То, что в акватории магаданских бухт десятилетиями покоятся затонувшие суда, я думаю, ни для кого не является секретом. Информация известная, информация открытая, проблема назревшая и наконец-то в этом году на нее обратило внимание руководство нашего региона. Да не просто обратило внимание, а твердо и настойчиво сообщило о ней выше. Не описать нашей радости, когда руководство сообщило и было услышано, поддержка в решении данной проблемы региону будет оказана.
Рвануло
Непонятно, почему не обращали внимания раньше? Мол, не знали, сюрприз, так сказать? К сожалению, знали и очень хорошо понимали, что данная проблема может рано или поздно привести, не побоюсь такого громкого заявления, к экологической катастрофе. Также власти региона четко понимали, какие нужны финансовые затраты для ее решения. А денег, как обычно, нет, вот рванет, тогда и изыскивать будем, все по факту, как обычно, все на потом, да на потом.
Но тот самый «на потом» и наступил в этом году, который, напомню, заставил изрядно понервничать экологов, прокуратуру, местные и региональные власти, сотрудников МЧС и представителей других структур и ведомств.
Напомним, 10 августа 2018 года в оперативную дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях поступило сообщение о загрязнении береговой полосы в бухте Нагаева, предположительно, нефтепродуктами. Для обследования загрязненного участка были привлечены спасатели Управления ГО и ЧС мэрии города Магадана.
11 августа 2018 года для очистки береговой полосы организован комплекс мероприятий с привлечением совместной группы спасателей Магаданского поисково-спасательного отряда, Управления ГО и ЧС мэрии города Магадана, сотрудников Специализированной пожарно-спасательной части, инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам и обсуживающих организаций городского округа.
Совместными силами спасателей и пожарных города Магадана было очищено порядка 150 метров береговой линии бухты Нагаева.
Специалисты Природоохранной прокуратуры и Росприроднадзора провели ряд мероприятий, связанных с исследованием воды в районе бухты Нагаева на наличие и концентрацию загрязнения. Проводится расследование по выявлению причин разлива нефтепродуктов.
Это не мы
Странное совпадение, но за три недели до случившегося «ВМ» опубликовал материал о затопленных судах, которые долгие годы хранят наши бухты и о том, что нужно тщательно продумать их поднятие на сушу т. к. может возникнуть проблема, ведь практически все суда содержат не извлекаемые остатки ГСМ, которые при любых операциях по подъему могут нам устроить локальную экологическую катастрофу.
В общем, та статья была очередным призывом, звоночком, что уважаемые наши представители власти, контролирующие органы и другие?– будьте же добры, обратите, все-таки, ваше драгоценное внимание на наши бухты. Ведь рано или поздно все это «затопленное дело» даст о себе знать. И вот, не то чтобы поздно, и не совсем рано, спустя пару недель после выхода статьи данное «затопленное дело» напомнило о себе, да еще как напомнило… И к гадалкам, как говорится, можно не ходить, второй подобный звоночек не за горами.
Из последнего
После случившегося представители местной власти проводили не одно совещание, говорили много, спорили, анализировали, решали что и как делать.
В итоге из последнего: утилизацию затонувших на территории Дальнего Востока судов могут включить в нацпроект «Экология»,?– сообщает MagadanMedia от 20 сентября. С просьбой оказать помощь к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрию Трутневу обратились в ходе рабочей встречи главы дальневосточных субъектов.
Поводом для обращения к федеральным властям послужил случай, связанный с недавней утечкой нефтепродуктов из затонувшего в бухте Нагаева Магаданской области судна «Профессор Моисеев».
Это наш Моисеев, из-за которого 11 августа свой выходной день сотрудники контролирующих органов, спасатели, пожарные и другие провели не с семьей дома у телевизора, а на берегу бухты Нагаева?– кто с блокнотами и протоколами, кто с пробирками для проб, кто с лопатами и другим инвентарем.
Возвращаемся к сообщению MagadanMedia: по информации Дальневосточной транспортной прокуратуры, большая часть из трех десятков судов, затопленных в бухте Нагаева в Магадане, не имеют собственника или он неизвестен. По закону, обязанность поднимать судно и другое имущество, которое угрожает загрязнением акватории, возложена на собственников. В ходе проверок транспортной прокуратуры были установлены владельцы только двух судов, которые не принимали меры к очистке акватории. По обоим случаям суд удовлетворил иски прокурора о возложении на судовладельцев обязанности по подъему их имущества.
Первый пошел
Также на минувшей неделе стало известно, что по требованию транспортного прокурора в Магадане на Росимущество возложили обязанность поднять и удалить с акватории морского порта затонувшее судно FISH CARRIER «Малли».
Ранее мероприятия по обеспечению его безопасной стоянки и предотвращению загрязнения окружающей среды никем не выполнялись, имелась информация о наличии в машинном отделении и в трюме судна отходов ГСМ.
Учитывая, что затонувшее судно «Малли» может стать причиной засорения и загрязнения акватории Охотского моря, создает угрозу безопасности плавания других судов, Магаданский транспортный прокурор обратился в городской суд с соответствующим исковым заявлением к территориальному управлению Росимущества.
Суды первой и апелляционной инстанции Магаданской области в полном объеме согласились с требованиями транспортного прокурора.
Не все так просто
Ранее департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу неоднократно поднимался вопрос очистки акватории от «громоздкого мусора», мы сейчас говорим о металлоломе, который находится в наших бухтах (затонувшие суда).
Собственников данные подводные «руины» не имеют (ведь именно за их счет производились бы определенные мероприятия по их ликвидации). Существует инвентаризация, составленная на основании опубликованных сведений о наличии судов. Совместно с транспортной прокуратурой несколько лет назад пытались найти хозяев этого металлолома, но их сейчас уже нет?– подводные лодки давно списаны, а владельцы других суден просто обанкротились. А раз хозяина нет, значит и счета выставлять некому, и об этой ситуации должно побеспокоится государство, а именно?– произвести работу за счет собственных средств.
Также из года в год в зимний период сотрудники магаданского МЧС напоминают гражданам об опасности выхода и выезда на лед бухты Гертнера. Однако, находятся любители подледной рыбалки, кто, всячески пренебрегая предупреждениями, минуя предупреждающие таблички «Выход на лед запрещен!», рискуют своей жизнью и жизнью других людей.
Спасением рыбаков-нарушителей занимается МЧС, а что происходит с утонувшим автотранспортом? Да ничего, лежит на дне, покоится годами, да и куда ж ему деваться. В общем, нам остается только догадываться о количестве железных коней на дне бухты, и о том уроне, который они несут для окружающей среды.
Но если быть объективными, то оценка загрязнения от утонувшего автотранспорта в Гертнера несоизмерима (как говорится, капля в море), по сравнению с морскими судами, покоящимися на дне с 90-х годов в бухте Нагаева. Напомним, на дне хранятся десятки тонн топлива, и именно на них стоило бы обратить внимание. Сейчас они в более-менее сохранном состоянии, но по мере их разрушения все это начнет поступать в воду.
Комментарии