Он рассказал, что на выполнение всех целевых показателей по отрасли денег не хватает, и потому нужно экономить для того, чтобы было на что и где лечить больных. Из ноу-хау: узким специалистам предлагается работать на несколько округов, пациентов меньше класть в больницы, а больше лечить амбулаторно, создать единую лабораторную службу и многое другое. В ходе дискуссии было высказано и предположение, что, если одна акушерка будет обслуживать рожениц в нескольких округах на расстоянии 600 км, это только послужит ей на пользу, потому что позволит стать более квалифицированной.
Министр доложил, что Правительством Магаданской области и министерством здравоохранения и демографической политики региона приняты необходимые меры для достижения индикативных показателей по оплате труда медработников, а именно: врачам -200 % от средней заработной платы по региону, среднему и младшему медицинскому персоналу -100%. По данным статистики, за январь-декабрь 2018 года индикаторы по оплате труда в целом достигнуты и составили: по врачам - 199,8%; среднему медицинскому персоналу – 99,7%, младшему медицинскому персоналу -99,8%.
«В структуре расходов медицинских организаций основной удельный вес занимают расходы на оплату труда с начислениями (2019 г. – 100%). При такой структуре расходов отсутствует возможность приобретения необходимых медикаментов, изделий медицинского назначения, продуктов питания и оплаты в полном объеме других расходов, необходимых для стабильного функционирования медицинских организаций, - признал министр здравоохранения. - Для исправления сложившейся ситуации разработан план по реорганизации медицинских организаций с целью снижения доли расходов субвенции ФФОМС в части оптимизации численности управленческого аппарата и оплаты труда прочего персонала».
В 2019 году начата реорганизация следующих медицинских организаций путем присоединения: к ГБУЗ «Магаданская областная больница» - МОГБУЗ «Инфекционная больница» и ГБУЗ «Магаданская областная станция переливания крови»; к МОГБУЗ «Поликлиника № 1» - поликлиники №2 и №3. к МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» - Магаданский территориальный центр медицины катастроф»; к МОГБУЗ «Ягоднинская районная больница» - Омсукчанская, Сусуманская и Среднеканская районные больницы. К МОГБУЗ «Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий № 2» - Магаданский областной детский противотуберкулезный санаторий пос. Стекольный. К МОГБУЗ «Ольская районная больница» - Тенькинская и Хасынская районные больницы.
Централизованы бухгалтерско-экономические службы учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и демографической политики региона.
«Основными положительными аспектами реорганизации станут: концентрация финансовых и технических ресурсов, повышение эффективности управленческих решений; оптимизация численности под нормативы, с повышением их «нормы загруженности» и укомплектованности, - перечислил Сергей Чеканов, – а также объединение неполных ставок узких специалистов в полноценные должности в целях повышения качества и доступности оказания помощи, снижения «текучести», «перебежек» и злоупотребления понятия «внешнего совместительство» специалистов; оптимизация численности управляющего персонала и специалистов, дублирующих технические и обслуживающие специальности; формирование единой лабораторной поликлинической службы, минимизация рисков оттока средств на оплату услуг сторонних коммерческих лабораторных структур; снижение расходов на содержание неиспользуемых помещений и помещений с низкой загрузкой».
Директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской Анастасия Щербакова выступила в защиту предлагаемых Минздравом Колымы изменений.
«В последние пять лет в рамках реформирования системы здравоохранения Минздрав РФ переходит на одноканальное финансирование, в регионах проводили реформы, реструктуризацию, укрупняли подразделения, чтобы повысить качество обслуживания, обеспечить специалистами медучреждения, перевести часть медицинского персонала в немедицинский, провести централизацию немедицинских служб, чтобы средств из ФОМС, выделяемых на территорию, хватало на качественное оказание медпомощи, а не содержание параллельных расходов. В этом плане Магаданская область, так сказать, затормозила, - пояснила она депутатам региональной Думы. - Это привело к тому, что выделенных 5 млрд субвенций в силу наличия нереструктуризированного коечного фонда, не откорректированного количества медучреждений с маленькой численностью прикрепленного населения дефицит составляет около 2 млрд рублей.
Сегодня Минздрав региона разрабатывает мероприятия, которые приведут к укрупнению медицинских организаций в рамках возможностей ОМС. Районные больницы мы уже перевели на сметное подушевое финансирование и таким образом содержать штат лечебных учреждений. Они получают ежемесячно одну двенадцатую от годовой потребности в зависимости от прикрепленного населения. Это вынуждало их заниматься приписками, потому что если нет больных, нет и зарплаты.
Возьмем те самые пять родов в год в Сусусманском округе. Там должен сохраняться пост медперсонала на всякий случай, но вы должны понимать, что, если врач принял только пять родов в год, то нельзя говорить о его высокой квалификации, так что при объединении планируется, что, если одна акушерка будет работать на три округа, то, в силу командировок между больницами…»
«Такого быть не должно: оптимизация как цель,– не выдержал председатель Магаданской областной думы Сергей Абрамов. –– Мы говорим, хватает денег или нет, а должны говорить о системе здравоохранения и гарантированности оказания качественной медпомощи. Если в селе проживает три человека. но нет никакой логистика, медицина должна там быть. Мы будем содержать там врача. Даже если он примет одну роженицу в год, - дай бог, через год их будет пять, а может, туда люди поеду, население прирастет. А мы исходим из того, что нужно привесит систему в соответствие с численностью. Сегодня надо привести штаты к численности 120 тысяч человек, завтра останется 90 тысяч – и мы будем оптимизировать дальше? Не хватает 2 млрд рублей на медицину - это ваша задача, - задача Правительства области добыть эти деньги и доказать, что наша система здравоохранения уникальная, и другой по определению быть не может, потому что в иных случаях гарантированность и качества не обеспечить, и это станет детонирующим фактором уменьшения численности населения на территории. Не деньги надо экономить, - идите, экономьте у себя, занимайтесь экономией, ищите».
Вице-председатель Магаданской областной Думы Александр Басанский тоже высказался резко против предлагаемых изменений. Он уверен, что сохранение набора социальных гарантий для жителей региона – это условие геополитической стабильности страны, потому что иначе люди будут покидать территорию.
«Ряд проблем, которые озвучил министр здравоохранения региона, носят животрепещущий характер. Но есть ряд организационных вопросов. Есть главы округов, есть депутаты, это к ним в люди идут в первую очередь, а не к министрам. Ряд решений по оптимизации не выдерживает критики. Главврач станет старшим в филиале, и оперативность управления пострадает. У многих из нас есть огромный опыт работы управленцами. Я не представляю, как за сотни километров можно оперативно управлять больницами. И возмущение в округах – это результат серьёзной недоработки, потому что не было проведено работы на местах. Пока мы не видим плюсов в такой реализации поставленных вопросов, - сказал он. - Говоря об оптимизации, вы ведете речь об экономике. Но существование Магаданской области – это, прежде всего, геополитика. Еще 25 лет назад Магаданская область вместе с Чукоткой насчитывала 415 тысяч человек, а сейчас на Колыме без ЧАО проживает 141 тысяча.
Хорошо, что губернатором принято решение приостановить действие постановления. Ни один глава округа не знал о реорганизации больниц. Назначение главврачей - это прерогатива Минздрава, но нужно с уважением относиться к людям. Я беседовал с главами Хасынского и Ольского округов – все возмущены.
В связи с грядущими переназначениями в коллективах медучреждений начинается брожение, а гасить его придется главам и депутатам. Мы уже переживали кадровый дефицит в системе здравоохранения, и поименно смотрели, кто может работать главными врачами, и нам дорог каждый человек.
А оставить одного руководителя на три района - это безумие, когда поселки находятся за пятьсот километров друг от друга, и переименовать главврача. Смысла в этом нет. Так считают и жители, и работники здравоохранения. Тогда надо министра здравоохранения области назначить главврачом областной больницы, и тогда все районные больницы получат статус департаментов, а министерство сократить.
В этой оптимизации нет логики. Надо проводить консультации с главами, руководителями медучреждений, депутатами, и они должны носить характер открытого диалога. Многие вопросы носят геополитический характер и определяют, кто будет жить на нашей территории.
Я предлагаю согласовывать с нами все решения, чтобы был конструктивный диалог, и тогда ваше ведомство принесёт нормальные плоды. Оптимизация в предложенном виде носит деструктивный характер и не нужна Магаданской области».
Комментарии