МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 16 мая 1973 года в соответствии с приказом Министра морского флота № 93 морской торговый порт Нагаево переименован в Магаданский морской торговый порт Дальневосточного пароходства Министерства морского флота СССР.
Строительство порта было связано с тем, что в начале 30-х годов на берегу бухты Нагаева стал закладываться будущий город Магадан. Там создается перевалочная база, через которую идет снабжение многочисленных геологоразведочных партий, строителей дорог и первых горнорудных приисков, разбросанных на огромном пространстве от Охотского моря до бассейна реки Колымы. В этом районе геологи обнаружили золотоносные месторождения, пригодные для промышленного освоения.
От Нагаевского порта к приискам, в глубину колымской тундры, через горы и топкие болота прокладывалась первая автострада. Всю эту работу объединил специальный трест - Дальстрой, подчиненный Совету Труда и Обороны СССР. Морской торговый флот был единственным видом транспорта, осуществлявшим связь с этим северным районом". Так сказано в юбилейном сборнике "Дальневосточное морское пароходство. 1880 - 1980", изданном во Владивостоке.
Данная информация полностью согласуется с документами Государственного архива Магаданской области (ГАМО). Согласно одному из них, директор Дальстроя Э. П. Берзин издал приказ № 8 от 9 января 1933 г., в котором говорилось об организации "в составе Капдорстроя (Управление капитального дорожного строительства. - А. К.) на правах предприятия "строительной конторы с наименованием "строительство порта б/х Нагаево". Начальником строительства назначили инженера П. П. Будзко.
Последующие события развивались очень быстро. Уже к 13 января 1933 г. были завершены работы по предварительной разработке схемы портовых сооружений, по выбору их типов, подбору расчетных данных и выработке методологии проектирования и производства работ. Все они были проведены "во внеурочное время" группой сотрудников проектно-планового бюро строительного сектора Дальстроя в составе 7 инженеров и 3 техников. Таким же образом к 13 января 1933 г. справилась с заданием одна из партий отдела изысканий Капдорстроя, осуществившая полевые работы по топографической съемке бухты Нагаева.
читать далее