На общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», которое состоялось в режиме видеоконференции, председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов выступил с докладом по теме: «Северные коэффициенты и надбавки в связи с введением в действие «регуляторной гильотины»: проблемы и перспективы».
Этот вопрос актуален для всех дальневосточных регионов и районов Крайнего Севера России. В мае 2022 года исполнится 90 лет, как действует законодательство о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере, направленное на привлечение населения в северные регионы и обеспечившее социально-экономическое развитие Дальнего Востока.
Для ускоренного развития Севера была создана система преференций, включающая бронирование квартир, целевые вклады, оплату проезда, северный завоз и т.д. Но важнейшими материальными стимулами стали районный коэффициент и северная надбавка к зарплате.
В России к РКС отнесены24 региона, где применяются северные районные коэффициенты. В ДФО 9 таких субъектов: Магаданская, Амурская, Сахалинская области и Чукотский автономный округ, республики Бурятия и Саха (Якутия), Камчатский, Приморский, Хабаровский края.
Со следующего года подход к назначению северных надбавок и региональных коэффициентов может измениться, так же как и к отнесению самих регионов к районам Крайнего Севера.
- Впервые районный коэффициент был установлен в 1932 году. Его размеры и порядок применения корректировались в 1945, 60-м и 67-м годах. Труд работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с Трудовым кодексом, оплачивается в повышенном размере, величина и порядок выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ, - напомнил Сергей Абрамов. - До сих пор новые нормативные акты Правительством не приняты, поэтому применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти бывшего СССР (например, Указ Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-VII, постановление Совмина РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 и другие).
Вероятность изменения порядка выплаты процентных надбавок и районных коэффициентов появилась в связи с принятием 31 июля 2020 года Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», он вводит в действие механизм «регуляторной гильотины», задача которого – упразднение устаревших и избыточных нормативных актов, в том числе устанавливающих районные коэффициенты и северные надбавки.
В рамках реализации данного Закона Постановлением Правительства РФ установлен ограниченный срок их действия – до 1 июля 2022 года.
Ввиду особой социальной значимости вопроса Минэкономразвития Российской Федерации уже подготовлен проект нового Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, который в настоящее время включает в себя все территории, отнесенные ранее к таким районам.
В дальнейшем Перечень планируется скорректировать, и сделать это предлагается лишь на основании данных института географии Российской Академии наук об изменениях климата и тенденции его потепления в районах Крайнего Севера за последние 50 лет, - продолжил спикер областной Думы.
- Что касается установления размеров районных коэффициентов, процентных надбавок и порядка их выплаты, пока проекта такого нормативного правового акта в свободном доступе нет, -ь подчеркнул Сергей Абрамов. - Принимая во внимание ограниченный срок действия нормативных актов - до 1 июля 2022 года, серьезную обеспокоенность вызывают подходы к правовому регулированию, которые находятся лишь на стадии разработки и допускают реальную возможность сокращения количества северных территорий, а также уменьшение размеров коэффициентов и надбавок.
Сегодня система северных льгот является прежде всего средством компенсации северянам, которые живут и трудятся в экстремальных климатических условиях.
В тоже время, в части привлечения и закрепления людей на Крайнем Севере, она недостаточно эффективна, требует дальнейшей проработки и расширения стимулирующих мер.
Безусловно, решение проблемы избыточного числа нормативных правовых актов «советского периода», регулирующих вопросы трудовых отношений в местностях с особыми климатическими условиями, необходимо.
Вместе с тем, очевидно, что корректировки законодательства, ухудшающие положение населения районов Крайнего Севера, с неизбежностью повлекут за собой необратимые последствия для социально-экономического развития этих территорий.
Уменьшение заработных плат, пенсий, стипендий и иных выплат снизит уровень привлекательности северных регионов для высокопрофессиональных трудовых кадров и молодежи, а также ускорит отток населения в субъекты с благоприятными климатическими условиями и более высоким качеством жизни.
Учитывая стратегическую, геополитическую и минерально-сырьевую значимость Крайнего Севера России, развитие которого является одним из важнейших приоритетов современной государственной политики, предлагается обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину за решением следующих вопросов.
Первый - принятие постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заблаговременно, до истечения сроков, установленных Правительством Российской Федерации, и в размерах, не ниже действующих.
Второй - при подготовке постановлений предусмотреть предварительные публичные обсуждения в регионах, согласования с экспертами, общественными организациями, профсоюзами, бизнес-сообществом.
Третий – утвердить Перечень районов Крайнего Севера, основанный на комплексе природно-климатических, социально-экономических, медико-биологических факторов и с учетом данных ДВО РАН (НИЦ «Арктика»), не допуская при этом уменьшения числа районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе перевода отдельных районов Крайнего Севера в местности, приравненные к ним.
Комментарии