МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Путешествия — это прекрасно. Возможность увидеть другие страны, быт других народов, сменить декорации – все это положительные эмоции, как минимум. Тем более, когда перевозчики предлагают дешевые билеты. Как правило, дешевая цена на авиабилет предполагает его невозвратность. Однако все мы люди и не властны над внешними обстоятельствами. Со стороны получается, что, покупая невозвратные билеты, мы идем на риск остаться и без денег, и без билетов… Но так ли уж они невозвратны?
Сегодня постараемся дать ответ на этот вопрос.
Для начала отметим, что общие правила по воздушным перевозкам регламентируются Воздушным кодексом РФ (далее – ВК РФ)
Так, согласно ст. 108 ВК РФ, вы, как пассажир, имеете право отказаться от полета и получить обратно деньги, уведомив перевозчика за сутки (24 часа) до вылета. Отметим, однако, что локальными правилами воздушных перевозок перевозчика могут быть установлены льготные сроки (совет – перед покупкой внимательно изучите их). Про сутки также отмечу, что речь идет именно о текущих сутках. Так, если билет куплен ночью без десяти минут двенадцать, то время его возврата истекает в полночь, т. е. через 10 минут после покупки. Это важно.
Если вы решите отказаться от перелета после данного срока, возврат вам также произведут, но удержат сбор в размере не более 25 % (как правило 25 %) от суммы билета. Данные нормы установлены правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации.
Это общие правила по возврату билетов.
А как же быть с невозвратными билетами?
Невозвратный билет
Вообще, что такое невозвратный билет? Пп. 4, п. 1, ст. 108 ВК РФ установлено, что перевозчик может заключить договор перевозки, в котором пропишет условие о невозвратности билетов в случае расторжения такого договора. Получается, что, заключив договор перевозки, где будет прямо указано о невозможности возврата билетов, покупатель обрекает себя на потерю денег в случае отказа? А вот и нет! В большинстве случаев проблему возврата можно решить и вот как.
П. 2 ст. 108 ВК РФ определяет перечень случаев, в которых покупатель имеет право вернуть деньги за билеты, даже если они не подлежат возврату:
1. болезнь пассажира либо члена его семьи (в т. ч. близкого родственника),
2. смерть члена его семьи (в т. ч. близкого родственника),
3. задержка отправления воздушного судна,
4. иные действия (бездействие) перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.
Отмечу, что обстоятельства болезни или смерти должны быть подтверждены медицинскими документами. Также стоит иметь в виду, что под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Таким образом, в случае, если вы не смогли вылететь в связи с вышеуказанными обстоятельствами, вы имеете право на возврат денежных сумм за билеты, даже в случае, если они невозвратны.
Практика. Где вернуть деньги?
Места, где происходит возврат денег, указываются во внутренних правилах авиакомпании. Данную информацию можно найти на сайте компании. Важное уточнение – установленный компанией-перевозчиком порядок возврата должен соответствовать общим правилам воздушных перевозок. Например, общими правилами воздушных перевозок установлено, что возврат денежных средств при отказе происходит в кассе компании, а также у агентов компании.
По сложившейся традиции, прилагаю краткую памятку со схемой действий при возврате денег за авиабилеты.
1. Уточнить реквизиты компании, у которой приобретался билет. (Если билет приобретался в турагентстве – обращаемся к ним, а не в саму авиакомпанию).
2. Находим и читаем правила обмена авиабилетов этой компании. (Например, на сайте турагентства.)
3. Устно обращаемся в компанию, где покупали билет, узнаем вопрос о комиссии при возврате билетов, возможности возврата (на карту либо лично).
4. Письменно направляем заявление об отказе от полета с просьбой вернуть деньги, указав реквизиты карты, либо лично относим в офис компании заявление, на втором экземпляре просим поставить отметку о вручении.
5. В случае, если в агентстве откажутся принять ваше заявление, нужно будет обратиться в авиакомпанию. При этом обязательно получите письменный отказ от агентства. Хотя бы по электронной почте. Пишем подобное заявление, прикладываем ответ агентства.
6. В случае отказа авиакомпании готовим жалобу в Росавиацию, Роспотребнадзор и исковое заявление в суд.
В случае, если вы оказались в подобной ситуации, предлагаю абсолютно бесплатную помощь в предоставлении услуги по защите прав потребителей.
Добьемся защиты нарушенных прав вместе!
Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru