Дело было в Камешках
Криптозоологи, занятые поиском так называемого снежного человека, не раз отмечали, что в северном фольклоре часто говорится о существах, которые по описанию похожи на йети, бигфутов и т. д. В эвенских сказках и преданиях подобное существо называется хэек.
Эвены не любят рассказывать об этом чужакам, но до сих пор среди них ходят истории о встречах в тайге и тундре с загадочными хэеками. По их словам, они бывают двух видов: маленькие — ростом до трех метров — и большие — высотой до середины деревьев. Их тело покрыто тонким волосом, но при этом они совсем не похожи на обезьян или снежных людей, как их изображают в кино. Место, где побывали хэеки, можно узнать по обломанным ветвям деревьев на недоступной человеку высоте.
Уверяют, что в Северо-Эвенском районе в 80-х годах прошлого века еще жила женщина, которую маленькой забрали хэеки. Произошло это в окрестностях Камешков, похищение видели и другие дети. Потом взрослые шли по следу похитителей, но они внезапно исчезли. Девочку через несколько дней нашли довольно далеко от места пропажи. По словам тех, кто ее искал, сама она уйти так далеко не смогла бы. До конца жизни эта женщина почти не говорила и боялась высоких деревьев.
По одному из объяснений название хэек происходит от эвенского слова «хэе» — «макушка». Великана-хэека почти никогда не видно целиком — он обычно показывает верхнюю часть головы из-за укрытия, но когда стоит во весь рост, то приходится задирать голову, чтобы увидеть его полностью.
По представлениям эвенов, хэеки не едят ни мяса, ни рыбы. Предполагают, что они питаются кореньями, ягодами и другой растительной пищей. Некоторые оленеводы уверяют, что хэеки или их следы несколько раз попадались геологам, но те не стали о них рассказывать, так как боялись, что их поднимут на смех.
Сходные рассказы есть и у эвенов Якутии, они описаны в работах ученой Юлии Лиморенко. Самый распространенный сюжет, когда хэек похищает женщину или ребенка. В конце 30-х годов женщина из с. Сассыр якобы была похищена хэеком, и лишь через два года он сам вернул ее.
Кроме того, не раз упоминалось, что хэеки могли ради забавы пакостить — например, кидать камни в жилища пастухов или ночью связывать рога оленей в стаде, опустошать силки охотников, пугать и дразнить людей. Но великаны боялись пламени. Так, женщина, которую якобы похитили хэеки, переняла некоторые их привычки — стала бояться огня и ножей, отказалась есть вареное мясо.
И прогнулась земля...
Спешу сразу остудить горячие головы, которые вдруг соберутся искать в глухих местах Магаданской области йети — а что если попробовать сфотографировать с беспилотника, ведь раньше так никто не делал! — хэек достаточно древний фольклорный персонаж. В мифе, который приводит ученый Василий Роббек, хэеки появились на земле еще во времена творения.
Бог-создатель Хэвки, которого эвены представляли в виде доброго седого старика, населил землю сперва великанами и мамонтами, а только затем людьми. Он вылепил из земли мужчину и женщину, после заставил их обменяться ребрами, чтобы они любили друг друга. Но сначала он отправил на пустую землю великанов (хэек), а когда понял, что им нечего есть, бросил мамонтов (кями), чтобы хэеки смогли охотиться на этих животных. Но под тяжестью огромных зверей земля стала прогибаться и становиться неровной. Тогда бог-творец, чтобы она не разрушилась, превратил хэеков в скалы, а мамонтов загнал под землю. Освободившийся мир он отдал людям и населил его обычными зверями и птицами.
То есть мы видим, что первоначально хэеки были легендарными персонажами, героями дочеловеческого мира, вроде древнегреческих титанов. И только с течением времени их стали воспринимать как звероподобных существ, которые живут где-то в тундре или тайге.
Вместо оленей и мамонтов
Так, может, хэек не столько дикий зверь, сколько сверхъестественное разумное существо? Согласно традиционным представлениям эвенов весь мир был одушевлен и у каждой стихии — воды, земли, огня — был свой дух-хозяин. Свой дух был и у каждой местности.
Как пишет известный ученый-эвеновед Алексей Бурыкин, вселенная, по представлениям эвенов, состоит из трех сфер. Верхний мир — мир божественных существ (там живет и бог-творец Хэвки), представления о нем неопределенны, так как сведений очень мало, средний мир — мир живых людей — и нижний мир — мир мертвых. Средний, кроме людей, населен духами. С ними могли взаимодействовать как шаманы, так и обычные люди.
При перекочевке в новую местность, при переезде через перевал или мимо необычного привлекающего внимание предмета эвены приносили в жертву оленя — дар духу местности. Духи могли сверхъестественным образом влиять на жизнь человека, поэтому их старались задобрить. К ним обращались с заклинаниями, пожеланиями и просьбами принять жертву, быть милостивыми к людям, сделать их жизнь благополучной. Но сказочные хэеки никогда не включались в эту систему отношений духов и людей, не умели колдовать и шаманить, даровать удачу или насылать болезни. Ближе всего к ним в эвенском фольклоре стоят не сверхъестественные существа, а животные, например, медведи.
Но независимо от того, кто послужил прототипом для хэека, почему бы не взять его образ для привлечения внимания к нашему краю вместо избитых оленей, мамонтов и медведей? Пусть все свидетельства о существовании снежного человека вызывают у ученых обоснованные сомнения, почему бы не использовать этот пласт фольклора коренных жителей края для привлечения туристов? Например, в Кемеровской области поступили именно так. В 2010 году тогдашний губернатор Аман Тулеев пообещал миллион рублей тому, кто сможет привести настоящего живого йети. А еще через два года власти Кузбасса на полном серьезе заявили, что в регионе ученые занялись исследованием ДНК снежных людей. С тех пор, правда, йети так никто и не нашел, но поток туристов в регион вырос примерно в два раза. А чем мы хуже?
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Эвены vs коряки
Любопытный факт, но словом «хэек» оленеводы продолжают пользоваться и по сей день. Эвены Магаданской области так называют коряков. По-видимому, в прошлом имел место перенос названия мифологических существ на иноплеменных соседей, отношения с которыми складывались далеко не всегда мирно.
При продвижении вдоль Охотского побережья эвены часто вступали в конфликты с коряками, которые здесь поселились на тысячу с лишним лет раньше. Об этом тоже сохранились предания. Одно из них записано после войны от Ивана Хабарова в селении Дюмандя: «Триста с лишком лет назад в Ольском районе была вражда. Орочи с коряками сделали большую войну. Много сотен орочей было убитых, коряки тысячами были убиты. И сейчас, в наши дни, лежат человеческие кости, остались деревянные луки, стрелы, остовы старых юрт».
В некоторых преданиях говорилось, что вражда дошла до такого ожесточения, что гибли даже женщины и дети (что нехарактерно для традиционного общества, обычно их брали в плен), а один эвенский герой даже съел сердце поверженного врага. Возможно, именно жестокая вражда стала причиной того, что название великанов-хэеков было перенесено на своих неприятелей. Потом, спустя столетия, вражда успокоилась, но название прижилось.
Сейчас, когда войны остались в далеком прошлом, о них напоминают только предания и загадочные хэеки, рассказы о которых иногда можно услышать, если кто-то из оленеводов вдруг станет излишне откровенным со случайным собеседником из города.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Снежный человек (в зависимости от региона он может называться йети, чучуна, сасквач, бигфут, алмасты, авдошка и т. д.) — предполагаемый реликтовый гоминид — доисторический человек, сохранившийся чудом до наших дней, либо человекообразная обезьяна. Первые сообщения о снежном человеке в Гималайских горах появились еще в XIX веке, а в 1951 году экспедиция альпинистов сфотографировала следы босых ног на гималайском леднике, которые в два раза превышали человеческие. Утверждалось, что это следы снежных людей. Фото вызвало ажиотаж среди научной и околонаучной общественности, правда, до сих пор ни одного научного доказательства существования йети получить не удалось.
Сегодня, когда появилась возможность сделать анализ ДНК любой органической ткани, выяснилось, что все найденные части тела снежного человека принадлежат другим, уже известным науке существам. Так, его волосы оказались шерстью гималайского медведя, а рука йети, хранившаяся в одном из буддийских монастырей, оказалась человеческой.
Каким же образом можно объяснить гигантские следы, которые альпинисты сфотографировали на леднике? В южных странах, даже в высокогорье, солнце гораздо более активно, чем на севере, а при повышенной инсоляции любые следы на снегу протаивают до огромных размеров.