Непедагогично...
Вот теперь и мы можем войти в топ многочисленных инцидентов между преподавателями и учениками. До сих пор обсуждают неприятный случай в школе № 21 в Магадане: учитель истории на уроке в 8-м классе ударила девочку несколько раз тетрадью по голове. Почему? Вероятно, причиной конфликта послужило то, что ученица забыла тетрадь, во время «экзекуции» ее об этом спрашивала учительница. Девочка закрывалась руками и произнесла фразу: «Я больше не буду» (хотя теперь так говорить должна сама учительница).
Что в это время делали ее одноклассники? Смеялись! И, как принято у продвинутых пользователей, записали позорную сцену на видео, позже оно появилось в мессенджерах, и в комментариях учительницу узнали: Евгения Глухова, чья фотография выставлена в числе других преподавателей школы № 21 на сайте «Доска почета тружеников. Педагоги России», говорят, и раньше позволяла вести себя, что называется, непедагогично.
Как учителя могут унижать детей, знают многие. Причем это не изощрения сегодняшнего дня. Ученики школы № 14 помнят, как любила преподаватель немецкого бить их по рукам линейкой. В гимназии № 24 был случай, когда учитель, взрослый мужчина, приложил мальчика головой к доске. В гимназии № 13 выпускницу поставили перед всем классом и стали отчитывать за то, что та была одета, по мнению учительницы, «недостойно», хотя в первые сентябрьские дни еще несколько девочек в классе были в таких же черных сарафанах. Не убили, конечно, и даже не ударили, но больно ранили — ведь это же не в третьем классе, падение самооценки налицо… Или этого и добивались? А как тут определить степень тяжести вреда здоровью?
Список учительских прегрешений можно продолжать бесконечно. Скажете, времена не те? Но стоит заглянуть сегодня в Интернет — чего там только нет! Можно подивиться, какой богатый словарный запас демонстрирует учитель русского языка, когда самое мягкое у нее высказывание об умственных способностях учеников — дебилы и идиоты. А вот недавний случай, когда преподаватель английского языка, сняв туфлю, каблуком ударила мальчика по лицу…
Впрочем, хватит. Почему так сильно перегнули палку — неважное настроение, здоровье, личные неприятности — даже в причинах такого поведения разбираться не хочется. Учителя, которые выгоняют детей за плохое поведение из класса, отбирают телефоны, прилюдно читая личные переписки, ставят низкий балл просто за то, что ребенок не был на уроке или не пришел вовремя, забывают о том, что они нарушают закон.
Нашим случаем занимается Следственный комитет, а в департаменте образования мэрии г. Магадана, как сообщила его руководитель Светлана Колмогорова, создана для расследования специальная комиссия с участием психологов. Так что правовое воздействие на учителя, который зашел слишком далеко, определят. Но тут важны не причины, а следствия. Дети учителей перестают уважать и начинают отвечать им тем же: мстить и издеваться. В том же Интернете можно почерпнуть советы, как поступать в подобных случаях, к примеру, «10 способов отшить училку».
Как сказано в Законе «Об образовании», учитель имеет право выбирать, а также использовать методики обучения и воспитания на свое усмотрение. Самое главное, чтобы не были нарушены педагогические границы.
Устали? Переключитесь!
Работа учителем требует много терпения, и не у всех его хватает, в результате получается конфликт. Как его избежать? Учиться. В том числе и владеть собой. Всем известно, к чему приводят напряженная работа, новые требования, неумение противостоять стрессовым ситуациям — к истощению нервной системы. Это состояние физического, эмоционального и умственного истощения типично для психологического выгорания. Синдром, которому раньше были подвержены сотрудники медицинских и благотворительных организаций, сегодня расширился: группу профессионального риска возглавляют учителя, полицейские, юристы, а также политики и менеджеры. Но это может коснуться каждого. Тут даже и не в стаже и возрасте дело: часть молодых учителей покидают школу через 3 — 5 лет работы, а спустя 11 — 16 лет у них снижается эмоциональная отдача и появляются нравственные дефекты, неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности.
О том, как ему противостоять, педагогам рассказывают на курсах повышения квалификации. Что, к примеру, говорят психологи? Вот несколько советов: старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять нагрузку, переключаться с одного вида деятельности на другой, проще относиться к конфликтам и не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Так, пересмотрев отношение к межличностному взаимодействию, своему психическому здоровью и профессиональной деятельности, можно построить собственную защиту от синдрома выгорания.
Выделяют 3 ключевых признака синдрома эмоционального выгорания: после периода повышенной активности наступают перенапряжение и исчерпание эмоциональных и физических ресурсов, затем отстраненность, а в конце - утрата интереса и ощущения собственной эффективности, падение самооценки и удовлетворения работой.