МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В этой же группе российских субъектов еще две дальневосточные территории: Республика Саха (Якутия), в которой отмечена динамика + 0,1 балла, и Чукотский АО, стабильно набирающий 8,2 балла. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в Управлении информационной политики Правительства Магаданской области.
Среди позитивных событий на Колыме за прошедший месяц аналитики Фонда отметили проведение III Магаданской международной инвестиционной торгово-промышленной ярмарки и подписание на ней губернатором Владимиром Печеным ряда соглашений, в том числе с директором НПО «Импульс» Георгием Тироном о строительстве телекоммуникационного комплекса вдоль трассы «Колыма». В Фонде обратили внимание и на то, что вдвое увеличен в регионе разрешенный объем вылова горбуши для представителей коренных малочисленных народов. Региональным властям удалось добиться включения Правительством Российской Федерации в число субсидируемых авиамаршрута в город Сусуман. Магаданская область заняла 3-е место в рейтинге регионов по доступности приобретения жилья, который провело РИА Рейтинг.
Наряду с позитивными аналитики Фонда назвали и негативные события в регионе. По их мнению, на стабильности жизни колымчан отрицательно сказалось разрушение из-за паводка насыпи на подходах к мосту через реку Эльги на федеральной трассе Р-504 «Колыма» в Оймяконском районе Якутии. Малоприятной считают и возбуждение в регионе уголовного дела по подозрению в клевете в отношении жителя Магадана, обвинившего губернатора в хищении денежных средств, выделенных на строительство жилья. Смущает аналитиков также 82-е место Магаданской области в рейтинге эффективности госзакупок, который провел Аналитический центр при Правительстве РФ.
В целом же в этот период страна и её регионы были озадачены предпринятыми 28 июля масштабными перестановками в корпусе губернаторов и полпредов. В Фонде «Петербургская политика» именно этот факт считают главным событием региональной политики в июле. Ему удалось на какое-то время даже оттеснить избирательную кампанию в стране.
По мнению политологов, решение свести кадровые изменения (как громкие, так и вполне рутинные) в один пакет было воспринято как мощный сигнал из федерального Центра, создавший целое пространство для интерпретаций.
Первая интрига, убеждены аналитики Фонда, касается политического статуса губернатора и полпреда. Несмотря на то, что лоббистский потенциал новых губернаторов и уровень связей на федеральном уровне может оказаться выше, чем у предшественников, тенденция общего снижения статуса глав регионов, обозначившаяся после серии арестов и отставок глав субъектов Федерации (в том числе только недавно прошедших прямые выборы), сохраняет актуальность. Поэтому после того, как региональные элиты начнут адаптироваться к новым назначенцам, тем предстоит доказать, что приход на работу в регион стал для них карьерным ростом, а не понижением. В сходной ситуации оказываются и президентские полпреды в федеральных округах.
Вторая интрига, полагают политологи, касается готовности федеральной власти реально снизить в кадровом резерве долю гражданских чиновников в пользу выходцев из спецслужб, правоохранительных органов и военного ведомства. Они напомнили, что подобные прогнозы уже имели место в мае 2014 года в контексте назначения С. Меликова и Н. Рогожкина полпредами в Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах. «Однако тогда разговоры о «милитаризации» корпуса полпредов в целом не получили развития, а сами Меликов и Рогожкин спустя два года покинули посты, не продемонстрировав за этот период особой склонности к использованию силовых рычагов», - уточнили аналитики.
На взгляд политологов, третья интрига связана с тактикой новоназначенных губернаторов. «Многим из них предстоит пройти тест на менеджерский потенциал – с учетом того, что и региональные элиты, и федеральные ведомства будут склонны ожидать от них управленческих неудач на старте губернаторства, - уверены в Фонде. И полагают, что в этой ситуации главы регионов оказываются перед выбором между активной политической и кадровой экспансией и желанием более тщательно освоиться на местности, воздерживаясь от резких телодвижений.
Политологи отмечают: пока опыт новых губернаторов показывает, что «гражданские» чиновники более склонны проявлять активность, нежели бывшие офицеры.
Четвертая интрига будет связана с механизмом управления в территориях, куда пришли выходцы из спецслужб, не сомневается президент Фонда Михаил Виноградов. «Интересно, что губернаторам Калининградской и Ярославской областей (а до этого – главе Тульской области) досталась схема с разделением постов губернатора и председателя областного правительства. Несколько лет назад федеральный Центр подталкивал регионы к упразднению этих схем и взятию губернаторами на себя полноценной менеджерской ответственности за происходящее на территории. Эта практика была распространена на большинство субъектов Федерации (за исключением национальных республик).
Однако теперь появляются новые шансы на реанимирование региональных правительств», - полагает политолог. Он допускает, что возвращение к практике региональных правительств (особенно когда на пост губернатора приходит внешний назначенец) может создать дополнительную напряженность во взаимоотношениях этих органов с администрациями (аппаратами) глав субъектов, и приводит в пример Астраханскую и Свердловскую области. Эта тема получает дополнительную актуальность в преддверии выборов. Михаил Виноградов не сомневается, что в случае неудовлетворительных для власти результатов в отдельных регионах возможно обострение борьбы за интерпретацию причин этого. «Тогда «политические» и «хозяйственные» чиновники будут активно перекладывать ответственность друг на друга», - высказывает опасения политолог.
Между тем июль продемонстрировал ряд значимых для страны событий. Это подготовка к приватизации “Башнефти” и пакета акций компании «Алроса»; изменения в системе управления правительства - создание Комиссии по региональному развитию под руководством вице-премьера Дмитрия Козака, планы Минфина по снижению на 15,5% бюджетных трансфертов регионам в 2017 году. Конечно же, это и скандалы, связанные с обысками в руководстве управления Следственного комитета по Москве, критика руководством Центризбиркома работы ряда региональных избирательных комиссий, расследование в Карелии обстоятельств договора мэрии Москвы о направлении отдыха детей в лагерь «Парк-отель «Сямозеро», расторжение властями Петербурга контракта с генподрядчиком строительства «Зенит-Арены».
Не прошли бесследно конфликты региональной элиты: заявление красноярского бизнесмена Анатолия Быкова о готовности к войне с губернатором Виктором Толоконским, ситуация со снятием кандидата на пост губернатора Тверской области от КПРФ Вадима Соловьева, отмена судом результатов конкурса по выборам главы администрации ЗАТО Вилючинск на Камчатке. В топе скандальных дел завершение следствия по делу бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, увеличение до 10 лет лишения свободы приговора бывшему сити-менеджеру Сыктывкара Роману Зенищеву, аресты в Моршанске (Тамбовская область) первого замглавы администрации Андрея Храмова и руководителя фракции ЕР в горсовете Олега Барова, а также мэра Копейска Челябинской области Вячеслава Истомина по обвинению в получении крупной взятки, финальная стадия суда над экс-мэром Ярославля Евгением Урлашовым, отставка сити-менеджера Кургана Александра Поршаня и отстранение Верховным судом Республики Алтай от должности врио главы администрации Горно-Алтайска Николая Колесниченко, попытка организовать сбор подписей под петицией за отставку губернатора Владимирской области после самоубийства главы предприятия «БигАвтоТранс» Автандила Биганова.
Наряду с этим июль характеризовался негативной эпидобстановкой в ряде территорий: вспышка сибирской язвы в ЯНАО, выявление очага бубонной чумы на Алтае, - и природными катаклизмами: лесные пожары в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, ливневые дожди в Москве…
На Колыме учитывали все сценарии, стремились предотвратить последствия природных стихий, максимум внимания уделяли превентивным мерам. Политика региональных властей позволила региону динамично развиваться и сохранять политическую стабильность.