Михаил Котов назвал причины, из-за которых дорожает рыба на Колыме



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. И рассказал, кто послал московских чиновников в Магадан

Рыбаки предупреждают колымчан о росте цен на свою продукцию. Рыба подорожает в силу ряда причин, не зависящих от промысловиков, поясняет президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор «Тихоокеанской рыбопромышленной компании» и «Маг-Си Интернешнл» Михаил Котов.

По словам руководителя, на стоимость рыбной продукции отрицательно повлияют намеченные на октябрь крабовые аукционы в рамках второго этапа инвестквот; 100-процентное удорожание строительства судов на отечественных верфях; кабальные условия кредитования бизнеса. Кроме того, многократно выросли ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, что уже сказывается на цене рыбы. При этом налоги от рыбной отрасли перестали поступать в местный бюджет.

- Михаил Николаевич, ваш прогноз по результатам предстоящих крабовых аукционов для магаданских компаний? Удастся им сохранить хотя бы часть имеющихся сегодня квот?



- Иллюзий не питаем. Если в 2019 году, на первом этапе «инвестпередела» отрасли, минимальная стартовая цена лота была 3 млрд рублей, то сейчас – 7,8 млрд. Это невероятные деньги, взять которые предприятия могут только в кредит, под невероятные же проценты: 14-16%.
Изменение курса рубля повлияло на стоимость строительства промысловых судов, которые рыбаки (из тех, кому все же посчастливится выкупить какие-то доли и остаться с работой) обязаны будут закладывать на отечественных заводах.

Например, наши новые краболовы «Омолон» и «Кедон», полученные в этом году, обошлись в 3 млрд рублей – по 1,5 млрд каждый. Теперь за 3 млрд рублей удастся построить только одно такое судно – об этом уже заявили на Хабаровском судостроительном заводе.
При этом вопреки заверениям Росрыболовства на отечественных верфях ничего не поменялось: по-прежнему нет добротных отечественных проектов рыбацких судов, двигателей, ходового, навигационного, промыслового оборудования, даже качественного металла – все опять придется закупать за рубежом. А сами заводы Объединенной судостроительной корпорации остались в состоянии глубокого банкротства.
Таким образом, минимальная цена победы в аукционе составит 11 млрд рублей. Сможет предприятие выкупить лот за такую сумму – это без вариантов отразится на конечной цене продукции. Не сможет – у предприятия отберут оставшиеся 50% квот. Ситуация патовая.

- Зато рыбаки обновляют флот.



- Мы не можем понять, зачем нас заставляют это делать. Кто лучше самих рыбаков знает состояние их флота и больше печется о безопасности экипажей? Мы сами, не дожидаясь понуждения, а исходя из своих потребностей, построили на китайской верфи «Атку» - судно с уникальной комплексной переработкой улова, которое, к слову, обошлось в разы дешевле, чем построенное на родине. Сами строим большой траулер в Турции.

Да, с проектом краболовов и исполнителем – хабаровским заводом - угадали. На промысле «Омолон» показал себя прекрасно, экипаж доволен. Надеемся, что так же поведет себя в море и его «брат-близнец» «Кедон». Но теперь нам придется списывать несколько действующих судов. Промысловые «Александр Шалин», «Вестерн Энтерпрайз», «Вилига» и транспортник «Лира» еще вполне надежные суда и могли бы продолжать выходить в море, но после изъятия квот государством для них не остается работы. Продать эти суда мы не можем – у других рыбопромышленников ровно такая же ситуация, им самим сегодня некуда девать свой флот.

Посчитали: примерно половину флота потеряют российские рыбодобытчики после второго этапа инвестквот. Суда придется сдать на металлолом или бросить ржаветь на приколе. Всего без права добычи, но с долгами от первых аукционов останутся порядка 70 компаний.

- Это значит, в отрасли грядут сокращения?



- Да. Впрочем, для Магаданской области они пройдут не слишком заметно, так как у нас напряженная ситуация с кадрами: после поднятия налоговой планки в рыбной отрасли снизились средние зарплаты, еще недавно самые высокие в регионе. Люди перестали идти в море.
Наши компании утратили возможность достойно оплачивать тяжелый труд рыбаков и сдерживать цены на продукцию после того как Федеральное агентство по рыболовству в 309 раз увеличило ставки сборов на вылов водных биоресурсов, в том числе на «народную» рыбу – сельдь, минтай, лосось. По некоторым объектам ставки выросли до 1 700 раз!

Мне как коренному колымчанину обиднее всего то, что все эти налоговые отчисления перестали пополнять областной бюджет. Раньше мы платили единый сельхозналог, и ежегодно региональная казна получала от промысловиков порядка 500 млн рублей. Теперь все деньги уходят в федеральный центр.

Дорогая рыба, оскудение местных бюджетов, разорение рыбопромышленных компаний, безработица – это еще не все последствия «реформирования» отрасли. Нас тревожит опасная тенденция снижения качества рыбной продукции, которую наблюдаем в последнее время у некоторых коллег. Стремясь хоть как-то сэкономить, предприятия начали выпускать откровенный брак, а это уже – угроза здоровью россиян. Хочу заверить земляков: все участники Магаданской ассоциации рыбопромышленников планку по качеству своей продукции не снижают.

- А на инвестиционных проектах рыбаков данная кризисная ситуация отразится?
- Однозначно, будем поджиматься в расходах на такие социальные проекты, как горнолыжный комплекс «Снегорка», часть направлений придется приостановить до лучших времен. Но приложим все усилия для развития портового комплекса в Магадане – для экономики региона это, пожалуй, главный стратегический проект на сегодня, бросать его нельзя.

- Колымчан взволновало, что президент Владимир Путин усомнился в целесообразности федерального финансирования реконструкции рыбного порта.



- Главу государства неверно информировало руководство Росрыболовства. После пояснений, данных президенту губернатором Сергеем Носовым, в Магадан были направлены министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев и руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков – чтобы увидели бухту Нагаева и на месте разобрались в замысле региональной власти и частных инвесторов.
В чем заключается замысел? В северной части Охотского моря десятки судов ловят минтай, сельдь, камбалу, палтуса, краба, креветку, трубача. При этом добытчикам на пять-семь дней и больше приходится приостанавливать промысел в ожидании перегрузчика либо самим идти во Владивосток на разгрузку, а это минимум десять суток, не считая очереди в порту.

И все потому, что на огромном побережье от Охотска до Петропавловска-Камчатского нет ни одного порта, где суда могли бы сгрузить улов, отремонтироваться, пополнить запасы топлива, воды, продовольствия.

Таким портом, экономящим время и деньги рыбаков и снижающим нагрузку на порты Приморья, вполне может стать Магадан благодаря удачному расположению: переход к нему из основных промысловых районов составляет не более 10-12 часов; реальный период работы, учитывая ледовую обстановку зимой, – до восьми месяцев в году.

План - построить в рыбном порту причалы, рассчитанные на заход судов различного класса, включая крупнотоннажные; оснастить территорию современным погрузо-разгрузочным и холодильным оборудованием, организовать ремонтную базу, склады, сопутствующие производства.
Причальные стенки были и остаются стратегическими государственными объектами и федеральной собственностью, поэтому и строить их должно государство. А всю «надстройку» берет на себя бизнес.

Одновременно на другой стороне Нагаевской бухты построим «Марину» - центр обслуживания маломерного флота. Там будут причалы, стоянки и сервисные производства для катеров и яхт. Береговая зона будет оборудована под культурно-развлекательное и туристическое пространство с досуговыми центрами, променадом, фудкортами, велодорожками и прочим. Отсюда колымчане и гости области будут отправляться на экскурсии на острова Завьялова, Недоразумения, на рыбалку, морские прогулки. Принцип тот же: государство вкладывается в причальные стенки, остальное – забота частного бизнеса.

Замечу, что по строительству этой части портового комплекса уже подписаны инвестиционные соглашения. Работа идет. Думаю, что и в отношении рыбного порта правительство региона добьется понимания и поддержки федерального центра, и провозглашенный властями страны приоритет развития Дальнего Востока обретет наконец конкретное воплощение, которое будет приносить реальную пользу не одному поколению жителей Магаданской области.
Михаил Котов назвал причины, из-за которых дорожает рыба на Колыме



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки