МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Для сохранения традиционных истоков культурной среды, воспитания подрастающего поколения, утратившего основу, что имели предки, в Северо-Эвенском городском округе создан этнокультурный центр «Хэкэт» (Северное сияние), сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в Министерстве культуры и туризма Магаданской области.
Исстари на территории колымской земли, ныне Магаданской области, проживали наши предки – оленный народ. Сегодня Северо-Эвенский округ – единственный в регионе, где сохранилось оленеводство. А тема кочевых племен тесно связана с культурой, языком, традициями, искусством эвенов и коряков. Веками из рода в род передавались навыки мастерства выпаса оленей, умение в сложных условиях сохранить многочисленные стада, где жизнь тундры – олень, песня тундры – олень.
Забив оленя, собирают кружкой кровавую пену, пузырящуюся возле раны, и окропляют ею четыре стороны света – это древний обычай, оставшийся с тех пор, когда их, язычников, окружали Духи Матери-Природы. В оленеводческих бригадах традиции и ритуалы чтятся свято, живут по тем старым временам, когда приходилось надеяться только на себя до доброго Духа-охранителя. Все действия при снятии шкуры оленя, разделке туши отработаны веками удобным и быстрым способом. В пищу практически употребляется весь олень: ароматное, диетическое мясо; из желудка, наполненного кровью, варят кровяной суп, полезный для восстановления сил у больных людей; варят кашу, великолепную витаминную добавку к столу, из содержимого оленьего желудка (ведь олень питается только ягелем и зеленой растительностью). Отварные кишки, заправленные костным жиром, напоминают по внешнему виду сосиски, изумительны салаты из мороженого мозга оленей. 18 марта этнокультурный центр представил жителям Эвенска дегустацию данных блюд.
Трудно представить, чего нельзя сделать из оленьей шкуры: об этом свидетельствует организованная выставка по национально-прикладному искусству. Из того, что давала Матушка-Природа – заготовка ягод, кореньев (хинты), приготовление чайных напитков – складывалась колыбель культуры.
21 апреля прямо в центре Эвенска раскинулось стойбище оленеводов. Именно здесь расположилась вторая оленеводческая бригада УМСХП «Ирбычан», которую возглавляет Евгений Алоло, где появился самый первый олененок. Именно это стойбище проводит традиционный корякский праздник Первого олененка «Каюю», в честь появившихся телят во всех оленеводческих бригадах.
С приветственными словами к жителям обратились глава муниципального образования Руслан Марзоев и председатель Собрания представителей Северо-Эвенского городского Виктор Карпенко, которые отметили значение сохранения национальных традиций, культуры и искусства народов Севера, проживающих на территории округа.
Праздник начался с проведения старейшинами Екатериной Икавав и Викторией Айвалан ритуала «Кормление огня» и обряда «Благодарение Земли-Матушки». Все были одеты в национальные корякские костюмы, разговор велся на родном корякском языке. Затем дружно исполнили общий корякский танец «Под звуки бубна» Якова Явьек. Отрадно, что в нашем округе хранители своих традиций умом, душой и делом передают их из века в век поколениям. Хозяйки стойбища угощали гостей национальными блюдами. В этот день к ним в стойбище приехали в гости национальные коллективы – эвенский фольклорный ансамбль «Нгерин» из села Гижига, ансамбль «Олики» из села Гарманда и образцовый ансамбль песни и танца народов Севера «Тюллипиль» со своими подарками, интересными и задорными танцами. Любителей помериться в силе и ловкости ждали национальные спортивные состязания, самые ловкие смогли показать удаль и азарт.
Праздник оставил яркие впечатления, добрые отзывы в сердцах оленеводов и жителей округа. Проведение корякского праздника Первого олененка «Каюю» – это дань уважения к нелегкому труду оленеводов, за их труд во благо всех нас, чтоб огонь жизни в оленеводстве не погас, рождались и сохранялись телята. Развитие и сохранение оленепоголовья – основа традиционного уклада жизни, быта, культуры народов Севера, является национальным достоянием, призвана донести до будущих поколений все прекрасное и самобытное, что было свойственно жителям древних северных народов.