МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. За всю историю Магаданского областного музыкального и драматического театра в репертуаре коллектива опера была лишь однажды. В феврале далекого 1945 года, когда еще шла Великая Отечественная война, режиссер Леонид Варпаховский, находясь в статусе заключенного, поставил шестичасовую «Травиату». Тогда об этом сообщили все информационные агентства мира. И вот спустя 73 года постановку редкого для для нашего храма искусств жанра повторил молодой режиссер, солист Большого театра Андрей Цветков-Толбин.
Опере 120 лет
Андрей Цветков-Толбин (на снимке) сотрудничает с магаданским театром с 2014 года. Тогда главный режиссер музыкальной труппы Мария Леонова пригласила артиста на оперетту «Марица».
И вот, к радости и даже удивлению поклонников оперного искусства, он ставит в Магадане «Боярыню Веру Шелогу» композитора Николая Римского-Корсакова. Премьера оперы случилась 120 лет назад в Москве, поздней осенью 1898 года. Она посвящена событиям 463-летней давности – 1555 года.
Генеральная репетиция в магаданском театре прошла на этой неделе дважды, отыграли два состава. Зрителей приглашают на премьеру в ноябре. Для режиссера, которому 34 года, это не первая постановка. В мире искусства он имеет репутацию режиссера, видящего произведение вглубь, раскрывающего оперу в сотрудничестве с замыслом автора, а не в противопоставлении живого режиссера бессмертному композитору, как это стало модно с недавних пор в мире театра.
Почему Андрей Александрович выбрал редко исполняемое произведение композитора?
– Оно является прологом к «Псковитянке», – говорит режиссер. – Согласно воле автора может исполняться отдельно. Так получилось, что это произведение композитор написал позже «Псковитянки», и оно стало прологом к опере, написанной раньше. Это, так сказать, некий казус Римского-Корсакова. Для постановки оперы, кроме профессиональных навыков, нужны определенные голоса, настоящий оркестр. Все это есть в магаданском театре.
Самое важное, что молодой, но уже известный в России и за ее пределами режиссер посвящает оперу памяти коллеги старшего поколения, который служил нашему театру в годы репрессий, Леониду Варпаховскому, 110-летие со дня рождения которого отмечалось в марте нынешнего года, пишет "Магаданская правда".
Напомним, в феврале 1945 года он сам, актеры, художники были людьми подневольными. А эстонский оркестр только-только попал на Колыму в полном составе – музыкантов привезли в Магадан во фраках с инструментами из Ярославля, где всех арестовали во время гастролей…
Прожить от первой до последней ноты
– Идея этой постановки, – говорит артистка музыкальной труппы Галина Манаева, – возникла среди нас, актрис, страстно желающих проявить себя в оперном искусстве. Сразу же нашли поддержку и одобрение у Марии Леоновой, нашего главного режиссера. Она стала нашей союзницей, и мы, артисты Наталья Нерчевская, Ольга Хлебникова, Наталья Коваль, Дина Богатырева, Павел Бедарев и Константин Благинин, принялись за работу вместе с режиссером.
Галина Манаева, выпускница Дальневосточной академии искусств, по окончании академии год играла на приморской сцене филиала Мариинки, затем в Хабаровском краевом театре музыкальной комедии. Галина родом из Магадана, с детства мечтала об оперной сцене. Из персонажей, как она призналась, хочет воплотить те женские образы, чьи судьбы наиболее трагичны: «За них с удовольствием возьмусь, проживу от первой до последней ноты, буду гордиться этими героинями!».
Спросила артистку, как подготовиться нашей публике к восприятию оперы. И вот что она посоветовала:
– Можно прочесть сценарий оперы – либретто, он небольшой. В основе оперы пьеса «Псковитянка». Сюжет композитор взял из истории России, он связан со становлением государственности. Музыка гениального композитора понятна и доступна, она воспитывает в человеке все самое лучшее, доброе и вечное.
Экскурс в историю
Премьера оперы состоялась в 1898 году – в Москве, в театре Солодовникова. Авторами либретто стали композитор, а также Всеволод Крестовский и Модест Мусоргский, в основе – пьеса Льва Мея.
Тем, кто не знаком с сюжетом, поясним, что в нем участвует главная героиня другой оперы – «Псковитянки» – Оленька, она дочь Ивана Грозного. Действие насыщено сильными переживаниями, в нем царит гармония вокального и актерского искусства, украшением спектакля станет колыбельная, полный переживаний рассказ, который воплотили женские дуэты. И, конечно, оркестр под управлением Руслана Козовчинского. К слову, во время спектакля он почти невидим за полупрозрачной ширмой.
Заявку на оперу в нашем театре нужно расценивать не только как расширение его величества репертуара. Она дает надежду на то, что храм искусства делает достойный пристального внимания слушателей шаг в мир искусства накануне 2019 года, объявленного в России Годом театра.
Справка «МП»
Андрей Цветков-Толбин родился в Москве в 1984 году. Андрей Александрович – актер музыкального театра и кино, режиссер-постановщик, режиссер оперного театра-студии РАМ им. Гнесиных, победитель Второго международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Окончил музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве. Работал в музыкальном театре «На Басманной», шоу-группе «Московский каприз». Учился в РАТИ на актерско-режиссерском курсе.
В 2006 году основал музыкальный театр им. Г. Ансимова. Как режиссер ставил оперы, мюзикл «Ах, фестиваль!» на XIX Всемирном сочинском форуме, «Эльфийскую ораторию» в Московском метро. Ведет активную концертную, просветительскую и благотворительную деятельность на главных площадках Москвы, солирует в театрах на Бассейной в Калининграде, Камерном музыкальном им. Б. Покровского в Москве, в магаданском театре.