МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Магаданская областная Дума обсуждает проект бюджета на 2017 года и плановый период 2018-2019 годов. Возвращение к трехлетнему планированию – это новое в бюджетном законодательстве России. В первом чтении документ будет рассмотрен областным парламентом 25 ноября. Во втором, окончательном чтении – 23 декабря.
«Нам предстоит рассмотреть и утвердить областной и местные бюджеты. Если ранее мы принимали региональный бюджет на один календарный год, то сейчас – на три, бюджеты городских округов будут по-прежнему приниматься на год, - отметил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов на заседании совета представителей муниципальных образований. - Следующий год будет непростым, нам нужно решать важнейшие задачи, требующие значительных финансовых ресурсов. Бюджет обещает быть чрезвычайно напряженным, но его надо принять сбалансированными и приоритетным с точки зрения социальных обязательств.
Нам нужно изучить внутренние возможности региона, в том числе по упорядочению мер социальной помощи отдельным категориям граждан, мы пересмотрели ставку транспортного налога, который не менялся уже семь лет, повышение составит от 70 до 3 тысяч рублей в год. Все показатели в этих расчетах выверены. Кроме того, остальные регионы давно это сделали. На рассмотрении Магаданской областной Думы находится проект закона о мерах социальной поддержки гражданам с учетом адресности и нуждаемости. Нередко одна и та же категория граждан получает несколько видов социальной помощи. В этом случае нужно смотреть уровень доходов семьи и определять, достаточно ли она защищена или нужно эту помощь увеличивать».
Министр финансов региона Валентина Моисеева отметила, что на сегодняшний момент еще нет информации о размерах финансовой помощи для Магаданской области из федерального бюджета. Поэтому все расчеты пока включают только утвержденные на данный момент объемы федеральных субвенций и субсидий и собственные доходы территории. Кроме того, изменился порядок предоставления безвозмездной помощи субъектам.
«Финансирование первоочередных расходов региона осуществляется в виде дотаций, чего пока в расчетах нет. Но главное – Минфин и Минэкономразвития России подготовили и вносят изменения в порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. В методиках расчетов предусмотрен компенсационный механизм для регионов, у которых они занимают значительную долю в доходной части бюджета. Также учитываются результаты инвентаризации расходов органов государственной власти и местного самоуправления, - пояснила Валентина Моисеева. - Правительство РФ приняло проект распоряжения по оказанию минимальной финансовой помощи по итогам работы 2015 года.
Это повлекло понятие минимального бюджета. Он обсчитывается без учета капитальных затрат, в него входят только расходы по текущему содержанию учреждений, без объектов строительства и капремонтов. Таким образом, федеральное правительство насчитало для Магаданской области 20 млрд. рублей расходных обязательств, при 30 млрд. рублей в консолидированном бюджете территории. Не вошла в нее топливная составляющая, дополнительный трансферт на содержание медицинских учреждений в размере 1 млрд. рублей.
Минфин предлагает новый порядок определения финансовой помощи регионам. Основная доля – 80% рассчитывается по старой методике, а 20% распределяется на два потока: один – тем субъектам, где уровень бюджетной обеспеченности меньше минимального, и Магаданская область к ним не относится; вторая часть идет на компенсацию выпадающих доходов от централизации одного процента налога на прибыль в цифрах 2015 года. Гарантии, что Колыма попадет во вторую часть, тоже нет».
Если говорить конкретно о консолидированном бюджете и расходах областного бюджета, то в финансовом документе предусмотрены изменения в норматив распределения акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль организаций и ряд других. В результате доходы областного бюджета в 2017 году уменьшатся на 637 млн рублей, в 2018 – на 705 млн, в 2019 – на 716 млн рублей. Больше 300 млн рублей недополучит дорожный фонд территории.
Общий объем доходов областного бюджета составит в 2017 году 20 440 948,4 тыс. рублей, в 2018 году – 20 970 681,5 тыс. рублей, в 2019 году – 21 600 307,7 тыс. рублей.
Размер налоговых и неналоговых доходов областного бюджета спрогнозирован: на 2017 год - 18 596 906,0 тыс. рублей, налоговых доходов - 18 384 004,1 тыс. рублей, неналоговых - 212 901,9 тыс. рублей. На 2018 год - 20 314 915,0 тыс. рублей, в том числе налоговых доходов - 20 115 869,1 тыс. рублей, неналоговых - 199 045,9 тыс. рублей; на 2019 год - 20 938 877,4 тыс. рублей, по налоговым доходам 20 737 836,5 тыс. рублей, по неналоговым - 201 040,9 тыс. рублей.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета ожидаются в 2017 году в сумме 1 844 042,4 тыс. рублей или 19,4 % к уровню 2016 года, в 2018 году – 655 766,5 тыс. рублей или 35,6% к уровню 2017 года, в 2019 году – 661 430,3 тыс. рублей, практически на уровне 2018 года.
Расходы областного бюджета на 2017 год представлены в проекте в размере 20 440 948,4 тыс. рублей, на 2018 год - в размере 20 970 681,5 тыс. рублей, на 2019 год - 21 600 307,7 тыс. рублей.
В проект закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» впервые включено отдельное приложение об объемах государственной поддержки семьи и детей – «детский бюджет». Расходы на это составят в 2017 году 738 726,1 тыс. рублей, в 2018 году –739 149,4 тыс. рублей, и в 2019 году –739 116,1 тыс. рублей.
Объем государственного долга Магаданской области на 1 января 2017 года составляет 12 994 861 тыс. рублей, из них 66% - доля коммерческих кредитов. Это нагрузка в объеме 64% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Сокращение объема госдолга в 2017 году планируется в размере 3 377 268 тыс. рублей.
В 2018 году госдолг региона составит 11 917 593 тыс. рублей. В тот же период будут выпущены облигаций Магаданской области в сумме 3 700 000 тыс. рублей, планируется привлечение 2 855 490 тыс. рублей коммерческих кредитов. Будет погашено 7 255 489,8 тыс. рублей долга.
Объем госдолга Магаданской области на 1 января 2019 года составит 11 217 593 тыс. рублей. Выплатить придется 516 112 тыс. рублей, погашение бюджетного кредита из федерального бюджета, составит 700 000 тыс. рублей.
Верхний предел государственного внутреннего долга Колымы на 1 января 2020 года составит 10 555 474,8 тыс. рублей.
«Формирование бюджета территории – это ежедневная задача, к решению которой органы государственной власти и местного самоуправления должны подходить объективно, не просто обращаясь за деньгами, но и понимая, из каких источником можно их получить. Позиция финансистов сейчас в том, чтобы максимально сжать все расходы, это относится к стране в целом, - прокомментировал проект бюджета губернатор региона Владимир Печеный. - В целом у нас есть понимание, в каком направлении работать. Но пока неизвестен объем финансовой поддержки федерального бюджета, и мы можем только предполагать, каким он будет, чтобы сформировать расходы, в том числе по социальным обязательствам.
Нужно учесть и то, что в регионе растут собственные доходы. Это хорошо, поскольку говорит о развитии экономики. К 2019 году мы ожидаем значительного роста, это связано с вводом крупных объектов, в частности, запуска ГОК «Наталка» в 2017 году, который получит реальную прибыль к 2018-2019 году.
В 2017-2019 годах мы возвращаемся в практике реализации приоритетных проектов, сейчас определено 11 направлений на федеральном уровне, и это будет сопровождаться финансовой поддержкой. Для нас это тоже большое подспорье. Мы будем защищать наши приоритетные проекты на правительственной комиссии по развитию Дальнего востока под председательством Дмитрия Медведева.
Кроме того, мы можем претендовать на выделение стимулирующего гранта как субъект с растущей доходной базой, если не в 2017, то в 2018 году.
В отсутствие данных об объемах федеральной поддержки я поручил главам городских округов составить перечень объектов, которые требуют капитальных затрат и помощи Правительства области: это может быть содействие муниципальным образованиям в подготовке к ОЗП, приобретении коммунальной техники, ремонтах учреждений.
В нашем регионе установлен предельный индекс роста платежей за коммунальные услуги для жителей по коммунальным услугам – это 5% плюс-минус 2,6%. Можно сколько угодно говорить, что тарифы высоки, но они экономически обоснованы, как и в других регионах Дальнего Востока. Такое положение вещей увеличивает объем финансовой помощи из бюджета области, на 2017 это почти 4 млрд рублей. К сожалению, от этого уйти нельзя. Вместе с тем растут расти долги за коммунальные услуги, это тоже около 4 млрд рублей. Ресурсоснабжающие организации не могут нормально выполнять свою работу, и нагрузка на областной бюджет растет.
Что касается модернизации энергетической инфраструктуры региона, то, с началом применения выравнивания тарифов мы, возможно, сможем оптимизировать расходы на коммунальную энергетику и изменить структуру этих расходов.
Многие говорят о большом госдолге Магаданской области. Он составляет около 60% собственной доходной части бюджета. Его обслуживание – это дополнительная нагрузка. Но трагедии в этом нет. Без участия федерального центра мы не обойдемся, но это не дает повода считать, что мы не сможем выполнить свои обязательства перед населением.
Что касается нормальной жизни территории, то здесь нет оснований для беспокойства, но надо быть объективными в оценке наших возможностей по выделению денег.
К окончательному чтению мы будем иметь точную картину, и бюджет будет сформирован полностью».