РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
Министр образования и молодежной политики территории Анжела Шурхно рассказала, что на эти цели выделено 25 млн рублей, доля федерального бюджета – больше 17 млн рублей. План мероприятий по формированию доступной среды для детей с особыми нуждами принят в 2015 году, на это было выделено 15 млн рублей, все они освоены.
В этом году будет закуплено специальное оборудование для обеспечения учебного процесса в Магадане, Хасынском, Ягоднинском, Омсукчанском, Северо-Эвенском округах области.
Анжела ШурхноМинистр образования и молодежной политики Магаданской области.
В регионе дефицит профильных педагогов-дефектологов (олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов). В округах не хватает логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Однако положительные сдвиги есть. С прошлого года в регионе подготовлено 16 новых специалистов, которых раньше на Колыме вообще не было. В 2015 году квалификацию по направлению «инклюзивное образование» повысило 300 педагогов, в 2016 – уже 106.Медико-социальную и психологическую экспертизу прошло 418 детей от 0 до 18 лет. В муниципальных образовательных учреждениях разного типа числится 258 из них, 82 – в дошкольных. По состоянию здоровья посещать школы не может 38 % ребят, для них предусмотрено патронатное сопровождение, в детсадах – кратковременное, на два-три часа, пребывание, чтобы дети могли общаться друг с другом, для этого открыты группы «Особый ребенок» в детсадах №3 и №15.
Школы посещает 176 детей с особыми нуждами, 89 обучается индивидуально, 29 – дистанционно в магаданской школе №18. В четырех округах региона в специальных коррекционных классах обучается 211 детей.
Часть детей обучается в спецшколах за пределами региона, но, благодаря тому, что теперь в Магаданской области есть новые педагоги, появилась возможность заниматься с ними по месту жительства. В прошлом году уезжали на обучение 12 слабовидящих и слабослышащих детей, в этом – 8.
«В регионе сохранены все специальные коррекционные школы, которые могут обеспечить комплексное сопровождение учащихся. Их посещает 156 детей - инвалидов, в прошлом году их было чуть меньше - 141, в средней специальной школе №19 впервые открыт класс для колясочников, - рассказала Анжела Шурхно.
В Магаданской области проживает 37 детей-аутистов. На базе специальной коррекционной школы в Магадане откроется класс для них – шесть педагогов обучились для этого в течение года.
Сейчас профессиональное образование получает более 100 ребят, нуждающихся в инклюзивных программах. Инвалидов среди них – около 30 человек. Они могут получить специальность по специальным адаптивным программам в общих группах. Такие услуги предоставляют технологический лицей, лицей индустрии питания, и ряд других.
На базе специальной коррекционной школы с 1 октября планируется открытие учебного комбината, где будут готовить рабочих для сферы зеленого хозяйства.
Для детей с нарушением интеллекта это хорошее направление, – отметила Анжела Шурхно. – Они получают не официальный диплом, а свидетельство, но это профессиональная подготовка по рекомендованной специальности».
Динамика в решении этих вопросов есть, но остается достаточно вопросов: школы не полностью обеспечены специалистами. Нужно продолжать раннюю диагностику особенных детей.
Для сравнения, на начало 2015 года в Магаданской области было 511 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, из них более 70 % получают образование в различных организациях.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, посещают группы детсадов компенсирующего и комбинированного вида, а также в специальную (коррекционную) школу VIII вида N 19. Там тоже открыты группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложной структурой дефекта, нарушением слуха, умственной отсталостью. Ребята постарше обучаются в школах с адаптированными общеобразовательными программами. Распространено и надомное индивидуальное обучение для тех, кто не может посещать школу. В учреждениях дополнительного образования региона охват детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов составляет около 20%. Министерство образования и молодежной политики области определяет перечень организаций, которые будут осуществлять инклюзивную практику.