Заместитель мэра Магадана Юрий Казетов во время ежегодного областного педагогического совещания рассказал о том, как в Магадане поддерживают таких детей, и чем особенности такой поддержки, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
Одаренные дети – это важная часть общества, и отношение к ним – это барометр состоятельности и социальной ответственности власти. Они - ценная, но хрупкая часть нашего общества, и представляют его культурный и научный потенциал. От них зависит развитие науки и культуры в будущем. На заседании Правительства России 1 сентября 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев отметил особую роль образования в выявлении и поддержке талантливых детей и молодежи. Активную роль в этом должно играть государство.
Важны условия развития и реализации таких детей, раннее распознавание их потенциала, а также помощь в раскрытии их способностей. Это тем более ценно, что в нашей стране длительное время упускалось из педагогической системы. Сегодня психологи утверждают, что самый благоприятный период времени для раскрытия одаренности ребенка – дошкольное детство.
При этом работу надо вести, уважая уникальность каждого из них. В обществе назрела проблема формирования свободной личности, способной на самостоятельное решение проблем, готовой к самореализации и творчеству. Эти качества присущи одаренным детям.
«Нужно помнить, что такие дети - иные по восприятию мира, они по-другому строят отношения с другими, по-другому трудятся. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников, - отметил Юрий Казетов. - Но есть другая сторона одаренности, более трудная для учителей и родителей. Это – одаренность нестандартным видением и мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, и мешать окружающим вовремя угадать этот дар. Условно одаренность делят на четыре группы – с высокими показателями по специальным тестам на уровень интеллекта, дети с высоким уровнем творческих способностей, дети, достигшие успехов в определенных видах деятельности: музыканты, художники, спортсмены, шахматисты, и дети, которые хорошо обучаются в школе - академически одаренные.
До 2000-х годов работа с ними велась не с опорой на личный опыт, собственные возможности и энтузиазм отдельных учителей, художников, музыкантов. Отбор в специализированные учреждения до сих пор не имеет научно обоснованных критериев и идет во многом интуитивно или на основе устаревших методик, - продолжил заместитель мэра. - Нет комплексной диагностики, определяющей общую и специфическую одаренность, склонность к определенному виду творчества. И чаще всего она обнаруживается, если ей уже удалость проявиться. В таком случае неизбежны потери талантов.
Еще бытует неверное представление о таких детях, как не нуждающихся в особой помощи взрослых, в особом внимании и поддержке. Но в силу своих особенностей они крайне чувствительны к неадекватным оценкам и несправедливости. В этой области мы испытываем острый дефицит знаний о поведении и мышлении одаренных детей. Не хватает учебников и программ, где бы учитывались индивидуальные темы для усвоения материала одаренными детьми. В целом универсализация образования – это слабое звено, где начинает создаваться дискриминация одаренного ребенка. Специальные программы для музыкальных, языковых, математических школ пока готовятся по принципу построения более обширного и сложного материала.
Еще меньше мы знаем об особенностях формирования личности одаренного ребенка, его эмоциональной, мотивационной сферах и потребностях. Мы только приступили к изучению стимулирующих функций учителя, которые должны обеспечить благоприятный климат взаимодействия с талантливым ребенком. Отстает консультирование родителей и самих детей, особенно в подростковом возврате, когда, по мнению специалистов, большинство одаренных детей нуждается в квалифицированной психологической помощи.
Магадан всегда активно участвовал в реализации стратегических направлений государственной политики в сфере образования. На муниципальном уровне систему работы с одаренными детьми реализуют дошкольные учреждения и организации дополнительного образования. Они во взаимодействия с учреждениями культуры и спорта создают условия для поиска и самореализации юных талантов.
Программа развития системы образования в Магадане на 2015-2020 годы полагает ключевой задачей поиск и поддержку одаренных детей в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития талантов. В 2017 году объем ее финансирования составляет 1 млн 625 тысяч рублей, это в 2,5 раза больше, чем в 2016 году, - отметил Юрий Казетов. - В областном центре поиск одаренных детей начинается с начальных классов. В гимназии № 24 проводится городская научная конференция школьников, помочь раскрыть их потенциал помогает олимпиадное движение. В прошлом году в его муниципальном этапе участвовало больше 1500 детей. Победителями и призерами стало 420. На региональный уровень вышло 246, 65 из которых показали лучшие результаты.
Подготовка к олимпиадам идет не только в областной многопрофильной школе, но и в образовательных центрах страны. В этом году 6 ребят обучались в выездной олимпиадной школе, а также проходили подготовку в онлайн-школе «Фоксворд», где готовились к Всероссийской олимпиаде по математике. По итогам тестов и заданий все получили хорошие оценки. В ноябре 2016 года шестеро учащихся гимназии №13 обучались в специализированном учебно-научном центре МГУ им.М.В. Ломоносова - Школе им. А. Н.Колмогорова. Победитель регионального этапа ВсОШ по математике отправляется в Образовательный центр «Сириус» - лучший лагерь для одаренных детей в стране.
Перспективной формой школьной научно-исследовательской деятельности стала организация научных обществ учащихся в каждой магаданской школе. За период их ее участниками стало более 3 тысяч ребят. По итогам городской научной конференции школьников в текущем году победители были рекомендованы на 2 Областную научно-практическую конференцию «Молодая наука: будущее Колымы». Четыре лучших доклада на ней принадлежали им.
Стоит отметить, что в Магадане в области инновационных образовательных технологий активно развивается робототехника. Многие школы приобрели нужное оборудование и проводят ежегодные мероприятия, командные олимпиады по информатике и соревнования по робототехнике на кубок мэра, а также фестиваль по робототехнике. Команда школы №29 заняла 4 место в полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в ДФО в номинации «Мобильная робототехника». Назрела необходимость таких соревнований на региональном уровне.
Серьезны результаты магаданских школьников в творчестве и спорте. Воспитанники театральной мастерской «Ассоль» в мае 2017 года получили дипломы 1,2,3 степени на Международном конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Северная Венеция» в Санкт- Петербурге. Команда гимназии №30 была успешна в Президентских соревнованиях и Президентских спортивных играх в Краснодарском крае.
Большую роль по выявлению талантов играют Детский экологический центр, Дом детского и юношеского творчества, среди списков достижений воспитанников – «Звездопад», Турнир по спортивным бальным танцам на кубок мэра и на кубок губернатора, первенства по шашкам и другие.
Итог работы с одаренными детьми – это общественное признание их заслуг. Учащиеся с такими показателями и победители олимпиад и творческих конкурсов поощряются именными стипендиями мэрии Магадана. Система работы с ними - это хороший стимул для других школьников и достижения ими высоких результатов в учебе, искусстве, спорте, науке, исследовательской, художественной деятельности.
Решение этих задач продолжится, также как и создание условий для проявления способностей детей. Как верно отметил академик Плеханов, таланты являются всюду и везде., где есть условия, благоприятные для их развития».
, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".