Михаил Котов: Последние десять лет мы доказывали Правительству России, что продажа квот на аукционе – это в принципе плохая идея


Российские рыбопромышенники в шоке: выдвинутая инициатива о новом перераспределении квот на добычу краба сводит на нет их планы на развитие предприятий и отрасли в целом. Пока это предложение еще обсуждается, но представители бизнеса не ждут ничего хорошего. Необходимость участия в новых аукционах без всяких гарантий ввергнет компании в колоссальные убытки, а для потребителей обернется только повышением цен на морские деликатесы. Регионы могут получить миллиарды убытков из-за уменьшения налогооблагаемой базы, судостроительные компании – потерять контракты, люди - лишиться работы.

В ноябре в СМИ распространилась информация о том, что в некоем «письме без подписи» на имя Президента России Владимира Путина было изложено предложение об изменении порядка распределения квот на добычу краба. Речь идет о том, чтобы забрать у рыбаков эти квоты и снова выставить на аукцион с 2019 года. Говорят о переделе рынка, который оценивают в 120 млрд руб. в год.

Напомним, в России с 2002 года водные биоресурсы стали распределяться посредством аукционов. Был введен так называемый «исторический принцип» распределения, по которому рыбопромышленные предприятия получают свои доли на вылов сроком на 10 лет: их размер определяло Росрыболовство по результатам оценки деятельности предприятия: количества квот и объема изъятия. Разрешенный объем добычи закреплялся за компанией на десять лет с правом продления срока в случае успешной работы. С 2019 года предполагалось, что эти доли могут быть распределены уже на 15 лет. Это позволяло рыбопромышленникам планировать долгосрочные программы, строить суда, финансировать социальные мероприятия.

Однако сейчас обсуждается возможность передачи этих квот на новые аукционы. То есть компании, которые ранее уже потратились на приобретение квот, должны будут снова биться за право вылова краба без учета истории деятельности предприятия. Это на корню рушит все планы по развитию отрасли, уверены ее представители. Конечно, краб не является единственным ресурсом для компаний, однако это высокомаржинальный продукт, и его добыча и реализация позволяет развивать и работу с другими видами биоресурсов, а значит, в целом поддерживать рыбодобычу.

Кроме отказа от исторического принципа распределения квот предлагается исключить и инвестиционные квоты для краба, - то есть возможность для компаний получить их при условии строительства судна-краболова в России. Это значит, что они будут отказываться от заключения контрактов с верфями из-за необходимости тратиться на аукционах. Общий убыток последних может составить более 50 млрд рублей.

Президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов

рассказал РИА «КОЛЫМА-ИНФОРМ» о последствиях предлагаемых изменений для компаний и для регионов, в частности, для Магаданской области.

«Последние десять лет мы доказывали Правительству России, что продажа квот на аукционе – это в принципе плохая идея. Все помнят, что, когда начались аукционы по продаже квот на водные биоресурсы в 2002 году, все рыбаки стали браконьерами, потому что приходилось тратить бешеные деньги на квоты, обслуживать суда и платить людям зарплату. Надо было выживать, мы пытались доказывать пограничникам, что не виноваты в такой ситуации. Но все постепенно забылось, потому что квоты, которые мы покупали на аукционах, были закреплены за предприятиями на 10 лет.

Например, наша компания 12 лет выбиралось из ямы, и только три года назад мы погасили долги перед банками и партнерами и стали активно развиваться. Мы смогли начать новые программы, например, по производству охлажденной рыбы, приобрели несколько судов-краболовов, начали работать по новым видам биоресурсов. Отказались возить живого краба, а развиваем глубокую переработку. Мы настроены поставлять высококачественную продукцию, продавать ее в Японию, Корею, США.

Михаил Котов: Последние десять лет мы доказывали Правительству России, что продажа квот на аукционе – это в принципе плохая идея


В последние два года перед нами была поставлена задача переориентироваться на внутренний рынок. Раньше это было практически невозможно. Государство все делало для этого: иностранным компаниям требовался всего один сертификат на происхождение рыбы для продажи в России, а нам приходилось собирать по два десятка справок. Один и тот же контейнер с рыбой Россельхознадзор досматривал и во Владивостоке, и в Челябинске, и в Новосибирске. Сертифицированные судно должно было неделю ждать, пока ветеринары сделают анализы и проверят привезенную сельдь, хотя оно должно разгружаться за 20 часов и возвращаться на промысел.

Нам удалось изменить эту схему, и мы стали поставлять на внутренний рынок на 80 процентов больше продукции и более дешевой цене.


Норвежский лосось никогда не стоил меньше 800 рублей за килограмм, и это – искусственно выращенная рыба, которую там не едят, сравните с ценой на кету в Магаданской области.

За годы стабильной работы рыбаки пришли к тому, чтобы инвестировать в развитие предприятий, и выплачивать достойную заработную плату. В Магаданской области самая высокая зарплата – в "Тихоокеанской промышленной компании" и "Маг-Си Интернешнл": за 9 месяцев она составляет в среднем 138 тысяч рублей. Во все уровни бюджетов мы выплачиваем налогов на сумму около миллиарда рублей, - больше, чем горняки. Почему это не видят в Правительстве и те, кто устраивает передел в отрасли?

Мы договаривались о закреплении за предприятиями долей на следующие 15 лет, и, исходя из этого, приобретали квоты по бешеным ценам. Судно работает 25-30 лет, то есть первые 15 лет мы окупаем квоты, а затем можем работать на прибыль. Рыбопромышленники обрадовались тому, что можно вкладывать в развитие, зарабатывать имя, репутацию.

Но в нынешнем году вдруг появилось письмо без подписи о том, что рыбаки мало платят налогов на добычу краба, который является высокодоходным продуктом, а потому надо забрать все квоты и снова выставить их на аукцион.

Да, если продать квоту на 70 тысяч тонн краба, то в госбюджет поступит около 200 млрд рублей. Но это разовое поступление, и никто не задумывается, что будет дальше. А государственная казна следующие 15 лет не будет получать ничего.

Если идея о перераспределении крабовых квот на новых аукционах будет поддержана, чем это обернется для отрасли?



Мы эти квоты тоже покупали на аукционах, почему мы должны делать это второй раз? И даже если сейчас мы купим по бешеным ценам квоту сто или двести тонн краба, то остальные незадействованные суда придется резать на металлолом, а людей увольнять. В то же время, новому предприятию придется проработать лет 5-10, чтобы создать себе репутацию.

Уже сейчас мы отказались от ремонта шести краболовов, потому что не знаем, чем закончится эта история. На российских верфях подписано контрактов на 30-40 краболовных судов, у заводов в Санкт-Петербурге, Калининграде и на Дальнем Востоке только появилась уверенность в завтрашнем дне: эти контракты означали стабильную работу, заработные платы, социальные выплаты. Теперь же они простаивают, потому что рыбаки не уверены, что эти краболовы им вообще понадобятся.


Но рыбопромышленные компании, как правило, не моноресурсные?



Да, мы добываем минтай, треску, селедку, трубач. Но краб – это основная статья доходов. В нашей компании на краболовных судах занято около 600 человек, и теперь они рискуют потерять работу. Мы не можем прогнозировать развитие компании в таких условиях.

Благодаря этому промыслу мы можем содержать завод на Гадле, который уже 25 лет выпускает отличную продукцию, но приносит 20-30 млн убытков ежегодно. Там работает около сотни человек. Мы содержим горнолыжный комплекс «Снегорка», который посещает много магаданцев, выплачиваем именные стипендии в вузах и средних специальных учебных заведениях, чтобы привлечь молодежь к нам на работу. Сейчас эти социальные программы находятся под угрозой.

Конечно, если такое решение будет принято, мы выйдем на аукцион, будем биться, но, даже если мы купим лот на 100 тонн за, к примеру, миллиард рублей, то мы эти тонны распределим на количество краба и будем продавать его по соответствующей цене - не по 900 рублей, а, к примеру, по 5 тысяч.

На каком этапе сейчас находится обсуждение этой инициативы?



Мы потребовали сбора Общественного совета при Агентстве по рыболовству, на него съехались все дальневосточники, представители Мурманска, Калининграда, Санкт-Петербурга, даже Крыма, и никто не мог понять, как можно верить государству, если правила игры так неожиданно меняются.

В начале декабря нам объявили в Администрации Президента, что должно состояться совещание по данному вопросу, потому что Владимир Путин подписал письмо на имя своего помощника Андрея Белоусова, чтобы тот подготовил предложения. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что положительные стороны от данного решения очевидны: в бюджет придет около 200 млрд рублей. Но отрицательный эффект в том, что в следующие годы можно все потерять!

Представитель Федеральной антимонопольной службы заявил, что все надо отдать на аукционы, придет новый игрок, и краб будет в каждом доме и бесплатно. Но всем ясно, что если он купит квоты за огромные деньги на аукционе, то продавать он их тоже будет по баснословным ценам.

На первом совещании Минэкономики и Минфин высказались в нашу пользу. Минвостокразвития выступил с критикой этой инициативы. Даже руководитель Сбербанка Герман Греф, который был инициатором старых аукционов, написал, что нельзя этого делать, потому что рыбакам уже выдано кредитов более чем на миллиард долларов на развитие, но они не смогут вернуть эти кредиты и рухнут при изменении правил распределения. Объединенная судостроительная компания тоже теряет контракты на 30 судов, а стоимость каждого – около 20 млн евро.

Губернаторы и заксобрания регионов поддерживают рыбопромышленников, направляют письма в Администрацию Президента РФ, то же сделала и Ассоциация рыбопромышленников.

Мы не понимаем, для чего это делается. Зачем губить отрасль, которая работает, несмотря на отсутствие государственной поддержки? У нас самая большая налоговая нагрузка. Нигде в мире нет налога на водные биоресурсы, кроме России, но мы справляемся. На ярмарках выходного дня рыба самая дешевая в Магадане из всех регионов Дальнего Востока, хотя транспортная схема этого не позволяет. Но наши рыбаки социально ориентированы и, к счастью, никто не собирается поднимать цены.


Мы расстроены тем, что у нас пытаются забрать уверенность в будущем. Мы прогнозируем, что, скорее всего, из полутора тысяч работающих на предприятии останется около 300 человек, и мы перестанем помогать инвалидам и выплачивать стипендии. Сейчас социальным партнерам мы ежегодно выплачиваем около 30 млн рублей, это существенная цифра. Потери бюджета тоже будут значительны: мы подсчитали, что налоговые платежи у нас сократятся до 140-160 млн в год.

Какие шаги предпринимает Всероссийская Ассоциация рыбопромышленников для решения этого вопроса?



На 27 февраля планируется форум рыбопромышленников в Москве, с приглашением членов Правительства и Президента, чтобы они услышали нас. Хватит издеваться над рыбной отраслью. Мы уже наступали на эти грабли с аукционами. Давайте уважать принятые условия и поддерживать стабильность работы отрасли. Мы доказали, что рыбаки могут вкладывать в экономику России гораздо больше, чем многие другие. Это касается и Магаданской области.




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки