Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи становится во главу угла в системе образования


Заместитель мэра Магадана Юрий Казетов во время ежегодного областного педагогического совещания рассказал о том, как в Магадане поддерживают таких детей, и чем особенности такой поддержки, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".

Одаренные дети – это важная часть общества, и отношение к ним – это барометр состоятельности и социальной ответственности власти. Они - ценная, но хрупкая часть нашего общества, и представляют его культурный и научный потенциал. От них зависит развитие науки и культуры в будущем. На заседании Правительства России 1 сентября 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев отметил особую роль образования в выявлении и поддержке талантливых детей и молодежи. Активную роль в этом должно играть государство.

Важны условия развития и реализации таких детей, раннее распознавание их потенциала, а также помощь в раскрытии их способностей. Это тем более ценно, что в нашей стране длительное время упускалось из педагогической системы. Сегодня психологи утверждают, что самый благоприятный период времени для раскрытия одаренности ребенка – дошкольное детство.

При этом работу надо вести, уважая уникальность каждого из них. В обществе назрела проблема формирования свободной личности, способной на самостоятельное решение проблем, готовой к самореализации и творчеству. Эти качества присущи одаренным детям.

«Нужно помнить, что такие дети - иные по восприятию мира, они по-другому строят отношения с другими, по-другому трудятся. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников, - отметил Юрий Казетов. - Но есть другая сторона одаренности, более трудная для учителей и родителей. Это – одаренность нестандартным видением и мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, и мешать окружающим вовремя угадать этот дар. Условно одаренность делят на четыре группы – с высокими показателями по специальным тестам на уровень интеллекта, дети с высоким уровнем творческих способностей, дети, достигшие успехов в определенных видах деятельности: музыканты, художники, спортсмены, шахматисты, и дети, которые хорошо обучаются в школе - академически одаренные.

До 2000-х годов работа с ними велась не с опорой на личный опыт, собственные возможности и энтузиазм отдельных учителей, художников, музыкантов. Отбор в специализированные учреждения до сих пор не имеет научно обоснованных критериев и идет во многом интуитивно или на основе устаревших методик, - продолжил заместитель мэра. - Нет комплексной диагностики, определяющей общую и специфическую одаренность, склонность к определенному виду творчества. И чаще всего она обнаруживается, если ей уже удалость проявиться. В таком случае неизбежны потери талантов.

Еще бытует неверное представление о таких детях, как не нуждающихся в особой помощи взрослых, в особом внимании и поддержке. Но в силу своих особенностей они крайне чувствительны к неадекватным оценкам и несправедливости. В этой области мы испытываем острый дефицит знаний о поведении и мышлении одаренных детей. Не хватает учебников и программ, где бы учитывались индивидуальные темы для усвоения материала одаренными детьми. В целом универсализация образования – это слабое звено, где начинает создаваться дискриминация одаренного ребенка. Специальные программы для музыкальных, языковых, математических школ пока готовятся по принципу построения более обширного и сложного материала.

Еще меньше мы знаем об особенностях формирования личности одаренного ребенка, его эмоциональной, мотивационной сферах и потребностях. Мы только приступили к изучению стимулирующих функций учителя, которые должны обеспечить благоприятный климат взаимодействия с талантливым ребенком. Отстает консультирование родителей и самих детей, особенно в подростковом возврате, когда, по мнению специалистов, большинство одаренных детей нуждается в квалифицированной психологической помощи.

Магадан всегда активно участвовал в реализации стратегических направлений государственной политики в сфере образования. На муниципальном уровне систему работы с одаренными детьми реализуют дошкольные учреждения и организации дополнительного образования. Они во взаимодействия с учреждениями культуры и спорта создают условия для поиска и самореализации юных талантов.

Программа развития системы образования в Магадане на 2015-2020 годы полагает ключевой задачей поиск и поддержку одаренных детей в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития талантов. В 2017 году объем ее финансирования составляет 1 млн 625 тысяч рублей, это в 2,5 раза больше, чем в 2016 году, - отметил Юрий Казетов. - В областном центре поиск одаренных детей начинается с начальных классов. В гимназии № 24 проводится городская научная конференция школьников, помочь раскрыть их потенциал помогает олимпиадное движение. В прошлом году в его муниципальном этапе участвовало больше 1500 детей. Победителями и призерами стало 420. На региональный уровень вышло 246, 65 из которых показали лучшие результаты.

Подготовка к олимпиадам идет не только в областной многопрофильной школе, но и в образовательных центрах страны. В этом году 6 ребят обучались в выездной олимпиадной школе, а также проходили подготовку в онлайн-школе «Фоксворд», где готовились к Всероссийской олимпиаде по математике. По итогам тестов и заданий все получили хорошие оценки. В ноябре 2016 года шестеро учащихся гимназии №13 обучались в специализированном учебно-научном центре МГУ им.М.В. Ломоносова - Школе им. А. Н.Колмогорова. Победитель регионального этапа ВсОШ по математике отправляется в Образовательный центр «Сириус» - лучший лагерь для одаренных детей в стране.

Перспективной формой школьной научно-исследовательской деятельности стала организация научных обществ учащихся в каждой магаданской школе. За период их ее участниками стало более 3 тысяч ребят. По итогам городской научной конференции школьников в текущем году победители были рекомендованы на 2 Областную научно-практическую конференцию «Молодая наука: будущее Колымы». Четыре лучших доклада на ней принадлежали им.

Стоит отметить, что в Магадане в области инновационных образовательных технологий активно развивается робототехника. Многие школы приобрели нужное оборудование и проводят ежегодные мероприятия, командные олимпиады по информатике и соревнования по робототехнике на кубок мэра, а также фестиваль по робототехнике. Команда школы №29 заняла 4 место в полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в ДФО в номинации «Мобильная робототехника». Назрела необходимость таких соревнований на региональном уровне.

Серьезны результаты магаданских школьников в творчестве и спорте. Воспитанники театральной мастерской «Ассоль» в мае 2017 года получили дипломы 1,2,3 степени на Международном конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Северная Венеция» в Санкт- Петербурге. Команда гимназии №30 была успешна в Президентских соревнованиях и Президентских спортивных играх в Краснодарском крае.

Большую роль по выявлению талантов играют Детский экологический центр, Дом детского и юношеского творчества, среди списков достижений воспитанников – «Звездопад», Турнир по спортивным бальным танцам на кубок мэра и на кубок губернатора, первенства по шашкам и другие.

Итог работы с одаренными детьми – это общественное признание их заслуг. Учащиеся с такими показателями и победители олимпиад и творческих конкурсов поощряются именными стипендиями мэрии Магадана. Система работы с ними - это хороший стимул для других школьников и достижения ими высоких результатов в учебе, искусстве, спорте, науке, исследовательской, художественной деятельности.
Решение этих задач продолжится, также как и создание условий для проявления способностей детей. Как верно отметил академик Плеханов, таланты являются всюду и везде., где есть условия, благоприятные для их развития».
, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи становится во главу угла в системе образования



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.

Новости по теме






Колымские колонки