работа.
Законодательство, над которым мы работаем, должно, с одной стороны, защитить природные ресурсы от разграбления природных ресурсов и от ухудшения. Мы развиваем туризм, но ограничиваем предпринимателей от нанесения ущерба. Все это вместе позволяет двигаться в конструктивном направлении. Уверен, это сдвинет и психологию чиновников. Теперь, если человек придет с предложением, то, на основании закона, ему должны будут помочь, а не заставлять ждать месяц ответа или отказывать без обоснования.
- Первоначальная редакция закона претерпела значительные изменения?
- Сенатор Анатолий Широков очень помог в разработке этого документа. Мы взяли практику других регионов, в которых активно развивается туризм. Мы обобщили мнения общественности, профильных ведомств и экспертного сообщества – предложения по совершенствованию законопроекта внесли члены Эколого-туристического совета и Общественного совета при Магаданской областной Думе, руководство министерства природных ресурсов и экологии территории, представители общественных организаций, природоохранных структур и туристических компаний Колымы. Мы получили много замечаний. Задача была – не просто отработать, но и сформировать совместное мнение всех структур для дальнейшей работы. Продуктивные замечания составили 40 процентов. В итоге текст первоначального проекта изменился примерно на 15 %. Работа длилась полтора года.
Нашими активными партерами в этой работе были депутаты Петр голубовский, Андрей Зыков, председатель заксобрания Сергей Абрамов. В целом много людей причастны к разработке документа. Надеюсь, он будет принят и даст серьезный толчок всему остальному. Даже в наше непростое время надо жить, работать и развиваться. Регион от этого только выиграет.
- А есть ли уверенность, что если Магадан вложит большие деньги в развитие сервиса, туристы тысячами поедут?
- Чтобы туристы поехали, нужно сформировать предложение, которое их заинтересует. Трудно говорить, сколько их будет. Но еще полтора года назад мы изучали вопрос и встречались с китайскими партнерами из наших городов-побратимов и местными туркомпаниями, - а было их всего три. По меркам Китая, 14 млн человек – это не самый большой город. Нас спросили, сколько регион может одновременно принять туристов. Наши фирмы говорят: 35. Партнеры думали, что 35 тысяч…
На самом деле много людей готовы приехать, и россияне, и жители Юго-Восточной Азии, и других государств. Они ездили всегда. Но сейчас, к сожалению, Магаданская область ассоциируется с экстремальным, сложным и дорогим туризмом. Отчасти это так и есть, потому что нет должной инфраструктуры.
- А можно ли организовать тут въездной отдых по приемлемой цене? Перелеты, переезды, все дорого.
- Сегодня из Москвы и обратно можно долететь за 24 тысячи и потратить на неделю 50-100 тысяч рублей, получить удовольствие, все посмотреть, конечно, без экстремально дорогих вещей. Но это должно быть так организовано, чтобы человек был доволен, захотел вернуться и сказал друзьям, что у нас круто. Чтобы туризм стал массовым и любому , самому обычному человеку должен быть доступен достойный сервис. Это зависит от нас.
Вообще-то цена подъемная. Конечно, если человек хочет доехать из Иванова во Владимир, потратив минимум на бензин и пожить там два дня в гостинице по 1000 рублей за номер, то, конечно, Магадан не подойдет. Но, если сравнивать с Турцией, где отдых стоит 1-2 тысячи долларов (пересчитаем на рубли), то за те же 50-70 тысяч сюда уже можно приехать. Вопрос, что человек хочет и что получит. У нас пока нет гостиниц, работающих по принципу «все включено». Надеюсь, появятся. Тогда, учитывая наши природные возможности и сумасшедший потенциал, который используется, наверное, на один процент, можно будет говорить об увеличении турпотока. Сейчас мы принимаем одну-две тысячи человек, причем сюда включаем и тех, кто прибыл по своим делам и заодно что-то смотрит, с развитием сервиса сюда массово поедут и туристы.
Если сделаем дорогу на озеро Джека Лондона, построим базу, но с грамотным экологическим контролем, то люди поедут. Наш регион уникален, в том числе тем, что это самая дальня точка на Северо-Востоке страны, куда можно добраться наземным транспортом, на машине, велосипеде или мотоцикле.
Если будет инфраструктура, восстановим объекты, которые стоит посмотреть, появятся профессиональные экскурсоводы, нормальные кафе, мотели, все это даст людям получить удовольствие по время пути. Попутно они могут посмотреть на лагеря времен ГУЛАГа, от этого тоже нельзя отказываться, побывают на озере Грант или посмотрят овцебыков на острое Завьялова, - все это даст серьезный синергетический эффект, и люди точно уедут с впечатлениями, которые не получат больше нигде. Это будет уникальное предложение.
Закон мы примем. После этого надо собраться всеми структурами и решить, как его применять. Мы должны прилагать очень большие усилия.