На днях в Магадане состоялись публичные обсуждения проекта городского бюджета. На них заместитель председателя Правительства Магаданской области Тамара Атанова рассказала, как на сегодняшний день формируется расчетная оценка минимальной бюджетной обеспеченности по регионам.
Тамара АтановаЗаместитель председателя Правительства Магаданской области
По инициативе главы Счетной Палаты России Татьяны Голиковой делаются попытки перейти к нормативному бюджету, но методики меняются ежегодно. Единственный норматив, который сейчас применен при рассмотрении регионального бюджета на 2018 год, действует в системе здравоохранения. В остальных отраслях в основном среднероссийские расходы на душу населения умножаются на количество получателей услуги: если речь о детских садах – то на количество детей, если о школах – на количество учащихся, - пояснила Тамара Атанова. - Мы обращались в Правительство РФ с просьбой учесть особенности нашего региона, это обращение было воспринято, и некоторые коэффициенты теперь введены, например, на удаленность, и зарплатные коэффициенты, потому что в нормативах хозяйственные расходы и выплата зарплаты учитываются отдельно.В сфере культуры ситуация сложнее. Здесь мы рассчитываем на совместный поиск решения с мэрией Магадана, поскольку основной объем финансирования с учетом количества жителей приходится на областной центр.
Дело в том, что расчетный показатель зависит от количества проживающих. Поэтому, хотя все поправочные коэффициенты для нашей территории применяются, и учитываются высокие коммунальные тарифы, нам не учитывают больше половины наших фактических затрат, потому что среднероссийские нормативы ниже, чем в Магаданской области. Но мы не можем позволить себе закрыть часть учреждений культуры из-за того, что в отдаленном округе проживает небольшое количество людей.
Поэтому мы будем продолжать работу, чтобы предложить Министерству финансов РФ новые нормативы для повышения расчетной оценки минимального бюджета региона.
Что касается утверждения доходной части бюджетов регионов, то на совещании, которое провел вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак, был сделан упор на правдивость и обоснованность доходов. Управление Федеральной налоговой службы Магаданской области как никогда ранее тщательно проверяет все расчеты. Одна из причин в том, что в текущем году регион недополучил два миллиарда рублей по налогу на прибыль. Теперь налоговики подробно рассматривают каждого плательщика и те доходы, которые они закладывают в свои бюджеты.
В целом рост доходной базы зависит от наших действий в направлении того, чтобы все находящиеся на нашей территории предприятия платили налоги. Над этим мы работаем третий год. В текущем году Тенькинский округ пополнил свою доходную базу за счет подоходного налога от крупных недропользователей. Нам нужно выявлять предприятия-подрядчики, чтобы они становились на учет для поступления подоходного налога в региональный бюджет.
В следующем году больше станут поступления от налога на имущества предприятий. По требованию Минфина России в Магаданской области была отменена льгота по этому налогу, поскольку бюджет региона - высокодотационный. Однако в нем и в муниципальных бюджетах учтены выпадающие доходы.
Хотелось бы напомнить, что у Магаданской области, как и у других регионов, есть возможность получения дополнительных средств, в том числе на условиях софианснирования, из федерального бюджета. Для этого существует множество программ, конкурсов и грантов. Муниципальным образованиям Колымы, надо более активно в них участвовать и подталкивать к тому же областные ведомства. Объем денежных средств в этих программах довольно значителен. В качестве примера можно привести Татарстан – он участвует везде. Даже если грант предполагает получение 2-3 миллионов рублей, то для наших учреждений образования или социальной сферы это большие деньги, нельзя упускать такие возможности.
При этом особое внимание нужно уделить качеству подаваемых заявок. Об этом шла речь и во время публичного обсуждения проекта регионального бюджета: нередко их отклоняют из-за некорректной подготовки проектно-сметной документации или прочих документов. Однако мы учимся, и, надеюсь, с помощью муниципальных образований регион будет более активно участвовать во всех федеральных конкурсах.
Нельзя не упомянуть а таком дополнительном и очень существенном источнике финансирования инвестиционных проектов территории, как внебюджетный фонд Особой экономической зоны региона. С учетом неосвоенных в текущем году средств общий бюджет ОЭЗ на 2018 год составит около 1,5 миллиардов рублей. Те объекты, по которым не были окончены работы в 2017 году, будут перенесены на следующий год.
Эти деньги пойдут на капитальные расходы. Иных источников их обеспечения ни в областной бюджете, ни тем более в муниципальных, нет. Бюджет Магаданской области будет принят 19 декабря, и после этого каждый бюджетополучатель будет знать, какие средства и на какие цели выделены. Сразу после этого нужно активно готовить конкурсную и аукционную документацию, чтобы обеспечить своевременное освоение средств».