Совместный российско-американско-канадский экипаж повторил маршрут легендарной авиатрассы «Аляска-Сибирь», по которой перегонялись в СССР самолеты союзников в рамках поставок по ленд-лизу. Прежде чем прибыть в колымскую столицу, авиаперелет проделал долгий путь по Северной Америке от города Грейт-Фолз в штате Монтана до Нома на западе Аляски. Затем пилоты перелетели через Берингов пролив на Чукотку, а из Анадыря вылетели в Магадан.
Летчиков Валентина Лаврентьева, Сергея Баранова, Николая Демьяненко, Александра Рябинина, Фрэнка Мосса, Глена Мосса, Роберта Стинбока, Джона Макинсона на взлетно-посадочной полосе встретили представители руководства Магаданской области и города Магадана, ветераны Великой Отечественной войны, представители общественных организаций, молодежи, энтузиасты военной истории и любители авиации. У трапа самолётов их приветствовали традиционными русскими хлебом-солью под звуки эвенского бубна.
Первый заместитель председателя правительства Татьяна Исаева Магаданской обалсти выразила свое восхищение пилотами Алсиба -2015 и от имени губернатора региона Владимира Печеного поблагодарила всех участников и организаторов перелета.
«Спустя 70 лет вы восстановили легендарный воздушный мост, который поставлял самолеты и другие ценные грузы для нашей общей победы над фашизмом. Магаданцы помнят о тех днях, в том числе и о дружбе, которая связывала наши страны в то трагическое время, свято чтят память летчиков, погибших во время перегона самолетов по трассе Аляска-Сибирь», - подчеркнула Татьяна Исаева.
Один из организаторов и пилотов Сергей Баранов рассказал, что идея проекта «Аляска-Сибирь 2015» - купить машины времен второй мировой, пролететь на них по маршруту Алсиба и передать их в музей вооруженных сил – появилась два года назад на московском авиасалоне. Один из ее авторов летчик-космонавт Алексей Леонов. Эта идея нашла поддержку и за океаном.
«На всех аэродромах и в США, и в Канаде нас очень тепло встречали, привозили ветеранов и техников, которые участвовали в обслуживании Алсиба. Там помнят наших пилотов и это радует, ведь, как сказал наш президент Владимир Путин, несмотря на все сегодняшние сложности, нам следует сосредоточиться на чем-нибудь позитивном. А сотрудничество между нашими странами во время Великой Отечественной войны это и есть тот самый позитивный опыт», - отметил Сергей Баранов.
После Магадана самолеты сделают остановку в Якутске и Красноярске, а завершится перелет в августе 2015 г. на Международном аэрокосмическом салоне в подмосковном городе Жуковский. Самолёты, после показа на авиасалоне, будут безвозмездно переданы в Центральный музей Вооруженных сил России.
Совместный российско-американский проект «Аляска-Сибирь 2015» посвящен 70-летию Великой Победы. Организаторами проекта являются ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска-Сибирь 2015» («Алсиб 2015»), ООО «Русское Авиационное Общество» (ООО «Русавиа»), Международная компания Wargaming, американская некоммерческая организация Фонд «BRAVO 369».
Акция направлена на закрепление в исторической памяти одного из наиболее ярких примеров сотрудничества между странами антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны, отдание долга мужеству и героизму его участников.
По информации Магаданского областного краеведческого музея, всего по маршруту «Аляска-Сибирь» с 1942 по 1945 годы перегнали 7928 самолётов. Самым трудным был участок протяженностью 1200 километров от Сеймчана до Якутска. Самолёты пролетали над хребтом Черского и Верхоянским хребтом, а также в районе Оймякона – полюса холода. Всего на советском участке трассы произошло 39 катастроф, погибло 114 человек.