МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Разбираем, что не так с новым порядком распределения крабовых квот и с чем останется Магаданская область
Блицкриг с принятием поправок в Закон о рыболовстве, отменяющих исторический принцип распределения крабовых, а впоследствии, вероятнее всего, и рыбных квот и выставлением их на аукционы, наткнулся на дружное сопротивление рыбацкого сообщества.
Под натиском протестных выступлений промысловиков интересанты скорейшего принятия поправок «бэз шуму и пыли» были вынуждены временно отступить, дать возможность Счетной палате внести свои замечания в раздел финансово-экономического обоснования и даже выставить законопроект для общественного обсуждения на правительственном сайте regulation.gov.ru.
Правда, отведенный для обсуждения срок до смешного мал – всего 15 рабочих дней (у заказчика явно чешутся загребущие ручки!). Кроме того, нет оснований рассчитывать на то, что в последующем проект закона «завернет» Госдума. Пенсионная реформа – яркая демонстрация беспрепятственного прохождения у нынешнего депутатского корпуса любой антинародной инициативы.
«Почему сразу – «антинародной»? - возразите вы. - Это же банальный передел рыбной отрасли, от которого простому населению ни холодно ни жарко». Что ж, давайте разбирать.
Законопроект лишает объемов промысла (читай: работы) действующих пользователей водных биоресурсов, открывая допуск к ним исключительно финансовым монополиям. Квоты на торгах купит тот, у кого тупо больше денег. А у кого в стране больше денег? И в каком месте все эти деньги сосредоточены?
Правильно, в Москве. Таким образом, с введением аукционов произойдет ставший традиционным для современной российской экономики отъем ресурсов у региональных предприятий в пользу столичных структур, близко связанных с правящей элитой. Местные предприятия, не имея более объемов работы, закроются. Их вчерашние сотрудники останутся на улице.
Как тягловая сила пришедшим на рынок новым предприятиям они не интересны. Дешевле нанять людей из других регионов, да хоть тех же москвичей, и возить вахтами. Вклад в социальное развитие территории присутствия? Зачем? Нецелевые траты.
Наверное, излишне пояснять, что зарегистрированы данные предприятия будут не в области, а все в той же Москве, что исключает наполнение местного бюджета налоговыми отчислениями. Кто сомневается, что это будет именно так, присмотритесь к нашим горнодобывающим компаниям под управлением московских боссов.
Далее. Победитель аукциона будет обязан под купленные квоты построить на территории России «инвестиционные объекты». Какие именно, проект умалчивает. Вероятнее всего, речь о рыболовных судах и рыбоперерабатывающих заводах. Что при этом будут делать давно действующие на территории приморских регионов производственные объекты, которые и без того задыхаются от нехватки сырья, либо отсутствия приемлемой логистики для реализации своей продукции, либо обнаглевших от безнаказанности спекулянтов-перекупщиков? О таких мелочах законотворцам думать не по рангу.
Даже если допустить, что квотовладелец построит новые заводы, стоять они будут точно не в местах промысла: емкость местных рынков мизерная, а на экспорт заводская готовая продукция типа консервов из краба не годится. За границей ценится продукция с минимальной степенью переработки. Пресервы, рыбная кулинария просто не дойдут до заграничного потребителя ввиду малых сроков годности и капризных условий хранения.
То есть, появления новых перерабатывающих мощностей в Магаданской области не предвидится, старые из-за отсутствия сырья закроются. Обеспечение продовольственной безопасности населения окажется под вопросом (это в морском-то регионе!). Доля безработных колымчан значительно увеличится, размер налоговых поступлений в бюджет, напротив, сократится. Как таковая рыбная отрасль региона фактически перестанет существовать. Ну как, все еще ни холодно ни жарко?
А теперь самое занятное – о реальном экономическом эффекте вносимых поправок. Это что-то особенное! Сильно смахивает на коррупционный и заведомо браконьерский замут.
Например, строительство необходимого для получения крабовой квоты среднетоннажного судна на российских верфях стоит примерно 30 млн долл. Чтобы загрузить судно работой на 10 лет (законопроектом предусматривается именно такой срок владения приобретенной на аукционе квоты), необходимо купить на торгах долю в 1 тысячу тонн в год. По приблизительной оценке, ее стоимость на аукционе, скажем, на краба-стригуна опилио, может достигать 80-100 и больше млн долл.
К этим тратам добавляем ежегодные эксплуатационные расходы на одно судно (налоги, топливо, зарплата, ремонты, регистровые освидетельствования и т.д.) - всего 25 млн долл. Итого по минимуму выходит кругленькая сумма в 150 млн долл.
А теперь (та-даам! Вот она, голубая мечта «придворных» рыбаков!) подсчитываем доходы от реализации краба за границей указанного объема квоты. По нынешним ценам получается около 120-130 млн долл. Расходы 150 млн, выручка 120 млн. Такой вот парадоксальный гроссбух.
Но где же прибыль? Ведь выручка намного меньше, чем затраты! Так бизнес не делается!
Верно, бизнес так не делается, зато все становится на свои места, и приходит понимание, для чего был закручен весь этот лихой сюжет с аукционами и очернением отрасли на всю страну. Прибыль от предложенной законопроектом схемы и не предполагается! И инвестировать в заводы-пароходы никто не спешит.
Преследуется единственная цель – влезть в как бы «закрытый» крабовый пул, растолкав прежних игроков увесистыми чемоданами с пачками купюр. А где-нибудь через год-другой, когда конкуренты будут убраны, уничтожены (теперь это называется «развитие конкуренции»), -отменить принятые поправки с инвестобязательствами, оказавшиеся вдруг «ошибочными», «непродуманными» и «неэффективными».
Есть и другой вариант развития событий: приобретатель квот планирует эксплуатировать их беспощадно, выгребая из моря все, что шевелится, подрывая запасы, занимаясь неприкрытым браконьерством. А через 10 лет хоть трава не расти, потому что свое светлое будущее новоявленные «крабовые воротилы», как и их властные друзья, связывает отнюдь не с Дальним Востоком, и вообще не с Россией.
Какой вариант вам не нравится больше? Для российских рыбаков не приемлемы оба. Экипажи российских промысловых судов продолжают слать президенту В.В. Путину и премьер-министру Д.А. Медведеву телеграммы с требованием прекратить разваливать отрасль. На днях подобные обращения были отправлены со всех магаданских рыболовных судов. Будут ли они услышаны?
Е. Ершов